Представленная статья посвящена проблеме формирования положительного сальдо трансграничного движения капитала в российской экономике. Данная проблема является актуальной в связи с наличием постоянного оттока капитала (его экспорт из страны преобладает над импортом). Действенным инструментом формирования положительного сальдо трансграничного движения капитала является система стимулирующих и ограничительных мер, направленных на реализацию государственных стратегических приоритетов в сфере трансграничного движения капитала.
Ключевые слова: экспорт капитала, потоки капитала, регулирование, ограничение, стимулирование, инвестиции.
The presented article is devoted to the problem of forming a positive balance of the cross-border movement of capital to Russian economy and from it. This problem is relevant due to the presence of a permanent outflow of capital (its exports from the country prevail over imports). An effective tool for creating a positive balance of cross-border capital flows is a system of incentives and restrictive measures aimed at implementing state strategic priorities in the field of cross-border capital flows.
Keywords: export of capital, cross-border capital flows, regulation, restriction, incentives, investment.
Основная часть . Экспорт капитала за рубеж означает его вывод для приобретения финансовых и нефинансовых активов. Имеет место двоякое отношение к экспорту капитала. С одной стороны, это означает его вывод из российской экономики и размещение в виде прямых и финансовых инвестиций в экономике страны-реципиента. Но, с другой стороны, данный капитал обеспечивает присутствие российских компаний, институциональных и частных инвесторов на международном рынке, их участие в глобальном формировании и распределении денежных потоков. Зарубежные капиталовложения приносят российским инвесторам прибыль и обеспечивают их влияние на зарубежные рынки. Разумеется, речь идет о легальном выводе капитала, поскольку теневые трансграничные потоки капиталов представляют собой негативное явление и не могут рассматриваться как продуктивные.
Тем не менее, процесс экспорта капитала доложен быть уравновешен процессом импорта капитала, а оптимальным является прирост ввоза (импорта) капитала и преобладание его над вывозом (экспортом). В РФ данная пропорция практически не соблюдается: отток капитала превалирует над притоком (рис. 1).
Рис. 1. Сальдо экспорта и импорта капитала в РФ (в эквиваленте млрд долл. США) [8]
Таким образом, исходя из того, что только в 2006–2007 г. наблюдалось положительное сальдо трансграничного движения капитала в РФ, постоянно наблюдается преобладание экспорта капитала из страны. В результате, в период 1994–20148 гг. общая сумма по сальдо выведенного капитала составила 766,2 млрд. долл. США. Поэтому важнейшей проблемой является достижение положительного сальдо движения капитала с тем, чтобы капитал мог работать в российской экономике и продуцировать добавленную стоимость, обусловливая тем самым развитие экономики.
Основная часть . ЦБ РФ в декабре 2018 г. впервые за все время работы решил изменить в своей статистике название графы «чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором» на более нейтральный вариант «финансовые операции частного сектора». Данная формулировка действительно является более актуальной, поскольку капитал сегодня мигрирует не только в «чистом» виде посредством российских корпоративных и частных в реальные активы, но также и в виде финансовых инвестиций в различные ценные бумаги. Финансовые инвестиции в значительной мере носят спекулятивный характер, поэтому в полной мере их можно охарактеризовать как операции.
Рост оттока связан с «резким ростом вложений [частного сектора] в зарубежные активы в конце [2018] года», который произошел на фоне сокращения долгов российского бизнеса, в том числе банков, перед иностранцами, как отмечено в отчете института «Центр развития» ВШЭ [3]. Таким образом, такой отток капитала является следствием притока долгового капитала и объективно обусловлен необходимостью погашения внешних задолженностей.
Россия движется в фарватере глобальных тенденций регулирования трансграничного движения капитала: национальные рынки капитала сегодня развиваются в направлении снижения регуляторного пресса. В зависимости от степени развитости экономики страны степень регулирования капитальных потоков ниже [10]. Считается, что либерализация трансграничного движения капитала позволяет снижать затраты, наращивать внутренние сбережения, стимулирует развитие финансового сектора. Тем не менее, следует учитывать, что первичным факторов здесь является не либерализация, а именно степень развитости экономики: при существенном объеме капитала, а также обладая инвестиционной привлекательностью, развитые экономики заинтересованы в наращивании трансграничных потоков капитала, в то время как развивающиеся экономики в условиях дефицита капитала и сравнительно низкой инвестиционной привлекательности (в первую очередь, речь идет о финансовых инвестициях) не заинтересованы в либерализации, открывающей пути к оттоку капитала (в том числе, теневого) и придерживаются избирательного подхода: стимулирования ПИИ и минимизации экспорта капитала.
В РФ после усиления контроля в период 2014–2015 гг. с 2015 г. наблюдается тенденция к либерализации (дерегулированию) рынков капитала. Так, амнистия капиталов, объявленная в 2015 году, принесла свои результаты, хотя и довольно незначительные. На рис. 2 представлена динамика показателя «чистые ошибки и пропуски» статистики платежного баланса РФ. Данная статья включает в себя теневые потоки капитала, которые проявляются в расхождении между общей суммой платежного баланса и ее составляющими.
