Результаты государственного регулирования предпринимательской деятельности в контексте административной реформы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №1 (343) январь 2021 г.

Дата публикации: 02.01.2021

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Горин, А. В. Результаты государственного регулирования предпринимательской деятельности в контексте административной реформы / А. В. Горин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 1 (343). — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/archive/343/77276/ (дата обращения: 19.12.2024).



Статья посвящена вопросам регулирования органами государственной власти предпринимательской деятельности. Анализируется влияние административной реформы на эффективность правового регулирования бизнеса. Основой нового подхода стала модель управления по результатам. В качестве примера результативности рассматриваются результаты России в рейтинге легкости ведения бизнеса (Doing Business).

Ключевые слова: правовое регулирование, предпринимательская деятельность, административная реформа, улучшение бизнес-среды.

Действия государства по регулированию предпринимательской деятельности во все времена постсоветской истории нашей страны всегда были предметом острой критики. В 90-е годы государство якобы сознательно устранилось от какого-либо влияния на бизнес, после середины 2000-х, наоборот, критике подвергается чрезмерная зарегулированность бизнеса. Стала особенно актуальной тема повышения эффективности государственного управления экономикой, борьбы с административными барьерами — необоснованными ограничениями государством ведения предпринимательской деятельности.

Как сразу выяснилось, сделать в этой сфере что-то значимое и правильное, без перестройки всей системы государственного управления, оказалось попросту невозможно. Поэтому вполне логично, что данное направление становится одной из главных задач административной реформы, концепция которой была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 г. № 1789-р [1]. Фактически, этот нормативный акт стал концептуальной основой практически всех сколь-нибудь значимых преобразований административного механизма как в национальном масштабе, так и на уровне субъектов.

Для достижения заявленной в Концепции административной реформы цели, связанной с повышением эффективности государственной защиты субъектов малого и среднего бизнеса и созданием правовых механизмов противодействия возникновению административных барьеров, были определены несколько направлений работы. Одним из таких направлений стало реформирование контрольно-надзорной деятельности публичных органов власти в части регулирования предпринимательской деятельности.

Технологической основой нового подхода стала модель управления по результатам. Целью реализации этого направления является внедрение методов и процедур управления, ориентированного на результат, и проектного управления в органах государственной власти и подведомственных государственным органам организациях. К началу реформы фактически отсутствовали методики расчета показателей результативности по ряду важнейших направлений деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти. По мнению многих исследователей и практиков, бессистемная работа контрольно-надзорных власти представляет собой стимулирующую среду для возникновения административных барьеров и сопутствующих им коррупционным проявлениям.

В Концепции административной реформы (далее — Концепция) предлагалось оценивать работу чиновников по фактически полученным результатам. Органы государственной власти, осуществляющие правовое регулирование и контрольно-надзорные полномочия в сфере поддержки предпринимательской деятельности отныне должны стать непосредственно заинтересованы в результатах своей работы.

Для этих целей планировалось:

– заново сформировать механизмы конкурентного распределения материальных средств и ресурсов в органах публичной власти (должны существовать 2 и более варианта распределения бюджетных средств для осуществления государственных функций и предоставления государственных услуг);

– внедрение элементов управленческого учета, позволяющих получить достоверную информацию о затратах на обеспечение деятельности органов исполнительной власти;

– создание единой государственной информационной системы планирования и мониторинга эффективности деятельности органов власти в целях достижения ключевых показателей социально-экономического развития.

Результатом реализации мероприятий по этому направлению является принятие Указа Президента РФ от 10.09.2012 г. № 1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности» [2]. Далее последовала череда подобных указов, последним из которых стал Указ Президента РФ от 25.04.2019 г. № 193, который предъявил к руководителям более общие требования и критерии оценки их работы [3].

Предпринимательская деятельность уже стала одним из многих показателей, увязанных в единую систему индикаторов. Так, например, в перечне показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц непосредственно с развитием бизнеса связаны показатели 2–5. В тоже время, другие показатели в значительной степени влияют на экономическую жизнь страны и регионов в целом: «Уровень бедности», «Уровень доступности жилья» и другие.

Результаты такой трансформации правового регулирования и создания системы личной ответственности руководителей привели к существенным результатам. Во многих аналитических документах Правительства одним из основных целевых значений показателей оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности является Позиция России в рейтинге легкости ведения бизнеса (Doing Business).

По данным Всемирного банка в 2020 году Российская Федерация заняла 28 место [4], в 2017 году — 35 место, в 2013 году Россия занимала 92-е место. За прошедший год наиболее высоко выросло значение таких показателей как: «Подключение к системе электроснабжения» (3,5 балла), «Защита миноритарных инвесторов» (2 балла), «Налогообложение» (0,9 балла).

Приведенная статистика международной организации свидетельствует о том, что многолетние усилия по улучшению бизнес среды в нашей стране дали достаточно хорошие результаты. Это тем более важно, так как они достигнуты в следствие проведенных структурных преобразований в государственной системе управления, внедрения более совершенных, эффективных технологий планирования и управления. В этом контексте также следует рассматривать социально-экономическую политику последних лет, основанную на реализации национальных проектов и достижении национальных целей.

Литература:

  1. О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах: Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р (ред. от 10.03.2009) // Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 46. — Ст. 4720.
  2. Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности: Указ Президента РФ от 10.09.2012 № 1276 // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 38. — Ст. 5068. (утратил силу)
  3. Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25.04.2019 № 193 // Собрание законодательства РФ. — 2019. — № 17. — Ст. 2078.
  4. DOINGBUSINESS. [Электронный ресурс]: URL: https://russian.doingbusiness.org/ru/data/exploreeconomies/russia (дата обращения: 21.12.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, административная реформа, государственная власть, исполнительная власть, орган, правовое регулирование, благоприятное условие ведения, государственное управление, модель управления, Российская Федерация.


