Труд современного мецената в контексте сравнения выставки и недовыставки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №1 (343) январь 2021 г.

Дата публикации: 04.01.2021

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Ефремов, Н. А. Труд современного мецената в контексте сравнения выставки и недовыставки / Н. А. Ефремов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 1 (343). — С. 212-214. — URL: https://moluch.ru/archive/343/77207/ (дата обращения: 16.11.2024).



Творчество художников с мировым именем неизменно вызывает интерес и у российского зрителя, и по всему миру. Чтобы организовать выставку, которая вызывала бы всеобщий интерес, современные меценаты подходят к формированию коллекции с неизменным соблюдением принципов строжайшего отбора. Приобретаются работы у галеристов с мировым именем, владельцев авторских прав на произведения искусства, у аукционных домов или у лиц из ближайшего окружения художников. Это — гарантия подлинности. Уже около 30 лет выставки малоизвестных работ — скульптуры и графики — С. Дали организует в России и за рубежом коллекционер и меценат, член Российской Академии художеств А. И. Шадрин. Казалось бы, такая работа несёт исключительно положительный посыл: художник создал своё творение, аккумулируя в нём красоту реального мира, энергию своего таланта, а организатор выставки, выполняя просветительскую миссию, представил публике новые для неё грани творчества мастера. Но и здесь, к сожалению, есть своя очень тёмная сторона.

Ключевые слова : музей, выставка, подлинность, коллекция, культура, искусство, художники.

До приобретения коллекции работ Дали Александр Иванович Шадрин уже занимался финансированием и организацией передвижных выставок по России. Так, в 90-е гг. им были организованы выставки «Эрнст Неизвестный», «Михаил Шемякин», «Нонконформисты». В те годы аналогичными проектами не занимался больше никто. Позже, в 2000-е, В. Вексельберг в ряде городов России представил часть своей коллекции Фаберже. Таким образом, каждый проект Шадрина с восторгом принимался во всех российских регионах., подходя к организации выставок с осознанием ответственности и большим энтузиазмом.

В 2006 году в Парижском музее Дали на Монмартре был подписан контракт на покупку коллекции скульптур и графических работ С. Дали между владельцем галереи, юристом Сальвадора Дали и его другом, коллекционером, создателем «Фонда Дали» Бенджамино Леви и Александром Шадриным. Сделка состоялась при личном присутствии директора музея Алекса Доппиа и была широко освещена в мировых СМИ. Этому предшествовало восьмилетнее общение Шадрина и Леви. Долгие переговоры о закупке коллекции, в числе которой — как известнейшие графические работы, так и ранее не известные широкой публике.

6 августа 2006 года премьера выставки состоялась в Екатеринбурге. Далее было триумфальное шествие её по России, благодаря стараниям организаторов и лейтмотиву коллекции, характеризующей художника как новатора, гения сюрреализма. А в 2010 г. в дополнение к выставке был снят эксклюзивный фильм о Дали и его работах. В 2011 коллекция пополнилась работами из собрания Пьера Аржиле, друга и творческого соратника Дали. В этом, дополненном, виде коллекция была представлена в Москве и Санкт-Петербурге. Выставка была настолько востребована, что план её передвижений сформировали на 4 года вперёд.

Успех выставки не прошёл мимо разного рода аферистов от искусства. От чёрной зависти они перешли сразу к чёрным делам, делая «заманчивые» предложения российским музеям по экспонированию фальсификата. Первые недовыставки стали появляться в к. 2000-х. Их создатели представляли фальшивые экспонаты под громкими и менами, рассчитывая, вероятно, что зрителя привлечёт этим и тот не станет вдаваться в детали. Подобные мероприятия сопровождались яркими рекламными акциями. Но есть графические работы, изготовленные кропотливым ручным трудом, а есть так называемый офсет, когда работа сделана с использованием современной множительной техники. Тиражи таких «шедевров» достигают 10 тыс. Не имея ни подпись автора, ни индивидуального номера, такие творения не обладают художественной и коллекционерской ценностью. Имел место и более серьёзный обман — откровенные подделки. Например, некие дельцы возили по России ксероксы «под недописанного Шагала». Некоторые под видом подлинников появлялись и в продаже. Это уже совсем история для Уголовного Кодекса, поскольку является мошенничеством, т. к. зрителя вводят в заблуждение относительно подлинности авторства и происхождения работ.

Но жажда наживы не знает границ. Аферисты для убедительности вооружаются массой документов, прежде всего — сертификатов «подлинности» на всех языках мира. Кем, когда они подписаны, какие характеристики произведений искусства отражают — большинство российских музеев не анализируют. И с радостью предоставляют свои площадки для экспозиций подобного рода.

