В статье идет речь о переходе на дистанционное образование школьников во время пандемии коронавирусной инфекции весной 2020 года, которая продолжается до нынешнего времени (декабрь 2020), как родители переживают столь сложное время в образовании своих детей, какие последствия могут быть после данной формы образования.
Ключевые слова: дистанционное образование, переживание, пандемия, ученики, детско-родительские отношения.
В системе образования последние несколько лет было много изменений. Вводились ЕГЭ, ОГЭ, вступительные экзамены в 1 класс, школьники стали учиться 11 лет, а не 10 (как раньше). Но к тому, что произошло в 2020 году, не был готов никто. Весной 2020 года в мире началась пандемия COVID-19. Пандемия коронавирусной инфекции стала глобальным вызовом, потребовавшим выработки адекватных стратегий, системы мер по снижению возникающих рисков. Сфера образования оказалась одной из немногих важнейших областей человеческой деятельности, способной продолжать эффективное функционирование в особых (чрезвычайных) условиях. Для этого все учебные заведения должны были перейти на новую — дистанционную (удаленную) — организацию своей деятельности, которая в себя включает обеспечение всего необходимого для качественного образовательного процесса.
У всех учебных заведений возникла необходимость перейти на дистанционное образование. Школьники сели дома перед монитором компьютера и начали познавать учебный материал в он-лайне. К этому не были готовы ни школы, ни дети, ни их родители. Последним было труднее всего. Так как они сами работали из дома, плюс домашние дела, а еще надо было проверять у школьников не только домашнюю работу, но и помогать с классной. И если родители учеников начальной школы еще справлялись, то со старшими классами было труднее. В старших классах идет подготовка к выпускным экзаменам, домашнее задания задают больше, нагрузка выше, у многих учеников еще есть дополнительные секции и кружки, которые так же проходили онлайн. Учебная программа среднего и старшего звена сложнее, чем начальная школа. Часто ученики не понимают новый материал, родители дома не могут объяснить в силу незнания материала, а учителя не могут дистанционно качественно и понятно донести до учащихся. У родителей случился шок, стресс. Выяснилось, что не каждая школа может так внезапно перейти учить в онлайн, не хватает ресурсов, технического оборудования, знаний и необходимых навыков. Формы, которые чаще всего предлагали образовательные заведения — это выполнение домашних заданий в форме теста, доклада, реферата, выполнения заданий учащимися (на таких платформах, как учи.ру, московская электронная школа, российская электронная школа и др.).
«Не каждая школа смогла грамотно наладить систему онлайн-занятий. В то же время не все родители до такой степени хорошо учились в школе, чтобы объяснить своему школьнику учебный материал за 7–й класс или делать с ним уроки по алгебре, что обычно не афишируется, когда от ребенка требуют хороших оценок. Поэтому родители оказались в эмоционально некомфортной ситуации, поскольку они должны все знать и быть для ребенка примером», — говорит д. м.н. Анна Васильева, главный научный сотрудник отделения лечения пограничных психических расстройств и психотерапии ФГБУ «НМИЦ ПН им. В. М. Бехтерева» Минздрава России. [1]
Из-за того, что со стороны школы не была осуществлена стандартизованная форма образования, стали вытекать проблемы психологической направленности. Ссоры в семьях из-за непонимания родителей школьной программы провоцировали психологический дискомфорт в детско-родительских отношениях.
