Интегрированный подход в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (343) январь 2021 г.

Дата публикации: 02.01.2021

Статья просмотрена: 370 раз

Библиографическое описание:

Чибирева, Л. С. Интегрированный подход в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников / Л. С. Чибирева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 1 (343). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/343/77248/ (дата обращения: 16.11.2024).



Развитые коммуникативные навыки — это основа практической деятельности человека в любой области жизни. В современном мире с каждым с днем всё острее ощущается потребность во всесторонне развитых людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной речи, так и письменной. Обучение должно строиться с учётом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков, что всецело помогает организовать интегрированное обучение.

Ключевые слова: младший школьник, интегрированные уроки, диагностика, коммуникативные навыки.

Содержание образования российских школ постоянно претерпевает обновления и инновации. Преподавание учебных дисциплин требуют не только включения в учебный процесс информационных технологий, коррекции организационной и содержательной стороны обучения, но и реализации такой модели образования, которая призвана обеспечивать развитие личностного потенциала каждого учащегося [2]. Объективные условия, определяющие главенствующую роль коммуникативных навыков, способствуют возникновению новых концептуальных подходов.

В последнее время большое внимание уделяется принципу интеграции научных областей, программ, учебников и образования в целом. Интегрированное обучение на начальном этапе обучения имеет свои особенности и трудности. С одной стороны, в начальных классах не так много учебных предметов по сравнению со средней школой. Однако, с другой стороны, учителю младших классов легче организовать интегрированные уроки благодаря тому, что он один преподает многие дисциплины. Кроме, возможно, таких предметов, как музыка, рисование, физкультура. Интегрированный подход помогает учебному процессу преодолеть фрагментарность мировоззрения учащихся, активизировать их познавательную деятельность, сделать восприятие материала более качественным и систематизированным, создать творческую атмосферу в коллективе, тем самым развивая способности детей, раскрывая потенциал и формируя универсальные учебные действия (далее УУД) [4].

С целью подтверждения гипотезы, согласно которой формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младших классов будет эффективным при следующих психолого-педагогических условиях:

− реализация комплекса интегрированных уроков с включением упражнений, игр и заданий для стимулирования коммуникативной деятельности;

− реализация личностно-ориентированного подхода к учащимся, учитывая уровни сформированности у их коммуникативных универсальных учебных действий;

− создание атмосферы сотрудничества на уроках.

Была организована опытно-экспериментальная работа, участниками которой стали 27 учащихся 3 класса «А» (контрольная группа) и 27 испытуемых из 3 класса «Б» (экспериментальная группа). Всего в исследовании приняли участие 54 обучающихся.

С целью исследования сформированности коммуникативных УУД в рамках опытно-экспериментальной работы, были использованы методики оценки уровня коммуникативных навыков А. А. Карелина [1] и Г. А. Цукерман («Кто прав?») [4].

Диагностика на констатирующем этапе позволила установить, что экспериментальная группа отличается плохо развитыми коммуникативными способностями: 48 % учащихся по методике А. А. Карелина и 44 % по методике Г. А. Цукерман. Эти учащиеся обладают низким уровнем речевых навыков, которые проявляются в том, не умеют слышать и слушать одноклассников и учителя, высказывать свою точку зрения, вести диалог и монолог, работать в команде, ученики однозначны в своих ответах и исключают возможность иного взгляда на один и тот же предмет.

В контрольной группе уровень развития коммуникативных действий оказался выше. Учащиеся контрольной группы могут вести диалог и монолог, слушать и слышать, отвечать с места и у доски, рассказывать рассказ по картинки, работать в парах. Низкий уровень был выявлен у 30 % учащихся (по методике А. Карелина) и у 26 % по методике Г. Цукерман, что в целом меньше почти на 20 %, чем в экспериментальном классе.

