Всероссийская проверочная работа (ВПР) в 8 классе по английскому языку направлена на оценку уровня освоения обучающимися 7 классов предметного содержания курса иностранных языков и выявления тех элементов содержания, которые вызывают наибольшие затруднения в сфере иноязычной коммуникативной компетенции и опыта применения речевых умений и языковых навыков для решения типичных коммуникативных задач, соответствующих возрасту обучающихся.
Содержание работы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования по иностранному языку (одобрена решением федерального научно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15).
Проверочная работа состояла из двух частей : письменной и устной.
Письменная часть содержала 20 заданий, из которых 5 — по аудированию (понимание запрашиваемой информации в прослушанном тексте), 5 — чтению (чтение с пониманием основного содержания прочитанного текста), 5 — по грамматике и 5 — по лексике (языковые средства и навыки оперирования ими в коммуникативно-значимом контексте: грамматические и лексические навыки). Правильность выполнения задания оценивалось в 1 балл.
Устная часть предусматривала задания по чтению текста вслух и говорению (монологическая речь: описание фотографии). Задания устной части оцениваются с учетом правильности и полноты ответа в соответствии с критериями:
– осмысленное чтение вслух по критерию: фонетическое и интонационное оформление речи (2 балла);
– тематическое монологическое высказывание по четырем критериям: решение коммуникативной задачи (2 балла), организация высказывания (2 балла), лексико-грамматическая правильность речи (2 балла) и произносительная сторона речи (2 балла).
Структурная модель данной проверочной предусматривала интеграцию устной части в содержание письменного компонента: чтение и описание фотографии следовало за заданием по аудированию.
Максимальный балл за выполнение всей работы — 30.
Для дифференциации обучающихся по уровню владения иностранным языком в проверочную работу наряду с заданиями базового уровня включено задание более высокого уровня сложности «базовый плюс» (говорение). Однако, задания обоих уровней в рамках данной проверочной работы не превышают требований уровня А1+ по общеевропейской шкале, что соответствует требованиям ФГОС основного общего образования по иностранному языку.
Проверочная работа была предложена в 6 вариантах и проводилась в компьютеризированной форме.
Проанализировав результаты выполнения ВПР по английскому языку 8 классе в образовательных организациях города Новокузнецка, были сделаны следующие выводы.
Высокое качество выполнений заданий ВПР по английскому языку (наличие общего 80–100 % выполнения задания) учащимися не продемонстрировано.
В основном участники ВПР показали средние результаты в определенных видах речевой и языковой компетенции:
– в целом у обучающихся сформированы умения понимать основное содержание прочитанного текста: соотнести текст и рубрику в соответствии с поставленной коммуникативной задачей удалось 63,47 % ребят. Можно считать, что у значительной части учащихся сформированы базовые умения чтения с пониманием основного содержания. Можно предположить, что 36,54 % выбирали ответы способом случайного выбора. Возможно, часть ошибочных ответов связана с отсутствием понимания межпредметных универсалий, недостаточно высоким уровнем когнитивного развития обучающихся. Учащиеся не владеют стратегиями понимания основного содержания текста, а также не умеют выделить ключевые слова и фразы, которые помогли бы им решить успешно предложенную задачу.
– сформированы умения осмысленного чтения текста вслух (57,51 %) с правильным фонетическим и интонационным оформлением. При этом 42,49 % учеников не владеет элементарной техникой чтения, их фонетические навыки не сформированы: наличие большого количества грубых и негрубых, типичных и специфических (индивидуальных) фонетических ошибок в звуках, ударении, интонации, неумении интонационно оформлять синтагмы говорит о слабо развитом фонематический слухе и механизмах соотнесения зрительного образа слова с его звучанием. Еще одну причину плохого чтения можно обнаружить в недостаточной работе на уроке над лексикой.
– 56,84 % обучающихся правильно выполнили задание, направленное на понимание запрашиваемой информации в прослушанном тексте (аудирование). Приходится констатировать тот факт, что у ребят, которые не справились с заданием понимание строится не на целостном восприятии текста, а на отдельных, выхваченных из текста знакомых словах, что часто приводит к неверному ответу.
Выполнение заданий на контроль навыков оперирования грамматическими и лексическими средствами в коммуникативно-значимом контексте характеризуется примерно одинаковыми средними процентами выполнения — 52,76 (грамматика) и 50,01 (лексика), что свидетельствует о недостаточном уровне сформированности языковых навыков у большинства обучающихся.
Итоговые показатели результатов ВПР демонстрируют наличие компетентностных дефицитов в устной речи участников проверочной работы. Суммируя количественные показатели всех критериев, средний процент выполнения задания 3 (построение тематического монологического высказывания) составило 38,42 %. При рассмотрении цифровых данных выполнения задания наблюдается следующая тенденция: процент успешности выполнения по критериям 1 и 2 выше, чем по критериям 3 и 4. 45,65 % справились с построением монологической речи в соответствии с поставленной коммуникативной задачей согласно плану и визуальному сопровождению. Но вместе с тем 54,35 % обучающихся не смогли построить монологическое высказывание из 6–7 предложений и выполнить требования объема. Кроме того, учащиеся испытывают трудности в построении связанного и логического монологического высказывания, используя при этом элементарные средства логической связи.
Наибольшие затруднения у обучающихся при описании фотографии вызвало оперирование лексическими и грамматическими единицами в коммуникативно значимом контексте, то есть учениками допущены 2 и более лексические, грамматические, лексико-грамматические ошибки, как препятствующие («грубые»), так и не препятствующие коммуникации (32,39 % выполнения задания по К3). Низкий процент выполнения задания по данному критерию свидетельствует о несформированности языковых навыков, необходимых для реальной устной коммуникации.