Рис. 2. Динамика сальдо по показателю «Чистые ошибки и пропуски» платежного баланса за период 19994–3 кв. 2018 гг. [9]
Можно отметить незначительное снижение теневого оттока капитала практически постоянное наличие притока. Исходя из этого, можно сделать вывод о наличии теневого оборота капитала (имеется как теневой экспорт, так и теневой импорт капитала). Это значит, что существующий механизм регулирования трансграничных потоков капитала не обладает достаточной эффективностью.
Таким образом, несмотря на необходимость стимулирования трансграничного движения капитала, существует назревшая необходимость одновременного избирательного ограничения. Для разработки эффективных мер регулирования экспорта капитала необходимо определить причины превышения экспорта над импортом.
Основные причины вывоза капитала на данный момент видятся следующим образом:
– отсутствие стабильности в экономике РФ. Тут также следует отметить постоянно ухудшающиеся отношения с другими странами-конкурентами (США, Великобритания и т. д), из которых идет достаточно существенный поток инвестиций. Это связано с применяемой данными странами политикой санкционных ограничений;
– дефицит доверия к российской банковской системе. В 2008 году банковская система оказалась в кризисе и многие инвесторы, предприниматели и физлица потеряли в банках огромные денежные средства. После этого кризиса банки восстанавливались несколько лет. Но за этот период потерянное доверие не вернулось на прежний уровень;
– сложные налоги и бюрократическая система их учета. В России существует очень большое количество разного вида налогов, создающих большое давление на бизнес. Предпринимателям проще уйти в серую экономику, чем работать в белой;
– несовершенная судебная система. Предприниматели недостаточно защищены с существующей правовой системой, что слабо стимулирует зарубежных инвесторов импортировать капитал в РФ.
Основные последствия чрезмерного экспорта капитала — это, прежде всего, уменьшение поступления денежных средств в бюджет России. Отсутствие инвестиций из вне, а также вывоз денежной массы отечественными бизнесменами приводят к закрытию предприятий, к сокращению поступления налоговых поступлений, росту безработицы и уменьшению отчислений из бюджета, в результате всего этого, на социальные нужды.
Ограничительные меры необходимы для сферы обращения криптовалют. Рынок криптовалют отличается существенными возможностями тенизации оборота, поэтому контроль и ограничения, которые сегодня находятся только на стадии обсуждения, крайне необходимы. Данный рынок будет развиваться и, соответственно, требует регуляторного механизма, позволяющего минимизировать отток капитала из страны с применением «серых» и теневых схем.
Следует учесть, что стимулирование прямых иностранных инвестиций имеет последствием не только приток иностранного капитала в РФ, но и отток части сгенерированной добавленной стоимости в виду нового капитала как прибыль инвестора, направляемая на оплату дивидендов или иных доходов от владения собственностью. Поэтому и российские инвестиции в реальные активы за рубежом в краткосрочном периоде рассматриваются как отток капитала, но в долгосрочном периоде они могут обусловить существенный его приток. Поэтому регулирование трансграничного движения капитала должно основываться на долгосрочных стратегических целях.
Выводы . В результате проведенного обзорного исследования определено, что экспорт капитала имеет как положительную (инвестиции российских компаний и частных лиц в и иностранные активы, в первую очередь, приносящие доход), так и отрицательную (теневой отток, офшоризация экономики, тенизация трансграничного движения капитала путем использования нелегальных схем) стороны. Поэтому механизм регулирования экспорта капитала требует наличия как стимулирующих, так и ограничительных мер. Практикуемая сегодня ЦБ РФ либерализация экспорта капитала является стимулирующей системой мер, а наличествующая сегодня система контроля и ограничений должна совершенствоваться в направлении противодействия именно теневому экспорту капитала.
Литература:
- Ерошкин А. М., Петров М.В Участие России в международном движении капитала // Финансы: Теория и Практика. 2015. № 6 (90). С. 59–66.
- Колесов Н. Д., Петко О. В. Проблемы «Бегства капитала» из России // Вестник СПбГУ. Серия 5: Экономика. 2003. № 2 (13). С. 59–62.
- Комментарии о государстве и бизнесе. Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. № 160 за 2019 г.
- Лапина С. Б. Криптовалюта как один из способов вывоза капитала из России // Академическая мысль. 2018. № 3 (4). С. 81–84.
- Сердюкова М. Н. Проблемы регулирования вывоза капитала в Российской Федерации // Вестник ЧелГУ. 2016. № 14 (396). С. 79–85.
- Сорокин, Д. А. Особенности международного движения капитала в условиях новой индустриализации / Д. А. Сорокин // Методология устойчивого экономического развития в условиях новой индустриализации: сб. тр. Междунар. науч. конф. Симферополь, 6–7 окт. 2016 г. — Симферополь: Антиква, 2016. — С. 103–108.
- Хидиятуллина, М. Н. Эволюция теории вывоза капитала в экономической литературе / М. Н. Хдиятуллина // Наука XXI века: проблемы, поиски, решения: сб. ст. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 70-летию Победы в Вел. Отеч. войне. Миасс, 24 апр. 2015 г. / под ред. А. Г. Бент. — Миасс: Геотур, 2015. — С. 204–209.
- Официальный сайт IMF [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.imf.org/external/russian/index.htm (дата обращения: 05.07.2019 г.)
- Официальный сайт ЦБ РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 04.07.2019 г.)
- Официальный сайт ОЭСР [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://data.oecd.org/fdi/fdi-restrictiveness.htm (дата обращения: 10.07.2019 г.)