Творчество художников с мировым именем неизменно вызывает интерес и у российского зрителя, и по всему миру. Чтобы организовать выставку, которая вызывала бы всеобщий интерес, современные меценаты подходят к формированию коллекции с неизменным соблюдением принципов строжайшего отбора. Приобретаются работы у галеристов с мировым именем, владельцев авторских прав на произведения искусства, у аукционных домов или у лиц из ближайшего окружения художников. Это — гарантия подлинности. Уже около 30 лет выставки малоизвестных работ — скульптуры и графики — С. Дали организует в России и за рубежом коллекционер и меценат, член Российской Академии художеств А. И. Шадрин. Казалось бы, такая работа несёт исключительно положительный посыл: художник создал своё творение, аккумулируя в нём красоту реального мира, энергию своего таланта, а организатор выставки, выполняя просветительскую миссию, представил публике новые для неё грани творчества мастера. Но и здесь, к сожалению, есть своя очень тёмная сторона.
Ключевые слова : музей, выставка, подлинность, коллекция, культура, искусство, художники.
До приобретения коллекции работ Дали Александр Иванович Шадрин уже занимался финансированием и организацией передвижных выставок по России. Так, в 90-е гг. им были организованы выставки «Эрнст Неизвестный», «Михаил Шемякин», «Нонконформисты». В те годы аналогичными проектами не занимался больше никто. Позже, в 2000-е, В. Вексельберг в ряде городов России представил часть своей коллекции Фаберже. Таким образом, каждый проект Шадрина с восторгом принимался во всех российских регионах., подходя к организации выставок с осознанием ответственности и большим энтузиазмом.
В 2006 году в Парижском музее Дали на Монмартре был подписан контракт на покупку коллекции скульптур и графических работ С. Дали между владельцем галереи, юристом Сальвадора Дали и его другом, коллекционером, создателем «Фонда Дали» Бенджамино Леви и Александром Шадриным. Сделка состоялась при личном присутствии директора музея Алекса Доппиа и была широко освещена в мировых СМИ. Этому предшествовало восьмилетнее общение Шадрина и Леви. Долгие переговоры о закупке коллекции, в числе которой — как известнейшие графические работы, так и ранее не известные широкой публике.
6 августа 2006 года премьера выставки состоялась в Екатеринбурге. Далее было триумфальное шествие её по России, благодаря стараниям организаторов и лейтмотиву коллекции, характеризующей художника как новатора, гения сюрреализма. А в 2010 г. в дополнение к выставке был снят эксклюзивный фильм о Дали и его работах. В 2011 коллекция пополнилась работами из собрания Пьера Аржиле, друга и творческого соратника Дали. В этом, дополненном, виде коллекция была представлена в Москве и Санкт-Петербурге. Выставка была настолько востребована, что план её передвижений сформировали на 4 года вперёд.
Успех выставки не прошёл мимо разного рода аферистов от искусства. От чёрной зависти они перешли сразу к чёрным делам, делая «заманчивые» предложения российским музеям по экспонированию фальсификата. Первые недовыставки стали появляться в к. 2000-х. Их создатели представляли фальшивые экспонаты под громкими и менами, рассчитывая, вероятно, что зрителя привлечёт этим и тот не станет вдаваться в детали. Подобные мероприятия сопровождались яркими рекламными акциями. Но есть графические работы, изготовленные кропотливым ручным трудом, а есть так называемый офсет, когда работа сделана с использованием современной множительной техники. Тиражи таких «шедевров» достигают 10 тыс. Не имея ни подпись автора, ни индивидуального номера, такие творения не обладают художественной и коллекционерской ценностью. Имел место и более серьёзный обман — откровенные подделки. Например, некие дельцы возили по России ксероксы «под недописанного Шагала». Некоторые под видом подлинников появлялись и в продаже. Это уже совсем история для Уголовного Кодекса, поскольку является мошенничеством, т. к. зрителя вводят в заблуждение относительно подлинности авторства и происхождения работ.
