Профилактика нервно-психического напряжения у старшеклассников в связи с экзаменационным стрессом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (343) январь 2021 г.

Дата публикации: 31.12.2020

Статья просмотрена: 324 раза

Библиографическое описание:

Шитикова, Д. С. Профилактика нервно-психического напряжения у старшеклассников в связи с экзаменационным стрессом / Д. С. Шитикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 1 (343). — С. 156-157. — URL: https://moluch.ru/archive/343/77258/ (дата обращения: 18.12.2024).



Исследование проводится при поддержке РФФИ, проект 18–013–00210 А. В данной статье рассматривается необходимость проведения профилактической работы по снижению нервно-психического напряжения у старшеклассников в связи с экзаменационным стрессом.

Ключевые слова: нервно-психическое напряжение, стресс, экзамен, экзаменационный стресс, государственная итоговая аттестация.

Внимание множества отечественных и зарубежных ученых привлекала и привлекает такая научно-психологическая проблема, как стресс.

В свою очередь, одной из актуальных проблем образовательного процесса является экзаменационный стресс. Данная проблема является особенно актуальной в связи с тем, что в систему образования введены такие экзамены как ОГЭ и ЕГЭ, чем обусловлена актуальность изучения психологических особенностей личности учащихся и их влияния на успешность прохождения государственной итоговой аттестации. Указанные виды аттестации являются серьезным испытанием для учащихся, и, как следствие, вызывают у них нервно-психическое напряжение.

Высокая значимость результата выпускного экзамена в дальнейшей судьбе учащихся, а также усталость и перегруженность во время подготовки, являются основными причинами возникновения экзаменационного стресса. Как следствие, появляются очевидные признаки негативного воздействия такого стресса на физическое и психологическое состояние учащихся. В психологическом плане это выражается в состоянии повышенной тревожности, в негативной установке к сдаче экзамена и прочем. Хоть экзаменационный стресс и анализируется как фактор, оказывающий негативное влияние на мыслительные процессы и память, а также на результативность учебной деятельности, несмотря на это некоторые ученые все же заявляют и о его положительном воздействии на формирование личности учащихся.

В связи с этим, вполне закономерно, что учащиеся, которым предстоит сдавать государственную итоговую аттестацию, нуждаются в проведении с ними психолого-педагогической работы по профилактике нервно-психического напряжения. Данная проблема актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане, но на сегодняшний день существует очень мало исследований, посвященных конкретно этой проблеме, и, соответственно, еще меньше практических психолого-педагогических рекомендаций касаемо того, как учащимся старших классов справиться с трудностями, возникающими в период подготовки и прохождения государственной итоговой аттестации. Поэтому в каждом образовательном учреждении необходимо организовывать работу по профилактике нервно-психического напряжения в связи с экзаменационным стрессом, причем на протяжении всего учебного года, а не только перед экзаменами.

Работа по профилактике нервно-психического напряжения должна быть комплексной и включать в себя работу не только с учащимися, но и с родителями и педагогами. Примерами форм психолого-педагогической поддержки учащихся могут являться индивидуальные консультации учащихся, групповые занятия с психологом, составление рекомендаций для учащихся и их родителей. Работа с родителями предполагает обучение оказанию помощи и поддержки для предотвращения стрессовых ситуаций и адекватной реакции в случае их возникновения. Родителям необходимо иметь представление о том, что такое экзаменационный стресс и какие проблемы, связанные с ним, могут беспокоить их ребенка. Данная работа может проводиться педагогом-психологом как в индивидуальной, так и групповой форме. Например, проведение цикла групповых занятий с родителями по помощи в период подготовки и сдачи экзаменов, обсуждение на родительских собраниях различных особенностей ситуации, в которой находятся учащиеся, а также индивидуальные консультации с родителями. Что касаемо работы с педагогами, можно использовать выступления на педагогических советах, ознакомление педагогов со способами саморегуляции психических состояний, выступления на методических объединениях как классных руководителей, так и учителей-предметников, проведение тренингов педагогической осознанности, а также индивидуальные психологические консультации.

Помимо всего этого, педагог-психолог оказывает помощь в оформлении стенда с рекомендациями по подготовке к экзаменам и должен находиться в образовательном учреждении в период сдачи экзамена, чтобы при необходимости иметь возможность своевременно оказать помощь.

На основании этого, целесообразной становится необходимость разработки программы по профилактике нервно-психического напряжения старшеклассников, которая позволит значительно снизить уровень нервно-психического напряжения старшеклассников в условиях экзаменационного стресса.

Литература:

  1. Педагогический энциклопедический словарь — М.: Науч. издательство «Большая Российская энциклопедия», 2002. — 527с.
  2. Цыглакова Е. А., Есельская Н. В. Профилактика стрессов у обучающихся: сб. науч. ст. факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности и физической культуры / под ред. Л. В. Кашициной. Саратов: Саратовский источник, 2018. С. 198–201
  3. Щербакова Н. А. Профилактика стресса у студентов педагогического вуза / Н. А. Щербакова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 17 апр. 2016 г.). — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (5). — С. 172.
  4. Березина Т. Н. Эмоциональная сфера личности студента: структурно-уровневые особенности// Психология обучения, 2018, № 05, с. 44–57.
  5. Бобрищева-Пушкина Н. Д. Экзаменационный стресс и факторы, его определяющие у старших школьников // Гигиена и санитария. 2015. T. 94. № 3. С. 67–69
Основные термины (генерируются автоматически): экзаменационный стресс, нервно-психическое напряжение, государственная итоговая аттестация, нервно-психическое напряжение старшеклассников, образовательное учреждение, период подготовки, проблема, работа, родитель, учащийся.