Похожие статьи

Эффективное управление стоимостью компании

В настоящей статье проанализированы составляющие эффективного управления стоимостью бизнеса. Выявлены пять слагаемых управления, проанализирован опыт зарубежных компаний. На основании исследования разработаны пути совершенствования управления стоимос...

Формирование показателей оценки эффективности инновационной деятельности организации индустрии гостеприимства

В статье рассмотрены особенности индустрии гостеприимства с точки зрения маркетингового подхода для формирования показателей оценки эффективности инновационной деятельности. Представлены структуры индустрии гостеприимства на основе определения, сформ...

Анализ и оценка состояния конкурентной среды с точки зрения российского предпринимательства

В работе проанализировано состояние конкуренции с точки зрения российского бизнеса различных отраслей экономики, а также со стороны международных рейтингов The Global Competitiveness Index и Doing Business.

Место и значение инвестиций предприятия в системе его финансового менеджмента

В научной статье описывается инвестиционная политика предприятия как основная из его направлений деятельности. Рассмотрены формы инвестиций, возможности их финансирования, показатели эффективности инвестиционного проекта. Рассмотрены некоторые аспект...

Эффективность государственной поддержки малого бизнеса в Республике Узбекистан

В статье кратко изложено о совершенствовании инвестиционного климата и деловой среды Республики Узбекистан, о Государственной программе для улучшения предпринимательской деятельности в Узбекистане.

Оценки эффективности деятельности органов государственной власти в РФ: состояние, проблемы и пути решения

В статье рассмотрены проблемы оценки эффективности деятельности органов государственной власти, рассмотрены методы эффективности государственного управления. Рассмотрена административная реформа, как реформа, созданная для оценки эффективности деятел...

Применение инновационных технологий в государственном управлении в контексте европейских стандартов

В статье рассмотрены вопросы применения инновационных технологий в государственном управлении в контексте европейских стандартов. Установлено, что европейский контекст управленческой деятельности наиболее актуализирован в системе государственного упр...

Проблемы таможенного администрирования в области обеспечения конкурентоспособности национальных предпринимательских структур

В статье рассмотрены проблемные аспекты эффективного обеспечения конкурентоспособности национальных предпринимательских структур в глобальной экономике. Проанализированы особенности системы инструментов повышения конкурентоспособности отечественной п...

Роль сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в развитии экономики России

В статье исследуется роль сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в России, особенности его развития в условиях цифровизации, влияние на экономику страны. Рассмотрена деятельность компаний «Яндекс» и «ЛУКОЙЛ» в сфере образования.

К вопросу о необходимости внедрения стратегического менеджмента в систему управления малым предприятием

Отражены результаты исследования по возможности применения системы стратегического менеджмента в рамках управления малым предприятием. Показаны возможности и факторы ограничения внедрения данной системы.

Похожие статьи

Эффективное управление стоимостью компании

В настоящей статье проанализированы составляющие эффективного управления стоимостью бизнеса. Выявлены пять слагаемых управления, проанализирован опыт зарубежных компаний. На основании исследования разработаны пути совершенствования управления стоимос...

Формирование показателей оценки эффективности инновационной деятельности организации индустрии гостеприимства

В статье рассмотрены особенности индустрии гостеприимства с точки зрения маркетингового подхода для формирования показателей оценки эффективности инновационной деятельности. Представлены структуры индустрии гостеприимства на основе определения, сформ...

Анализ и оценка состояния конкурентной среды с точки зрения российского предпринимательства

В работе проанализировано состояние конкуренции с точки зрения российского бизнеса различных отраслей экономики, а также со стороны международных рейтингов The Global Competitiveness Index и Doing Business.

Место и значение инвестиций предприятия в системе его финансового менеджмента

В научной статье описывается инвестиционная политика предприятия как основная из его направлений деятельности. Рассмотрены формы инвестиций, возможности их финансирования, показатели эффективности инвестиционного проекта. Рассмотрены некоторые аспект...

Эффективность государственной поддержки малого бизнеса в Республике Узбекистан

В статье кратко изложено о совершенствовании инвестиционного климата и деловой среды Республики Узбекистан, о Государственной программе для улучшения предпринимательской деятельности в Узбекистане.

Оценки эффективности деятельности органов государственной власти в РФ: состояние, проблемы и пути решения

В статье рассмотрены проблемы оценки эффективности деятельности органов государственной власти, рассмотрены методы эффективности государственного управления. Рассмотрена административная реформа, как реформа, созданная для оценки эффективности деятел...

Применение инновационных технологий в государственном управлении в контексте европейских стандартов

В статье рассмотрены вопросы применения инновационных технологий в государственном управлении в контексте европейских стандартов. Установлено, что европейский контекст управленческой деятельности наиболее актуализирован в системе государственного упр...

Проблемы таможенного администрирования в области обеспечения конкурентоспособности национальных предпринимательских структур

В статье рассмотрены проблемные аспекты эффективного обеспечения конкурентоспособности национальных предпринимательских структур в глобальной экономике. Проанализированы особенности системы инструментов повышения конкурентоспособности отечественной п...

Роль сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в развитии экономики России

В статье исследуется роль сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в России, особенности его развития в условиях цифровизации, влияние на экономику страны. Рассмотрена деятельность компаний «Яндекс» и «ЛУКОЙЛ» в сфере образования.

К вопросу о необходимости внедрения стратегического менеджмента в систему управления малым предприятием

Отражены результаты исследования по возможности применения системы стратегического менеджмента в рамках управления малым предприятием. Показаны возможности и факторы ограничения внедрения данной системы.

Задать вопрос