Родители пережили колоссальный стресс в начале дистанционного образования своих детей. Специалисты задумались о том, смогут ли родители пережить без отрицательных последствий новую форму обучения своих детей, выдержать испытание дистанционным образованием, выйти из кризиса и восстановить душевное равновесие, словом, психологически справиться с ситуацией. Речь идет о некотором активном, результативном внутреннем процессе, реально преобразующим психологическую ситуацию, о переживании-деятельности. Процессом переживания можно в какой-то мере управлять — стимулировать его, организовать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс в идеале вел к росту и совершенствованию. [2, с. 17]
Среди основных факторов, которые влияют на процесс семейной жизни в воспитании детей, играет семейная атмосфера, поведение, материальная составляющая и состав семьи. Кроме того, немаловажным является социальный, экономический статус, эмоциональный и психологический климат. Именно он помогает сохранить стабильность отношений в период внезапных, в том числе и пандемических, кризисов. Следовательно, актуализация семейных отношений в условиях самоизоляции связана, прежде всего, с обстоятельствами, в которых живут и действуют члены семьи. К таким значимым обстоятельствам относят уровень образования каждого из супругов, культуру, морально-нравственные нормативы и ценности, традиции (как культурные, так и привитые в родительской семье). Именно эти условия определяют способности членов семьи к консолидации и сплочению, оставляя неизгладимый след на характере их взаимоотношений. [3]
В России родители школьников опасаются пандемии меньше, чем безграмотности своих детей — 93 % поддерживают очный формат обучения, а три четверти считают, что при дистанционном обучении качество образования падает. Такие данные приводит сегодня Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Согласно исследованию общественного мнения, абсолютное большинство россиян, имеющих детей или внуков школьного возраста (93 %), согласны с тем, что школьникам в этом учебном году лучше вернуться к традиционному очному формату обучения. Они объясняют это тем, что очный формат дает детям общение и социализацию (30 %), лучшее качество образования (20 %), больше знаний (17 %), прямой контакт с учителем (16 %), к тому же родители не могут обучать на уровне учителей (14 %). [4]
В декабре 2020 было проведено анкетирование в Свердловской области среди родителей, чьи дети учатся на дистанционном обучении. Анкета была разработана на базе Гуманитарного университета. В опросе приняло участие 60 человек. Все родители имеют высшее образование, 86,9 % работают на постоянной работе, 72,1 % в коммерческой организации. 63,9 % имеют стаж более 15 лет на одном месте, что говорит о стабильности людей, о финансовом благополучии компании. Но, несмотря на то, что 42,6 % ответили, что во время дистанционного образования своего ребенка они стали больше общаться в семье, 54,1 % ответили, что делали все вместе и 72,1 % хватало домашней техники для качественного обучения и работы родителей, 91,8 % ответили, что не хотели бы в будущем практиковать данный опыт. Родители высказались против дистанционного образования, почти все респонденты высказались за то, что ребенок должен получать образование в школе, в учебном заведении. В школьном учебной заведении ребенок получает больше информации, чем дома на дистанте. В школе у ребенка развиваются коммуникативные навыки, что очень важно в мир цифровых технологий, когда реальное общение уходит на дальний план и вся современная жизнь проходит в он-лайне.
Современные родители заботятся о своём психическом здоровье, самочувствии, как они переживают сложные вынужденные трудности. Для современных родителей важен психологический климат в семье. Так же стоит отметить, что родители школьников заботятся о качественном образовании своих детей. Им необходимо, чтобы дети не только получили образование, но чтобы это образование было качественным. Чтобы дети учились навыкам коммуникации в среде сверстников. Никакие современные технологии не заменять естественную среду общения. Ведь в связи с закрытием школ, по оценкам ПРООН, «эффективный коэффициент внешкольных занятий» (доля детей младшего школьного возраста, скорректированная с учетом детей, не имеющих доступа к Интернету) показывает, что 60 процентов детей не получают образование, что приводит к показателю глобального уровня, достигнутого в 1980-х годах. [5]
Литература:
- Елекоева Т. Семейный вирус: пандемия обострила проблему супружеских взаимоотношений. URL: https://www.dp.ru/a/2020/07/01/Kazhdomu_svoe/
- Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
- В. В. Горшкова д.пед.н., профессор // Инновационная наука. 2020. № 6 Санкт-Петербург, РФ
- ВЦИОМ. В новый учебный год — со старым форматом образования? // URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/v-novyj-uchebnyj-god-so-starym-formatom-obrazovaniya
- Human Development Reports. // COVID-19 and Human Development: Assessing the Crisis, Envisioning the Recovery http://hdr.undp.org/en/hdp-covid