Выявляется также проблема иного рода: сама системная организация менеджмента в музеях. Прежде, во времена СССР, все или почти все музеи состояли на гос. финансировании, из бюджета, а единственным критерием качества работы музея была посещаемость. Больше посетителей — больше денег выделит государство. В XXI веке всё изменилось: согласно внесённым в законодательство изменениям музеям предложено на выбор 3 финансовые модели. Первая, Государственная, гарантирует 100 % финансирование, но за это музей отдаёт всё, им заработанное. Вторая, Автономная, переводит музей на полное коммерческое самообеспечение. Третья, Бюджетная, подразумевает смешанный тип финансирования. Именно её и выбрало большинство музеев. При этом варианте государство финансирует только самые важные, в его точки зрения, проекты. А где музей будет брать средства на остальные расходы, Минкультуры не интересуется. Более того, в министерских кабинетах публично заявляют, что музей теперь может «…хоть ресторан открыть, хоть отель, хоть туристическое агентство, надо лишь в Уставе прописать деятельность такого рода и получить разрешение у министерства».

В результате многие музеи вынужденно или надуманно превратились в полукоммерческие организации, предоставляя свои залы под концерты и вечеринки всевозможного, порой сомнительного рода. А новые директора, взамен людей опытных, с традиционными взглядами и не выдержавших новейшие порядки, владеют больше навыками коммерции, чем знанием об истинном предназначении музея как учреждения культурно-просветительской деятельности. В погоне за прибылью закрываются глаза на любые сомнения. Вот и принимаются решения о разрешении недовыставок. Не отстают и СМИ, дублируя, как подделки на принтерах, рекламы мошенников, таким образом преумножая обман. И никаких журналистских расследований!

Рано или поздно все авантюры раскрываются, подробности становятся достоянием гласности. А люди, зрители, больше не доверяют всем, включая честным проектам.

Есть, разумеется, компромиссное решение: сегодня можно через любой источник собрать информацию и/или получить консультацию в любом музее мира, получить ответы на вопросы за считанные дни. Тем самым выяснить всё о подлинности каждого музейного предмета. Однако такой возможностью российские музеи пока что пользуются очень редко.

На фоне всеобщего попустительства и даже вседозволенности СМИ не раз пытались уличить и Шадрина в том, что его коллекция Дали — сборник подделок. Не помогали ни просьбы прекратить, ни консультации с юристами. ТВ — канал НТВ провёл и показывал целое расследование относительно коллекции Шадрина. Журналисты обратились в Парижский музей, где им дал интервью директор музея. И, к большому разочарованию репортёров, подтвердил подлинность работ и факта приобретения коллекции в галерее.

Разумеется, в музейной сфере России есть много специалистов, достойно несущих имена своих культурных учреждений и радеющих за честную работу. И при малейшем возникновении сомнений в подлинности предлагаемых услуг можно и нужно обращаться к специалистам российского и мирового культурного пространства, для оказания помощи по защите прав интеллектуальной собственности авторов произведений искусства. И, конечно, интересов потребителя — посетителя музея.

Литература:

  1. ФЗ РФ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ РФ «О музейном фонде и музеях в РФ» № 118-ФЗ от 26.06.2007. // «Российская газета» от 27.06.2007.
  2. ФЗ РФ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ РФ «О музейном фонде и музеях в РФ» № 83-ФЗ от 08.05.2010. // «Российская газета» от 10.05.2010.
  3. Ганиянц М., Новое финансирование музеев: самостоятельность пополам с зависимостью. Электронный ресурс: РИА Новости 07.03.2012. Режим доступа: http:// ria.ru.
  4. Пичот А., Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Изд. Фонда «Гала-Сальвадор Дали», 2006, 294 с.
  5. Шадрин Я. А., Хитроумный маркиз Сальвадор Дали Каталонский и Пабло Пикассо. Екатеринбург, «Высшая школа», 2014, 136 с.
Основные термины (генерируются автоматически): музей, Россия, работа, выставка, коллекция, мировое имя.


Похожие статьи

Использование нетрадиционной техники рисования в младшем дошкольном возрасте

Формирование творческой личности — одна из самых важных задач в современном мире. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как утверждают многие педагоги — все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти...

Защита авторского права в области Digital Art

Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы: защите авторского права в области Digital Art. Интернет позволил передавать произведения Digital Art, предназначенные для ознакомления с ним небольшого числа людей, гораздо большей аудитории. В сочет...

Магический реализм в творчестве Рене Магритта

Бельгийский художник Рене Франсуа Гислен Магритт (1898–1967) известен как сюрреалист. Или магический реалист. Или «крёстный отец» поп-арта. Или… Он сам не знал, какой стиль более характерен его загадочному творчеству. Магритт писал на первый взгляд о...