Но жажда наживы не знает границ. Аферисты для убедительности вооружаются массой документов, прежде всего — сертификатов «подлинности» на всех языках мира. Кем, когда они подписаны, какие характеристики произведений искусства отражают — большинство российских музеев не анализируют. И с радостью предоставляют свои площадки для экспозиций подобного рода.
Выявляется также проблема иного рода: сама системная организация менеджмента в музеях. Прежде, во времена СССР, все или почти все музеи состояли на гос. финансировании, из бюджета, а единственным критерием качества работы музея была посещаемость. Больше посетителей — больше денег выделит государство. В XXI веке всё изменилось: согласно внесённым в законодательство изменениям музеям предложено на выбор 3 финансовые модели. Первая, Государственная, гарантирует 100 % финансирование, но за это музей отдаёт всё, им заработанное. Вторая, Автономная, переводит музей на полное коммерческое самообеспечение. Третья, Бюджетная, подразумевает смешанный тип финансирования. Именно её и выбрало большинство музеев. При этом варианте государство финансирует только самые важные, в его точки зрения, проекты. А где музей будет брать средства на остальные расходы, Минкультуры не интересуется. Более того, в министерских кабинетах публично заявляют, что музей теперь может «…хоть ресторан открыть, хоть отель, хоть туристическое агентство, надо лишь в Уставе прописать деятельность такого рода и получить разрешение у министерства».
В результате многие музеи вынужденно или надуманно превратились в полукоммерческие организации, предоставляя свои залы под концерты и вечеринки всевозможного, порой сомнительного рода. А новые директора, взамен людей опытных, с традиционными взглядами и не выдержавших новейшие порядки, владеют больше навыками коммерции, чем знанием об истинном предназначении музея как учреждения культурно-просветительской деятельности. В погоне за прибылью закрываются глаза на любые сомнения. Вот и принимаются решения о разрешении недовыставок. Не отстают и СМИ, дублируя, как подделки на принтерах, рекламы мошенников, таким образом преумножая обман. И никаких журналистских расследований!
Рано или поздно все авантюры раскрываются, подробности становятся достоянием гласности. А люди, зрители, больше не доверяют всем, включая честным проектам.
Есть, разумеется, компромиссное решение: сегодня можно через любой источник собрать информацию и/или получить консультацию в любом музее мира, получить ответы на вопросы за считанные дни. Тем самым выяснить всё о подлинности каждого музейного предмета. Однако такой возможностью российские музеи пока что пользуются очень редко.
На фоне всеобщего попустительства и даже вседозволенности СМИ не раз пытались уличить и Шадрина в том, что его коллекция Дали — сборник подделок. Не помогали ни просьбы прекратить, ни консультации с юристами. ТВ — канал НТВ провёл и показывал целое расследование относительно коллекции Шадрина. Журналисты обратились в Парижский музей, где им дал интервью директор музея. И, к большому разочарованию репортёров, подтвердил подлинность работ и факта приобретения коллекции в галерее.
Разумеется, в музейной сфере России есть много специалистов, достойно несущих имена своих культурных учреждений и радеющих за честную работу. И при малейшем возникновении сомнений в подлинности предлагаемых услуг можно и нужно обращаться к специалистам российского и мирового культурного пространства, для оказания помощи по защите прав интеллектуальной собственности авторов произведений искусства. И, конечно, интересов потребителя — посетителя музея.
Литература:
- ФЗ РФ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ РФ «О музейном фонде и музеях в РФ» № 118-ФЗ от 26.06.2007. // «Российская газета» от 27.06.2007.
- ФЗ РФ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ РФ «О музейном фонде и музеях в РФ» № 83-ФЗ от 08.05.2010. // «Российская газета» от 10.05.2010.
- Ганиянц М., Новое финансирование музеев: самостоятельность пополам с зависимостью. Электронный ресурс: РИА Новости 07.03.2012. Режим доступа: http:// ria.ru.
- Пичот А., Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Изд. Фонда «Гала-Сальвадор Дали», 2006, 294 с.
- Шадрин Я. А., Хитроумный маркиз Сальвадор Дали Каталонский и Пабло Пикассо. Екатеринбург, «Высшая школа», 2014, 136 с.