Исследование проводится при поддержке РФФИ, проект 18–013–00210 А. В данной статье рассматривается необходимость проведения профилактической работы по снижению нервно-психического напряжения у старшеклассников в связи с экзаменационным стрессом.
Ключевые слова: нервно-психическое напряжение, стресс, экзамен, экзаменационный стресс, государственная итоговая аттестация.
Внимание множества отечественных и зарубежных ученых привлекала и привлекает такая научно-психологическая проблема, как стресс.
В свою очередь, одной из актуальных проблем образовательного процесса является экзаменационный стресс. Данная проблема является особенно актуальной в связи с тем, что в систему образования введены такие экзамены как ОГЭ и ЕГЭ, чем обусловлена актуальность изучения психологических особенностей личности учащихся и их влияния на успешность прохождения государственной итоговой аттестации. Указанные виды аттестации являются серьезным испытанием для учащихся, и, как следствие, вызывают у них нервно-психическое напряжение.
Высокая значимость результата выпускного экзамена в дальнейшей судьбе учащихся, а также усталость и перегруженность во время подготовки, являются основными причинами возникновения экзаменационного стресса. Как следствие, появляются очевидные признаки негативного воздействия такого стресса на физическое и психологическое состояние учащихся. В психологическом плане это выражается в состоянии повышенной тревожности, в негативной установке к сдаче экзамена и прочем. Хоть экзаменационный стресс и анализируется как фактор, оказывающий негативное влияние на мыслительные процессы и память, а также на результативность учебной деятельности, несмотря на это некоторые ученые все же заявляют и о его положительном воздействии на формирование личности учащихся.
В связи с этим, вполне закономерно, что учащиеся, которым предстоит сдавать государственную итоговую аттестацию, нуждаются в проведении с ними психолого-педагогической работы по профилактике нервно-психического напряжения. Данная проблема актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане, но на сегодняшний день существует очень мало исследований, посвященных конкретно этой проблеме, и, соответственно, еще меньше практических психолого-педагогических рекомендаций касаемо того, как учащимся старших классов справиться с трудностями, возникающими в период подготовки и прохождения государственной итоговой аттестации. Поэтому в каждом образовательном учреждении необходимо организовывать работу по профилактике нервно-психического напряжения в связи с экзаменационным стрессом, причем на протяжении всего учебного года, а не только перед экзаменами.
Работа по профилактике нервно-психического напряжения должна быть комплексной и включать в себя работу не только с учащимися, но и с родителями и педагогами. Примерами форм психолого-педагогической поддержки учащихся могут являться индивидуальные консультации учащихся, групповые занятия с психологом, составление рекомендаций для учащихся и их родителей. Работа с родителями предполагает обучение оказанию помощи и поддержки для предотвращения стрессовых ситуаций и адекватной реакции в случае их возникновения. Родителям необходимо иметь представление о том, что такое экзаменационный стресс и какие проблемы, связанные с ним, могут беспокоить их ребенка. Данная работа может проводиться педагогом-психологом как в индивидуальной, так и групповой форме. Например, проведение цикла групповых занятий с родителями по помощи в период подготовки и сдачи экзаменов, обсуждение на родительских собраниях различных особенностей ситуации, в которой находятся учащиеся, а также индивидуальные консультации с родителями. Что касаемо работы с педагогами, можно использовать выступления на педагогических советах, ознакомление педагогов со способами саморегуляции психических состояний, выступления на методических объединениях как классных руководителей, так и учителей-предметников, проведение тренингов педагогической осознанности, а также индивидуальные психологические консультации.
Помимо всего этого, педагог-психолог оказывает помощь в оформлении стенда с рекомендациями по подготовке к экзаменам и должен находиться в образовательном учреждении в период сдачи экзамена, чтобы при необходимости иметь возможность своевременно оказать помощь.
На основании этого, целесообразной становится необходимость разработки программы по профилактике нервно-психического напряжения старшеклассников, которая позволит значительно снизить уровень нервно-психического напряжения старшеклассников в условиях экзаменационного стресса.
Литература:
- Педагогический энциклопедический словарь — М.: Науч. издательство «Большая Российская энциклопедия», 2002. — 527с.
- Цыглакова Е. А., Есельская Н. В. Профилактика стрессов у обучающихся: сб. науч. ст. факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности и физической культуры / под ред. Л. В. Кашициной. Саратов: Саратовский источник, 2018. С. 198–201
- Щербакова Н. А. Профилактика стресса у студентов педагогического вуза / Н. А. Щербакова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 17 апр. 2016 г.). — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (5). — С. 172.
- Березина Т. Н. Эмоциональная сфера личности студента: структурно-уровневые особенности// Психология обучения, 2018, № 05, с. 44–57.
- Бобрищева-Пушкина Н. Д. Экзаменационный стресс и факторы, его определяющие у старших школьников // Гигиена и санитария. 2015. T. 94. № 3. С. 67–69