Изобразительное искусство в контексте информационного общества

В статье ставится задача изучить последствия влияния на изобразительное искусство такой характерной черты информационного общества, как постоянный процесс качественной технологической модификации компьютерной техники. Автор прослеживает становление к...

Использование дополненной реальности в выставочном пространстве

В данной статье представлено понятие выставочного пространства, а также отображена поступательная история возникновения современных новых технологий в выставочном пространстве, которая может быть использована для организации выставок и экспозиций, гд...

Künstlerische weisen in der Novelle von F.Kafka „die Verwandlung“

На современном этапе развития литературоведения, как никогда, стало важным изучать виды искусства текстов мировой литературы, с целью глубокого познания, с особенностями активного применения таких видов в устной и письменной речи. Язык и культура язы...

Владимир Даль «справедливый». Совсем не знакомый автор не только словаря

Не найти, пожалуй, ни одного человека в цивилизованном мире, как в России, так и за её пределами, который не слышал бы о Владимире Ивановиче Дале и не ассоциировал бы это славное имя с изданием крупнейшего Толкового словаря. Между тем, масштаб личнос...

История парфюма, или Парфюм в истории. Часть 2. Аромамаркетинг и PR-технологии: стратегия успеха

Сферу деятельности по изготовлению парфюмерной продукции, начиная от замысла аромата и заканчивая выпуском готового товара, можно именовать промышленным производством, но вернее будет назвать особым видом искусства. В этом мире были и есть свои закон...

Гармония в поэтическом изображении

Данная научная статья посвящаетсия изучению одного из аспектов творческой деятельности народного поэта Узбекистана Абдуллы Арипова, а именно, анализу влияния различных жанров фольклора на его творчество. Автор статьи анализирует и отмечает, что ...

Эволюция упаковки, её дизайн и дополненная реальность

Нет предела новых идей, развитие технологий стремится все быстрее и быстрее каждый день. Упаковка — не исключение, она всегда была рядом с человеком и всегда помогала ему в самые трудные времена. Начиная от повседневных перевозок и заканчивая леднико...

Похожие статьи

Использование нетрадиционной техники рисования в младшем дошкольном возрасте

Формирование творческой личности — одна из самых важных задач в современном мире. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как утверждают многие педагоги — все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти...

Защита авторского права в области Digital Art

Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы: защите авторского права в области Digital Art. Интернет позволил передавать произведения Digital Art, предназначенные для ознакомления с ним небольшого числа людей, гораздо большей аудитории. В сочет...

Магический реализм в творчестве Рене Магритта

Бельгийский художник Рене Франсуа Гислен Магритт (1898–1967) известен как сюрреалист. Или магический реалист. Или «крёстный отец» поп-арта. Или… Он сам не знал, какой стиль более характерен его загадочному творчеству. Магритт писал на первый взгляд о...

Изобразительное искусство в контексте информационного общества

В статье ставится задача изучить последствия влияния на изобразительное искусство такой характерной черты информационного общества, как постоянный процесс качественной технологической модификации компьютерной техники. Автор прослеживает становление к...

Использование дополненной реальности в выставочном пространстве

В данной статье представлено понятие выставочного пространства, а также отображена поступательная история возникновения современных новых технологий в выставочном пространстве, которая может быть использована для организации выставок и экспозиций, гд...

Künstlerische weisen in der Novelle von F.Kafka „die Verwandlung“

На современном этапе развития литературоведения, как никогда, стало важным изучать виды искусства текстов мировой литературы, с целью глубокого познания, с особенностями активного применения таких видов в устной и письменной речи. Язык и культура язы...

Владимир Даль «справедливый». Совсем не знакомый автор не только словаря

Не найти, пожалуй, ни одного человека в цивилизованном мире, как в России, так и за её пределами, который не слышал бы о Владимире Ивановиче Дале и не ассоциировал бы это славное имя с изданием крупнейшего Толкового словаря. Между тем, масштаб личнос...

История парфюма, или Парфюм в истории. Часть 2. Аромамаркетинг и PR-технологии: стратегия успеха

Сферу деятельности по изготовлению парфюмерной продукции, начиная от замысла аромата и заканчивая выпуском готового товара, можно именовать промышленным производством, но вернее будет назвать особым видом искусства. В этом мире были и есть свои закон...

Гармония в поэтическом изображении

Данная научная статья посвящаетсия изучению одного из аспектов творческой деятельности народного поэта Узбекистана Абдуллы Арипова, а именно, анализу влияния различных жанров фольклора на его творчество. Автор статьи анализирует и отмечает, что ...

Эволюция упаковки, её дизайн и дополненная реальность

Нет предела новых идей, развитие технологий стремится все быстрее и быстрее каждый день. Упаковка — не исключение, она всегда была рядом с человеком и всегда помогала ему в самые трудные времена. Начиная от повседневных перевозок и заканчивая леднико...

Задать вопрос