В статье автор пытается определить основные пути развития рынка нефтегазовых услуг на территории РФ.
Ключевые слова: нефтегазовый комплекс, Россия, услуга.
Нефтегазовый комплекс имеет огромное значение на территории нашей страны. Нефтяная промышленность является ключевой отраслью в российской промышленности в целом. Она включает в себя множество элементов, бесперебойная работа которых является важнейшим приоритетом, т. к. нефть и газ являются серьёзной составляющей российского экспорта.
С развитием технологий, развиваются и сервисные услуги. Открывая статистику за 2016 год, уже тогда можно обнаружить рост объёмов рынка сервиса нефтегазового комплекса, что продемонстрировано на рисунке 1.
Рис. 1. Объем рынка сервиса нефтегазового комплекса РФ
Нефтегазовая отрасль в России не стоит на месте и нуждается в новых технологиях и обслуживании современного оборудования, а так же в решении многих проблем связанных с её нынешним состоянием. Эти задачи и предстоит решать сервису нефтегазового комплекса.
Как и в каких направлениях будет развиваться нефтесервис в России дальше, можно предположить исходя из опыта других стран.
Для начала следует отметить, что в себя включает сервис в нефтегазовой отрасли, а именно:
- сейсмические исследования
- геофизические работы
- буровые работы
- строительство инфраструктуры
- ремонт скважин
- услуги транспорта
- другие виды работ.
Чтобы определить основные тенденции развития рынка нефтегазовых услуг, необходимо сначала понять, как развивались услуги нефтесервиса до этого. Однако если зарубежный рынок услуг в сфере сервиса нефтегазовой отрасли имеет уже достаточно длительную историю, то в РФ сервис ещё окончательно не сформирован, как полноценный сегмент.
На начальной стадии развития нефтяной отрасли в России (до революции) преобладали зарубежные компании с полным циклом работ, в которых сфера сервисных услуг организационно явно не выделялась.
До начала рыночных реформ в нефтяной отрасли Министерство нефтяной промышленности принимало участие в организации всех работ на месторождениях, в том числе сервисных. Фактически министерство было вертикально интегрированной компанией размером с весь Советский Союз. Именно там рассматривались производственные программы нефтегазодобывающих предприятий, согласовывались объемы бурения, геофизических услуг, капитальных ремонтов и т. д. Затем формировались потоки материально-технических и человеческих ресурсов для выполнения производственных программ.
Рост объемов добычи нефти и газа, расширение ее географических границ сопровождаются постоянным переформатированием инновационной среды.
С переходом на полностью государственную форму развития отрасли «сверху» сформировалась разветвленная система сервисных компаний. Сама нефтедобыча, система транспорта и связи, ремонт и поставка оборудования были структурированы в отдельные вертикальные управленческие структуры, каждая из которых обеспечивала выполнение собственных функций на определенных территориях. Таким образом, можно сказать, что в советское время сформировалась «предельная» сервисная специализация, а именно, каждая значимая функция в работе нефтяной компании возлагалась на то или иное подразделение.
Нефтяная промышленность процветала в 1960-х и 1980-х годах. В эти же годы шла разработка месторождений Западной Сибири.
В период с 1991 по 1999 гг. В России начались процессы приватизации, консолидации необходимых им отраслевых активов в рамках формирующихся нефтяных компаний.
В эти годы наблюдается интенсификация добычи нефти и газа, небольшой рост объемов нефтесервисных услуг, которые в основном предоставляются структурными подразделениями нефтегазовых компаний.
В те же годы было создано около 20 предприятий, которые оказывали технические и производственные услуги (гидроразрыв пласта, капитальный ремонт скважин) или совмещали разведку и добычу нефти с сервисными или экологическими работами.
В 1998 г. произошло очередное падение цен на нефть, и значительно сократились вложения нефтегазовых компаний в развитие нефтесервисных подразделений. В результате их производственно-техническая база устарела физически и морально, а повышение квалификации персонала и передача опыта практически не осуществляется.
