В статье рассматриваются вопросы формирования творческих способностей подростков на уроках хореографии. Раскрыта роль импровизации, как основного метода воспитания творческих умений детей.
Ключевые слова: творческие способности, подростковый возраст, хореография, импровизация.
Процесс формирования творческих способностей подростков — одна из основополагающих задач воспитания. Мы предполагаем, что эффективность данного процесса можно существенно повысить, если, во-первых, занятия по хореографии будут проводиться на основе импровизации, учитывающей индивидуальные особенности детей, а во-вторых, если будут использованы разнообразные приемы и формы активизации хореографических навыков через применение игровых технологий и творческих методов работы, основанных на методе импровизации.
В ФГОС второго поколения отмечено, что изучение предметов образовательной области «Искусство» наряду с решением ряда задач должно обеспечить осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности, развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Индивидуальность наиболее интенсивно начинает развиваться в подростковом возрасте, когда происходит формирование самосознания через размышление индивида о самом себе, о своих качествах и свойствах. У подростка, в отличие от младшего школьника, возникает интерес к собственной личности, к своему внутреннему миру, обнаруживается стремление к утверждению собственного «я» и самовыражению (Э. А. Голубева, Е. П. Ильин, B. C. Мерлин, И. И. Резвицкий, В. М. Русалов). Часто подростки стремятся к самовыражению в художественном творчестве при освоении разных видов художественной деятельности. Педагоги-практики замечали, что учащиеся стремятся не только овладеть техникой какой-либо творческой деятельности, но и художественными стилями, способами собственного отображения мира в искусстве [1, с. 16].
Одним из древнейших видов искусства, обращение к которому поможет решить поставленные задачи развития личности, индивидуальности, раскрытия творческих способностей, является танец. В настоящее время наблюдается подъем интереса к танцевальному искусству: появляются новые танцевальные направления, наблюдается интеграция танца с практической психологией и психотерапией (танцевальная терапия).
В современной танцевальной культуре среди профессионалов танца существует недоверие по отношению к импровизации, она приемлема лишь для социального танца и поиска новых движений, но не может быть сценическим жанром. Однако, с точки зрения многих хореографов, импровизация и хореография — равноправные партнеры в танце, играющие разные, но одинаково важные роли.
Современное развитие танцевальной культуры, когда импровизация все больше становится частью обучения танцоров и находит свое место среди других видов сценических искусств.
В настоящее время импровизация большинством исследователей рассматривается только в рамках презентации произведения. Однако, импровизация становится необходимой частью развития современного хореографического искусства, способствуя многостороннему развитию личности, закрепляя приобретенный опыт обучающегося и создавая предпосылки дальнейшего творческого саморазвития подростка [2, с. 72]. Но основные приемы использования импровизации на уроках хореографии в обучении подростков нуждаются в дальнейшей разработке.
Обучение хореографии подразумевают использование выбор своеобразных форм урока педагогом, использование несколько иных методов обучения, чем в традиционной практике преподавания.
Для развития импровизации нужно выбирать креативные методы преподавания: это может быть урок творческой мастерской, занятие на основе видеоматериалов, мастер-классы и перфомансы. Обучение должно быть организовано с целью формирования мышечного тонуса, импровизации, кругозора мышления, творческого усвоения танца.
Например, такой образовательный процесс обучения импровизации включен особенно интенсивно в дисциплину «Современный танец». Импровизация в учебно-воспитательном процессе способствует формированию творческих способностей, включающих способность импровизировать и воплощать музыкальный образ в танце, репродуктивные способности — способность к овладению техники современной хореографии [4, с. 125].
Использование импровизации на уроках хореографии должно базироваться на прочной основе, без которого невозможно представить устойчивый процесс усвоения знаний и навыков. В этом контексте мотивация обучающихся имеет решающие значение. Импровизационные уроки, поэтому, должны быть организованы на принципах взаимосвязи обучения танца с практической реализацией навыков учеников.
В этом случае импровизация становится упражнением на практическую реализацию навыков учащихся. В обучении на этом этапе существует традиционные методы «проучивания» исходного хореографического опыта:
- Изучение отдельных танцевальных элементов;
- Составление из отдельных элементов танцевальных движений;
- Из отдельных движений составляется танцевальная комбинация;
- Танцевальные комбинации в свою очередь формируют хореографическую композицию (этюд или танец) [2, с. 22].
На занятиях хореографией педагог должен постепенно подводить детей к импровизации, то есть свободного, непринужденного движения под музыку, чтобы они научились импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе усвоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные движения. Очень важен удачный подбор подходящей музыки. Музыка, которая не просто вызывает положительные эмоции, поднимает настроение, а по-настоящему волнует, трогает некие струны души и совершенно невозможно усидеть на месте, едва раздаются её первые аккорды. Не погрузившись в ритм, не прочувствовав полноту мелодии, нет смысла импровизировать.
В процессе обучения надо использовать достижения педагогических технологий для раскрытия импровизации как приема формирования творческих способностей подростков. Использование движений, пластики, музыки и передача эмоций в импровизационной ситуации — это путь к совершенствованию исполнительского мастерства, где результат тождественен приложенным в процессе импровизации усилиям. На каждом этапе к исполнителю приходит необходимость осознания действий по совершенствованию движенческих навыков и расширению рамок своего исполнительского мастерства т. к. это дает уверенность в собственных творческих силах и создание личностного творческого потенциала.
Игровой метод применялся для эмоционально-образного уточнения представлений детей о характере движений. С этой целью проводились игры-инсценировки, игры-настроения, игры-образы, игры-размышления, игры-импровизации. Последние занимали особое место в разучивании танцевальных элементов. Ребята получали задания на исполнение в своем варианте движений, выученных на занятии, на исполнение движений в различной последовательности, выстраивание движений в комплекс для ритмической разминки, на поиск нескольких вариантов развития понравившегося движения и т. п.
Метод ассоциации использовался при изучении движений с помощью поиска его схожести с каким-либо предметом или образом. 3. Метод исторического погружения активно применялся при изучении элементов народного танца. Дети узнавали об истории танца, о быте и традициях, костюмах и образах.
Метод проблемного обучения и основанный на нем метод художественного открытия предполагает самостоятельный поиск воспитанниками решения поставленной перед ними задачи (подбора изобразительных средств, танцевальных элементов для воплощения в танце какого-либо образа).
Таким образом, хореографическая импровизация является средством развития эмоциональной отзывчивости на ритм танца, активизации творческого начала. Кроме того, движения-импровизации способствуют развитию пространственных и временных ориентировок. Подросток попадает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу.
Литература:
- Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст]: учебное пособие для студентов ВУЗов / Д. Б. Богоявленская. — М.: Центр Академия, 2002. — 320с.
- Валукин Е. П. Методика преподавания хореографических дисциплин [Текст] / Е. П. Валукин. — М.: Издательство «ГИТИС», 2003. — 123 с.
- Громов Ю. И. Основы хореографии [Текст] / Ю. И. Громов. — Спб; Просвещение, 2005. — 271 с.
- Маркина Н. В. Некоторые психологические факторы развития творческих способностей учащихся [Текст] / Н. В. Маркина. — 2010. — с. 7–9.
- Чурашов, А. Г. Методика художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии [Текст]: учебно — методическое пособие для педагогов учреждений дополнительного образования и студентов / А. Г. Чурашов. — Челябинск: тип. «Фотохудожник», 2014. — 60 с.