В статье рассмотрены данные судебной статистики и отдельные показатели единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности, характеризующие динамику банкротств и долю возвращенным кредиторам средств по результатам процедур банкротства компаний. По результатам выявлено минимальное применение уголовного законодательства в сфере банкротств юридических лиц при возможном наличии недобросовестных действий должников и контролирующих должников лиц. Повышение эффективности применения уголовной ответственности требует принятия поправок в УК РФ.
Ключевые слова: банкротство, криминальное банкротство, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство.
Актуальность проблемы исследования определяется необходимостью противодействия противоправным деяниям в сфере банкротства в сложных экономических условиях. Снижение экономической активности, снижение реальных доходов населения в течение ряда лет и рост закредитованности привели к росту банкротств физических и юридических лиц.
Так, в 2019 г. на 56,8 % увеличилось количество банкротств физических лиц (включая индивидуальных предпринимателей), что составило около 69 тысяч банкроств. Требования кредиторов были удовлетворены всего на 3,5 %, в 71 % дел кредиторы не получили ничего при банкротстве физического лица. Несмотря на снижение количества банкротств юридических лиц на 5,5 %, наблюдается снижение доли возвращенным кредиторам средств. Так, в 68 % дел кредиторы не получили ничего. По результатам конкурсных производств в 2019 году кредиторам смогли вернуть всего 4,7 % требований (5,2 % в 2018 году). По данным за 3 квартал 2020 года по завершенным делам сумма удовлетворенных требований кредиторов составила всего 3,2 % от общей суммы требований [https://fedresurs.ru].
Рис. 1. Изменение доли возвращенным кредиторам средств по результатам процедур банкротства компаний [https://fedresurs.ru]
Как видно на графике на рисунке 1 наибольшая доля возврата 6,8 % в 2017 году. Наименьший показатель возврата долга кредиторам — 3,8 % за 9 месяцев 2020 года.
Представленные данные наглядно показывают возможность «легально» избавиться от долгов, предоставленную гражданским законодательством (п.6 ст. 64 ГК РФ), что стимулирует развитие неправомерных банкротств. Требования, не признанные ликвидационной комиссией, а также не удовлетворенные из-за недостаточности имущества должника, считаются погашенными.
Рассмотрим объемы применения наказания за уголовные преступления в сфере банкроства по данным Судебного департамента при Верховном суде РФ. Изменение показателей количества осужденных в сфере криминального банкроства показано в таблице 1 и на рисунке 2.
Таблица 1
Изменение количества осужденных по ст. 195- 197 УК РФ за 2016–2020 гг. [http://www.cdep.ru/]
Виды преступлений |
Статьи УК РФ по частям |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 г. 6 месяцев |
Неправомерные действия при банкротстве |
195 ч. 1 |
2 |
4 |
1 |
6 |
3 |
Неправомерное удовлетворение имущественных требований кредиторов при банкротстве |
195 ч. 2 |
1 |
0 |
2 |
2 |
1 |
Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной организации, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб |
195 ч. 3 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
Преднамеренное банкротство |
196 |
34 |
25 |
29 |
22 |
6 |
Фиктивное банкротство |
197 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
С учетом распространенности использования процедуры банкротства на практике масштабы применения санкций по статьям 195 УК РФ, 196 УК РФ и 197 УК РФ в масштабах государства остаются минимальными при наличии явной тенденции снижения количества осужденных. Так, количество осужденных за неправомерные действия при банкотстве составляет от 1 до 6 чел. в год, ннеправомерное удовлетворение имущественных требований кредиторов при банкротстве — 0–2 чел. Количество осужденных за преднамеренное банкротство сократилось с 34 человек в 2016 году до 22 человек в 2019 году. За 6 месяцев 2020 года по статье 196 УК РФ осуждено всего 6 человек. Количество осужденных по статье 197 УК РФ за 4,5 года составило всего 3 человека, из них 2 в 2017 году и 1 в 2018 году.
При этом по данным Федресурса кредиторы в 2019 году остались в 68 % дел совсем без выплат (65 % в 2018 году). Имущество отсутствовало, по данным об инвентаризации, у 37 % должников, как в 2018, так и в 2019 году.
Рис. 2. Количество осужденных за преступления в сфере банкротства в 2016–2020 гг.
Практика применения уголовного законодательства может свидетельствовать о низкой эффективности мер и о том, что не недобросовестные действия должников получили соответствующие последствия в виде применения УК РФ. Следовательно в данной области накопилось множество проблем, которые годами остаются нерешенными. Пассивность в решении данных проблем явно не соответствует уже угрожающим национальной экономики масштабам теневого сектора. Связь между теневой экономикой и преступлениями в сфере банкроства достаточно очевидна: фиктивные контракты, заключение заведомо невыгодных сделок, занижение учетной стоимости имущества, сокрытие имущества, сокрытие и фальсификация учетной документации и т. д.
Высокий уровень криминализации назван в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Стратегия] одной из основных угроз экономической безопасности. При этом с учетом представленных данных практически отсутствует реальное противодействие криминальным банкротствам с использованием уголовного законодательства.
Институт банкротства в действующем виде является инструментом теневой экономики. В декабре 2019 года президентом РФ в перечне поручений президента по вопросу совершенствования института банкротства предложено добавить квалифицированные составы в ст. 195 УК («Неправомерные действия при банкротстве») и ст. 196 УК («Преднамеренное банкротство»).
Поправки должны предусмотреть повышенную ответственность за указанные преступления, если они совершены: группой лиц по предварительному сговору; организованной группой; с использованием служебного положения; арбитражным управляющим или ликвидатором. Кроме того, поручено установить возможность освобождения от уголовной ответственности граждан, которые совершили преступления в сфере банкротства, если они: добровольно помогли выявить тех, кто получил выгоду от этого преступления; раскрыли информацию об имуществе таких лиц, что обеспечило возмещение ущерба. Кроме того, объективна необходимость развития уголовной ответственности в сфере банкротства финансовых организаций. В данный момент в этом напралении поправки не были приняты.
Для расширения правоприменительной практики уголовного законодательства в сфере криминального банкроства необходимо пересмотреть действующее уголовное законодательство. В частности, принять поправки, предусматривающие повышенную ответственность и квалифицированные составы в ст. 195 УК («Неправомерные действия при банкротстве») и ст. 196 УК («Преднамеренное банкротство»).
Также рекомендуется уточнить в уголовном законодательстве признаки для квалификации преступлений в сфере банкротства и привлечении виновного лица к уголовной ответственности, установить соразмерное причиненному вреду наказание за преступные деяния.
Повышению эффективности применения уголовного законодательства будет способствовать разграничение составов преступлений в сфере криминального банкротства финансовых организаций: кредитных организаций, страховых организаций или негосударственных пенсионных фондов, а также ужесточение наказания за неправомерные действия при банкротстве, совершенные с использованием служебного положения, а равно лицом, контролирующим должника.
Увеличение санкций позволит отнести данный вид преступления к преступлениям средней тяжести, увеличить срок давности до 6 лет по привлечению к уголовной ответственности лиц, совершивших уголовное преступление использованием служебного положения и лиц, контролирующих должника.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020)
- Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 “О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года
- Федресурс (fedresurs.ru).
- Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации http://www.cdep.ru/