Исходя из полученных результатов первичной диагностики и выявленных особенностей учащихся экспериментальной группы, была спроектирована экспериментальная программа, включающая 17 интегрированных уроков направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

В процессе апробации экспериментальной программы на формирующем этапе педагогического эксперимента было отмечено следующее:

  1. На первых уроках программы учащиеся были заинтересованы новым форматом работы, что увеличило их активность. В работу включились даже те дети, кто обычно не проявлял особого интереса к урокам. У некоторых учащихся, напротив, возникли сложности с быстрым переключением внимания при переходе от заданий одной дисциплины к упражнениям другой.
  2. Среди тех учеников, кто активно проявлял себя на уроке, было замечено повышение интереса к учебным дисциплинам и мотивации к обучению. Детей привлекали нестандартные задачи, постоянная смена деятельности и осознание метапредметных связей.
  3. Многие учащиеся перестали бояться проявлять инициативу и отвечать на вопросы с места и у доски. Они начали более уверенно взаимодействовать друг с другом, обсуждать задания, дискутировать.
  4. Ученики стали активно применять знания из разных предметных областей, что свидетельствует об их понимании целостности обучения.
  5. В процессе интегрированного обучения у учащихся сформировалась устойчивая мотивация к учебе благодаря целостному пониманию объектов исследования и демонстрации взаимосвязи всех дисциплин.
  6. Игры и занимательные задания способствовали разным формам коммуникации (составление рассказов, монологи, диалоги и др.) вследствие чего, лучшему овладению коммуникативными УУД.

После проведения опытно-экспериментального работы, по разработанной программе, был проведен контрольный эксперимент с использованием тех же методик, что и на первичной диагностике. Результаты контрольного эксперимента показали, что уровень развития коммуникативных учебных действий в экспериментальной группе значительно повысился, в то время как результаты в контрольной группе остались прежними.

Сравнение результатов методики А. Карелина на этапах двух диагностик (в %)

Рис. 1. Сравнение результатов методики А. Карелина на этапах двух диагностик (в %)

После обучения учащихся, по экспериментальной программе, созданной в рамках исследования, у 55 % учеников экспериментальной группы повысился средний уровень развития коммуникативных УУД. Высокий уровень также возрос на 3 %. Низкий уровень остался у 26 % учащихся, что по сравнению с 48 % на констатирующем этапе эксперимента является положительной динамикой.

Таким образом, программа интегрированного обучения, апробированная в ходе исследования, показала эффективность формирования у младших школьников коммуникативных УУД. Учащиеся стали слушать собеседника, высказывать свою точку зрения, вести монолог и диалог, не боятся отвечать у доски. Индивидуальный подход, игры, игровые задания, работа в группах, элементы квеста, помогли учащимся преодолеть замкнутость, несдержанность и однозначность в оценках. Сегодня дети открыты к восприятию иного взгляда на различные ситуации, а также более дружелюбны и лояльны друг другу. Благодаря интегрированным урокам учащиеся почувствовали единство не только учебных предметов, но и своего класса, где каждый может свободно проявить коммуникативную инициативу.

В результате основная цель исследования достигнута, а гипотеза, согласно которой интегрированное обучение способствует формированию у учащихся коммуникативных УУД, подтверждена.

Литература:

  1. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. — М.: Эксмо. — 2007. — 687 с.
  2. Сытенко Т. В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности/ Т. В. Сытенко //Школьные технологии. — 2006. — № 7.
  3. Цукерман Г. А., Чудинова Е. В. Диагностика умения учиться. — М.: Авторский клуб. — 2016. — 60 с.
  4. Яблоновская O. B. Интегрированные уроки шаг в будущее // Современный урок / Сборник научных трудов Липецкого государственного института усовершенствования учителей. — Липецк: Изд-во ЛГИУУ, 2002.- С. 46–49.
Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, интегрированное обучение, экспериментальная группа, контрольная группа, уровень развития, урок, экспериментальная программа, контрольный эксперимент, опытно-экспериментальная работа, первичная диагностика.


Похожие статьи

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в учебно- воспитательном процессе

Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Применение электронных образовательных ресурсов как средство развития познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках технологии

Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Системно-деятельностный подход в концепции федеральных государственных образовательных стандартах общего образования

Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Системно-деятельностный подход в формировании познавательной мотивации детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)

Похожие статьи

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в учебно- воспитательном процессе

Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Применение электронных образовательных ресурсов как средство развития познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках технологии

Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Системно-деятельностный подход в концепции федеральных государственных образовательных стандартах общего образования

Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Системно-деятельностный подход в формировании познавательной мотивации детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)

Задать вопрос