Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, речевое развитие является одной из важнейших задач дошкольного образования, что обеспечивает успешное и полноценное развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Овладение речью как средством общения является важнейшим приобретением ребенка в дошкольном возрасте.
Формирование грамматической стороны речи детей в ДОО может осуществляться в рамках разнообразных методологических подходов. Наиболее значимым считаем системно-деятельностный подход , раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний детьми (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, П. В. Копнин, А. Н. Леонтьев, A. B. Хуторской, Д. Б. Эльконин и др.).
Системно-деятельностный подход к формированию грамматической стороны речи предполагает знание теоретических достижений каждой из наук — психологии, педагогики, лингвистики, психолингвистики, физиологии речи, различных областей медицины, согласованную разработку практических мероприятий. Такой подход обеспечивает значительное увеличение и обогащение возможностей каждого ребенка участвовать в вербальном общении. В данном подходе речь рассматривается как деятельность, ее развитие возможно только в тесной связи с другими видами детской деятельности: познавательной, коммуникативной, игровой, продуктивной и т. д. Речевая деятельность как системно-структурное образование — одно из ярких средств и одновременно показатель духовной культуры человека.
Формирование грамматической стороны речи у детей осуществляется учебно-воспитательными методами. В работе с дошкольниками используется преимущественно личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию. В педагогической практике инновационная деятельность порождает индивидуализированные формы работы, которые направлены на то, чтобы каждый ребенок в процессе обучения получал необходимый тип и объем необходимой педагогической помощи.
Личностно-ориентированная модель образования стала объектом исследования многих ученых: И. В. Абакумовой, Е. В. Бондаревской, И. А. Колесникова, С. В. Кульневич, А. Петровский, В. В. Сериков, В. Фоменко, И. Якиманская и др. Личностно-ориентированное обучение основано на ценностном подходе к ребенку, к детству как уникальному периоду его жизни. Дифференцированный подход тесно связан с личностно-ориентированным подходом к формированию грамматической стороны детской речи. Л. С. Выготский заметил: «Благодаря своим характеристикам ребенок способен к определенному новому циклу обучения, который ранее был ему недоступен. Он может пройти это обучение по программе, но в то же время сама программа по своему характеру, интересам, уровню мышления может учитываться в той мере, в какой она является собственно программой» [2, с. 177].
Необходимость учитывать индивидуальные особенности детей является давней традицией, поскольку дети разные от природы. Одним из требований образовательной деятельности и условием эффективной организации учебного процесса, в том числе формирования грамматической стороны, является обеспечение полного усвоения знаний всеми дошкольниками, независимо от уровня их развития. Индивидуальное развитие детей также напрямую отражается на уровне умственной работоспособности. Важно отметить, что дети с низкой умственной работоспособностью будут отставать от других, хотя у большинства из них нет психических отклонений или отсутствия интереса к учебе, достаточно наличие у них другого темпа работы. Именно работоспособность, как низкая, так и высокая, указывает на принадлежность ребенка к определенному типу нервной системы. Дети со слабой нервной системой выполняют свою работу медленно, но последовательно. Естественно, их обучение занимает больше времени. Напротив, на детей с сильной нервной системой ориентировано традиционное образование. Индивидуальные различия отражаются и в типах мышления: у одних детей преобладает практически действенное мышление, у вторых — зрительное, у третьих — словесно-логическое. В реальной жизни все три типа мышления взаимосвязаны, и процесс обучения должен быть направлен на формирование каждого из них [1, с. 103].
Фронтальная форма организации занятий — это реализованный средовой подход, позволяющий наиболее эффективно реализовать образовательный процесс детей с разным уровнем речевого развития в дошкольных образовательных организациях. В процессе взаимодействия ребенка с учителем, ребенка с другими детьми (при условии, что это взаимодействие организует педагог) создается определенная речевая среда, в которой предполагается наличие определенных грамматических явлений и усваиваются грамматические явления в собственной речевой деятельности ребенка на основе других видов деятельности.
Не менее важным, с нашей точки зрения, является создание позитивной социальной ситуации для развития ребенка. С этой точки зрения при организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях особое значение придается созданию определенных ситуаций, гарантирующих распространение и обогащение социального и речевого опыта детей.
Сторонники ситуационного подхода предлагают заложить в основу организации образовательной среды функциональный принцип, который позволит расширить жизненное пространство детей разных категорий и организовать их совместную деятельность. В то же время необходимой предпосылкой для организации совместной деятельности участников образовательного процесса является свобода выбора вида и формы деятельности, различных стимулов и методов работы [1, с. 68].
Учитывая изложенные выше подходы, предлагаем содержание работы по формированию грамматической стороны речи у дошкольников. Вся работа должна проводиться в рамках индивидуальных и групповых форм организованной образовательной деятельности детей, специально разработанных для достижения поставленных целей:
– образовательные мероприятия, организованные для формирования грамматической стороны речи дошкольников;
– организованная образовательная деятельность детей по развитию речи с целью моделирования их грамматических навыков и их грамотного использования в собственной речевой деятельности [3, с. 17].
При реализации каждой формы организации образовательной деятельности детей работа проводится с привлечением различных видов деятельности, позволяющих сформировать устойчивые грамматические навыки, использование которых не ограничивается учебной деятельностью.
Таким образом, педагоги организаций дошкольного образования имеют возможность в рамках ФГОС нового поколения организовать содержание обучения по формированию грамматической стороны речи у детей с учетом системно-деятельностного, личностно-ориентированного, дифференцированного, ситуативного и средового подходов. Их реализация дает возможность успешно формировать грамматическую сторону речи у дошкольников, а также демонстрировать речевые навыки в конкретных ситуациях, создаваемых педагогом или самим ребенком.
Литература:
- Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 2012. 231 с.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
- Тенкачева Т. Р. Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования: автореф. дис.... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2014. 22 с.