В период с 1999 по 2002 гг. наблюдается рост цен на нефть, а также знакомство руководителей нефтяных компаний с лучшей зарубежной практикой организации добычи нефти и газа. Это способствовало выработке определенной политики в отношении нефтесервисных подразделений. Так их выводят из нефтегазовых компаний в отдельные предприятия, хотя они остаются аффилированными с материнскими компаниями, почти полностью обслуживая их потребности.
Закладываются основы для формирования рынка нефтесервисных услуг. На внутреннем рынке работают иностранные компании: Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes, BJ Services и другие.
С 2002 года рынок нефтесервисных услуг активно развивается. Дочерние сервисные компании продаются стратегическим инвесторам, новые сервисные компании выделяются и формируются, а слияния и поглощения находятся в стадии реализации. Начались интенсивные инвестиции в развитие производственно-технологической базы и развитие персонала сервисных компаний.
Однако, несмотря на эти тенденции, ряд нефтегазовых компаний сохраняют свои сервисные подразделения. Как показывает многолетняя практика, затраты на нефтесервис на тонну добытой нефти ниже у нефтяных компаний, пользующихся услугами внешних подрядчиков. Провозглашенный курс на инновационное развитие экономики страны требует обеспечения производства новыми технологиями и инженерно-техническими кадрами. Мировой опыт показывает, что сервисные компании являются носителями новых идей для нефтегазовой отрасли.
Развитие сервисной деятельности в нефтегазовом секторе России находится под значительным влиянием мировых тенденций. Поэтому необходимо рассматривать российский рынок услуг через призму мирового опыта. Следует иметь в виду, что глобальная структура нефтегазовой отрасли по ряду причин принципиально отличается от российской действительности.
Фактически перед нефтяной компанией стоят три основные задачи: получение лицензии на разведку и разработку месторождений, заключение соглашения о разделе продукции или концессионного соглашения с властями стран-производителей и обеспечение финансирования всех необходимых работ. Все остальное можно считать сервисом: сейсморазведка участка, бурение скважин, разработка технической схемы разработки месторождения и разработка самого месторождения, зачастую включая процесс добычи нефти и газа.
Развитие глобального рынка услуг имеет уже более чем столетнюю историю развития и основывается на трех важнейших факторах:
- Повышение качества и эффективности обслуживания за счет специализации сервисных компаний.
- Окупаемость инвестиций в науку и новые технологии за счет широкого использования их результатов в индустрии в целом.
- Повышение конкурентоспособности услуги за счет разделения функций заказчика нефтегазовой компании и подрядчика сервисной компании.
Изначально, почти все крупные нефтедобывающие предприятия имели множество подразделений, которые впоследствии выделились в отдельные сервисные компании. И уже после этого крупнейшим нефтегазовым компаниям стало проще концентрировать свои ресурсы на управлении разведкой и добычей. Далее происходили процессы слияния и консолидации сервисных компаний, в том числе с различными видами деятельности. Мировой рынок нефтесервисных услуг в нынешнем виде окончательно сформировался только в 90-е годы. Все существующие на данный момент современные крупные сервисные компании либо вышли из недр нефтегазовых предприятий, либо образовались вместе с ними.
На сегодняшний день мировым сервисным компаниям присущи интеграционные процессы, основной причиной которых является стремление к повышению конкурентоспособности и возможность предоставлять максимально широкий спектр интегрированных услуг. Более крупному предприятию легче следить за основными потребностями рынка в своей области и финансировать создание новых технологий. По мнению западных экспертов, только крупная сервисная компания с оборотом не менее $ 500 млн в год может позволить себе содержать собственные научные подразделения, участвовать в научных исследованиях, разработке и выпуске собственных устройств и программного обеспечения.