В целом приходится констатировать, что умения неподготовленной спонтанной речи, которая наиболее характерна для реальной коммуникации, не сформированы у учащихся 8 классов.
Данные результаты свидетельствуют о недостаточной степени сформированности у определенного числа обучающихся ряда универсальных учебных действий — умений анализировать языковые аспекты английского языка, выделяя их существенные признаки, сопоставлять значения лексико-грамматических форм с контекстом предложений, в которых они употребляются, уметь составлять самостоятельное связное монологическое высказывание с использованием необходимых связующих элементов, зрительной, и вербальной опор.
Рекомендации для руководителей ШМО:
– провести анализ результатов ВПР в разрезе каждого обучающегося школы, определив проблемные поля в виде несформированных планируемых результатов для каждого обучающегося по предмету;
– проанализировать и произвести корректировку учебных программ по предмету, внести необходимые изменения, направленные на формирование и развитие несформированных умений, видов речевой деятельности;
– создать банк проверочных работ для учащихся 7-х классов на основе ВПР — 2020, активно использовать в педагогической практике;
– организовать проведение различных форм методической работы (семинары, круглые столы, вебинары и иное), направленных на выявление способов и путей решения приоритетных задач успешного выполнения заданий ВПР обучающимися, а также ориентированных на повышение методических компетентностей педагогов.
Рекомендации для учителей иностранного языка:
– провести анализ результатов ВПР в разрезе каждого обучающегося школы, определив проблемные поля в виде несформированных планируемых результатов для каждого обучающегося по предмету;
– при необходимости произвести корректировку учебных программ по предмету, внести необходимые изменения, направленные на формирование и развитие несформированных умений, видов речевой деятельности, в содержание учебного предмета и в тематическое планирование;
– разработать индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся на основе данных о выполнении каждого из заданий участниками, получившими разные баллы за работу;
– применять индивидуальный и дифференцированный подходы с учетом различных уровней языковой подготовки учащихся. При работе с обучающимися, имеющими низкий уровень подготовки, рекомендуется в первую очередь обратить внимание на проработку всех базовых языковых и речевых навыков и умений, а также метапредметных регулятивных навыков и умений;
– рационально планировать учебный процесс по предмету, использовать в полной мере на уроках английского языка дидактическую и методическую систему УМК по английскому языку, технологии системно-деятельностного подхода и методики коммуникативного, интерактивного, проектного обучения с целью достижения качественных результатов в условиях освоения ФГОС и коррекции выявленных в ходе ВПР дефицитов;
– включить в контрольно-измерительные материалы при проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся задания, направленные на оценку несформированных умений, видов деятельности, выявленных по результатам ВПР;
– постоянно повышать свой профессиональный уровень в рамках формального и неформального повышения квалификации в языковом и методическом аспектах.
Рекомендации учителям по формированию языковой и речевой компетенций у обучающихся в различных видах речевой деятельности, проверяемых в рамках ВПР по английскому языку
При обучении аудированию рекомендовано :
– обучать школьников использованию различных стратегий аудирования;
– использовать в учебном процессе аутентичные записи разных жанров без опоры (с опорой) на письменный текст;
– для извлечения детальной информации из текста развивать следующие УУД: выявлять важные аргументы, детали, ключевые слова, примеры, а также конкретные даты, числа, имена собственные, географические названия;
– осуществлять рефлексию: комментировать ответы и пояснять трудности, возникшие во время выполнения задания.
При обучении чтению вслух рекомендовано:
– регулярно повторять основные правила чтения слов;
– постоянно работать над произношением, проводить фонетическую зарядку на каждом уроке;
– четко следовать этапам отработки работы над произношением: восприятие, имитация, дифференциация (осознание), звуковое комбинирование, интонационное комбинирование.
При обучении чтению с пониманием прочитанного рекомендовано:
– отказаться от практики чтения и перевода прочитанного, так как данный устаревший подход не ориентирован на понимание на основе семантического и структурного вида чтения;
– обучать школьников использованию различных стратегий при чтении;
– формировать следующие УУД у обучающихся: определять тему, выделять основную мысль, выбирать основные факты из текста, прогнозировать содержание по элементам текста, выделять смысловые опоры;
– использовать различные способы контроля понимания прочитанного.
При обучении грамматике и лексике рекомендуется :
– уделять внимание грамматическим заданиям, основанным на связных текстах, добиваться понимания их общего содержания и функций изучаемых грамматических форм, а также фокусироваться на грамматике при обучении аудированию, чтению, письменной и устной речи;
– уделять больше внимания заучиванию и тренировке употребления словосочетаний (а не отдельных слов);
– вводить и тренировать лексические и грамматические структуры с применением контекстных заданий.
При обучении говорению учителям рекомендуется :
– учить составлять последовательное и логическое высказывание по плану на основе визуальной опоры (фотография, картинка и т. д.);
– уделять внимание на правильность языкового и смыслового построения высказывания;
– учить применять языковые средства логической связи для обеспечения связанности устного высказывания;
– осуществить переход от подготовленного изложения представленного текста к самостоятельному связному монологическому высказыванию на английском языке, обеспеченному набором лексико-грамматических структур, необходимых для наполнения речи учащихся в рамках ситуации общения, предлагая составлять монологи или диалоги по разным опорам: по аналогии с образцом, ключевым словам, плану, речевой ситуации, картинке, проблемным вопросам, первой фразе и т. д.;
– сделать контроль умений говорения регулярным, использовать разные его виды и формы.
Литература:
- О методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса общеобразовательных организаций на уровне основного общего образования на основе результатов Всероссийских проверочных работ, проведенных в сентябре — октябре 2020 г.) // Письмо Минпросвещения России от 19.11.2020 N ВБ-2141/03. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_369316/.