Похожие статьи

Особенности проявления стресса у студентов в период экзаменационной сессии

В статье рассматриваются результаты студенческой научно-исследовательской работы, посвященные изучению стресса и его влияния на эффективность образовательного процесса, в том числе в период экзаменационной сессии.

Профилактика тревожности у старшеклассников в период подготовки к единому государственному экзамену

В статье говорится о проблеме тревожности учащихся старших классов в период подготовки к единому государственному экзамену и о её профилактике.

Влияние профессионального стресса на здоровье педагогов

В данной статье проанализированы публикации о влиянии профессионального стресса на здоровье педагога. Выявлено, что профессия педагога входит в список одной из самых эмоционально напряженных работ. Проведен анализ рисков и угроз нарушений здоровья у ...

Психологическая работа как составная часть морально-психологического обеспечения деятельности государственной службы

В статье рассматривается роль и значение работы по психологическому просвещению в рамках повышения устойчивости к стрессорам в профессиональной деятельности государственных служащих (военнослужащих).

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе

В статье рассматривается проблема экзаменационной тревожности студентов на разных этапах обучения. Приводятся результаты диагностики ситуативной и личностной тревожности студентов I и III курсов Арзамасского филиала ННГУ.

Анализ результатов проведения программы психологического сопровождения снижения тревожности родителей старших школьников в период подготовки к итоговым экзаменам

Статья посвящена результатам эмпирического исследования проблемы психологического сопровождения снижения тревожности родителей старшеклассников в период подготовки к итоговым экзаменам. Автором приводится анализ математико-статистической обработки эк...

Влияние личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений на их профессиональное выгорание

Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздраж...

Психологическое сопровождение развития уверенного поведения старшеклассника в период подготовки к единому государственному экзамену

В статье изучены личностные детерминанты формирования уверенного поведения старшеклассников в процессе сдачи единого государственного экзамена. Приведены результаты апробации программы психологического сопровождения развития уверенного поведения стар...

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...

Результаты изучения отношения к стрессу у студентов первого курса рисуночной проективной методикой «Я и стресс»

Анализируется отношение к стрессу у студентов первого курса. Исследование проводилось с помощью проективной рисуночной методики «Я и стресс». Результатом проведения исследования явилось описание отношения к стрессу у студентов-первокурсников.

Похожие статьи

Особенности проявления стресса у студентов в период экзаменационной сессии

В статье рассматриваются результаты студенческой научно-исследовательской работы, посвященные изучению стресса и его влияния на эффективность образовательного процесса, в том числе в период экзаменационной сессии.

Профилактика тревожности у старшеклассников в период подготовки к единому государственному экзамену

В статье говорится о проблеме тревожности учащихся старших классов в период подготовки к единому государственному экзамену и о её профилактике.

Влияние профессионального стресса на здоровье педагогов

В данной статье проанализированы публикации о влиянии профессионального стресса на здоровье педагога. Выявлено, что профессия педагога входит в список одной из самых эмоционально напряженных работ. Проведен анализ рисков и угроз нарушений здоровья у ...

Психологическая работа как составная часть морально-психологического обеспечения деятельности государственной службы

В статье рассматривается роль и значение работы по психологическому просвещению в рамках повышения устойчивости к стрессорам в профессиональной деятельности государственных служащих (военнослужащих).

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе

В статье рассматривается проблема экзаменационной тревожности студентов на разных этапах обучения. Приводятся результаты диагностики ситуативной и личностной тревожности студентов I и III курсов Арзамасского филиала ННГУ.

Анализ результатов проведения программы психологического сопровождения снижения тревожности родителей старших школьников в период подготовки к итоговым экзаменам

Статья посвящена результатам эмпирического исследования проблемы психологического сопровождения снижения тревожности родителей старшеклассников в период подготовки к итоговым экзаменам. Автором приводится анализ математико-статистической обработки эк...

Влияние личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений на их профессиональное выгорание

Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздраж...

Психологическое сопровождение развития уверенного поведения старшеклассника в период подготовки к единому государственному экзамену

В статье изучены личностные детерминанты формирования уверенного поведения старшеклассников в процессе сдачи единого государственного экзамена. Приведены результаты апробации программы психологического сопровождения развития уверенного поведения стар...

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...

Результаты изучения отношения к стрессу у студентов первого курса рисуночной проективной методикой «Я и стресс»

Анализируется отношение к стрессу у студентов первого курса. Исследование проводилось с помощью проективной рисуночной методики «Я и стресс». Результатом проведения исследования явилось описание отношения к стрессу у студентов-первокурсников.

Задать вопрос