Необходимо отметить, что вложения в уникальные технологии достаточно эффективны для нефтесервисных организаций. В условиях значительного увеличения количества труднодоступных месторождений они становятся широко востребованными нефтегазовыми компаниями разных стран, что обеспечивает их достаточно быструю окупаемость. Следует отметить, что нефтесервисные предприятия должны оперативно предоставлять нефтегазодобывающим компаниям информацию о новейших технологиях и эффективности их применения.
В России, на сегодняшний день, осуществляется отделение сервисного бизнеса от нефтегазовых компаний и консолидация малых предприятий на рынке нефтесервисных услуг.
Одной из причин повышенного спроса на услуги нефтесервисных компаний является низкое качество разработки запасов, в результате чего нефтегазовые компании накопили большое количество дорогостоящих простаивающих скважин и скважин с низким уровнем добычи в эксплуатации. А поскольку согласно действующему законодательству количество простаивающих скважин не должно превышать 10 % от всех нефтеносных скважин, компании вынуждены вводить их в эксплуатацию, что еще больше увеличивает спрос на услуги.
В настоящее время спрос на нефтесервисные услуги очень высок. Нефтяники готовы платить большие деньги за качественные услуги, но их предложение серьезно ограничено. Ситуация во многом обусловлена крайним износом парка нефтегазового оборудования, возраст которого на сегодняшний день составляет от 10 до 20 лет.
В настоящее время недропользователи в РФ сталкиваются с тремя ключевыми проблемами:
- Освоение легкодоступных ресурсов и усложнение условий эксплуатации.
- Удаленность центров потребления и производства, отсутствие транспортной инфраструктуры.
- Увеличение себестоимости добычи углеводородов и ужесточение требований к технологичности месторождения.
Для решения этих проблем необходимы серьёзные преобразования.
Важно обеспечить качественную доразведку и разведку запасов, а также полное оборудование скважинного сервиса. Также сервису нефтегазового комплекса в России предстоит модернизация и улучшение качества обслуживания трубопроводной инфраструктуры. Внедрение новых технологий и услуг, а также их разработка является важным этапом развития нефтесервиса. Более углубленная и качественная подготовка будущих и компетентных кадров для данной сферы деятельности, является также немаловажной частью будущего сервиса нефтегазового комплекса.
Следуя опыту западного рынка, для всех этих преобразований предприятиям сервиса нефтегазового комплекса необходимо начать финансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, обеспечивающие высокий технический и технологический уровень всех видов нефтесервисных услуг. В свою очередь, недропользователи должны четко сформулировать требования и задачи, которые призваны решать нефтесервисные предприятия, и быть готовыми финансировать их реализацию и последующее использование.
Нефтесервисный рынок в Росии растёт, а вместе с этим растут и требования, предъявляемые качеству услуг и их разнообразию. Рынку услуг сервиса в данной сфере необходимо набирать обороты конкуренции, которая в свою очередь создаст повышение качества и разнообразия. Также, как и для мировых компаний, которым сейчас характерны процессы интеграции, российскому нефтесервису предстоит перенять эти же тенденции, так как именно интеграция повышает конкурентоспособность и увеличивает возможности для сервисных компаний, как уже упоминалось ранее.
Подводя итог, можно сказать, что нефтесервисным компаниям в России предстоит стать более самостоятельными и независимыми для своего развития. Появление хорошей конкурентной среды, а, со временем, и рост конкуренции не оставит иного выбора, как повышение качества обслуживания, появления новых технологий и большего разнообразия предлагаемых услуг. Также стоит ожидать появления крупных российских компаний в сфере нефтегазового комплекса, которые со временем вытеснят иностранные компании с отечественного рынка.
Литература:
- Авраменко М. А. Нефтегазовый сервис в начале пути // Континент Сибирь. Красноярск. — 2011. — С. 561.
- Александров В. В. Готовность номер один. Нефтегазовый сервис восстанавливает свой докризисный потенциал // Нефть России. Нефтяной сервис. — 2011. — С. 18–21.
- Дудырева Н. В. Исследование отрасли нефтесервисных услуг в России. Сервис. — М.:Республика, 2009. — С. 180–210.