В статье представлен анализ опыта реализации программы формирования гражданской ответственности подростков посредством включения их в школьное объединение «Юные инспектора движения».
Ключевые слова: гражданская ответственность, дорожное движение, внеурочная деятельность, школьное объединение, гражданская ответственность подростков.
Подростковый возраст является наиболее оптимальным для гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
В настоящее время актуальная проблема приобщения подрастающего поколения к культуре и истории своего народа обсуждается на самых разных уровнях и находит отражение в нормативных документах. Так, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751, система образования призвана обеспечить:
– историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
– воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов [7].
Отмеченные направления определяют сущность гражданско-патриотического воспитания подростков в образовательных организациях.
В наше время к проблеме воспитания подрастающего поколения активно привлекается система внеурочной деятельности, имеющая огромный потенциал для формирования и развития личности ребенка. Однако данная деятельность пока не имеет системного подхода и достаточного уровня взаимодействия с образованием. Именно внеурочная деятельность обладает целым арсеналом разнообразных форм организации деятельности, таких как посещение или создание военных музеев, организация тематических походов, проведение выставок, посвященных памятным датам, создание условий для деятельности детских объединений исторического или археологического профиля и другие мероприятия [6].
В рамках реализации ФГОС ООО, под внеурочной деятельность понимается неотъемлемая часть образовательного процесса в образовательной организации, в полной мере способствующая реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования, в которых прописано формирование у обучающихся социокультурной компетенции [4].
Одной из форм внеурочной деятельности подростков в школе является кружок «Юные инспекторы движения» (далее — ЮИД). Программа кружка разрабатывается в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», законом Российской Федерации «О безопасности», с «Правилами безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Говоря о результатах процесса формирования гражданской ответственности у подростков, целесообразно выделить триединство критериев и показателей сформированности гражданской ответственности подростков. В данном исследовании мы опирались на классификацию, предложенную [3]:
– когнитивный критерий и его показатели — знание понятия и признаков государства, основ конституционного строя Российской Федерации, понятий конституционных прав и обязанностей гражданина, базовых национальных ценностей, понятия и видов культуры, выдающихся личностей в отечественной истории, понятий гражданской ответственности, качеств гражданина и патриота; уровень проявления интереса к усвоению гражданско-патриотических знаний;
– эмоциональный критерий и его показатели: проявление чувства гордости за свою Родину, ее свершения; эмоциональный отклик на значимость базовых национальных ценностей и их принятие;
– деятельностный критерий и его показатели: сформированность гражданско-патриотической позиции, основанной на любви к Отечеству, ценностном отношении к культурным и базовым национальным ценностям, устойчивость в соблюдении норм и правил поведения в обществе, содействие сохранности исторической памяти и развитию Отечества.
Педагогическими условиями формирования гражданской ответственности у подростков являются: программа «Юные инспектора движения» включающая в себя когнитивный компонент, содержание которого базируется на положительных примерах выдающихся личностей нашего государства, базовых национальных ценностях и обществознании; интерактивные методы взаимодействия, такие как, встречи с интересными людьми; просмотр и обсуждение видеоматериала; экскурсии (исторические и памятные места, музеи); коллективные творческие дела; проекты; викторины; интеллектуально-познавательные игры; дискуссии; тренинги; мастер-классы; обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций; акции благотворительности, милосердия и др.
Школьное объединение «Юные инспектора движения» — это добровольное объединение обучающихся, который создан в МБОУ «СОШ № 8 г. Юрга».
Объединение «Юные инспектора движения» оказывают содействие педагогическому коллективу образовательного учреждения в работе по профилактике ДДТТ.
Объединение «Юные инспектора движения», как и все классные уголки в школе, имеет «уголок безопасности» и специальные стенды по проблеме обеспечения безопасности дорожного движения, где отражается работа по профилактике ДДТТ.
Формы профилактической деятельности объединения «Юные инспектора движения» разнообразны. Инспекторы ГИБДД оказывают систематическое содействие объединению ЮИД и принимает меры по совершенствованию форм и методов их работы.
В процессе реализации программы проводились встречи с инспекторами группы по делам несовершеннолетних, инструктажи по технике безопасности на железнодорожных дорогах, переездах.
В октябре 2019 г. агитбригада ЮИД знакомила первоклассников с правилами безопасности, распространила светоотражающие элементы, памятки, вручила удостоверение «Юный пешеход».
На основании письма Министерства образования и молодёжной политики СК от 07.09.17 г. № 03–18/8101 «О принятии профилактических мер по предупреждению детского травматизма» была проведена следующая работа:
– 15.09.2019 г. в МБОУ «СОШ № 8 г. Юрга» была проведена общешкольная родительская конференция, с обсуждением вопроса по профилактике детского травматизма, использовании в одежде светоотражающих элементов, обеспечение безопасной перевозки детей в удерживающих устройствах;
– проведены родительские собрания с 04 по 16 сентября 2020 года, на которых была разъяснена информация о необходимости наличия в дневниках маршрутных листов «Дом — Школа — Дом» у учащихся школы.
Во исполнение протокола заседания межведомственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения в МБОУ «СОШ № 8 г. Юрга» имеются в наличии у обучающихся начальных классов и среднего звена индивидуальные схемы безопасных маршрутов движения «ДОМ-ШКОЛА-ДОМ» (в количестве 332), отрядом ЮИД были проверены дневники школьников с наличием маршрутных листов.
В течение года проводились следующие мероприятия, направленные на совершенствование профилактики ДДТТ: классные часы по изучению правил дорожного движения по программе дополнительного образования детей и подростков, организовывались конкурсы на лучший рисунок по дорожной тематике.
Одной из важных составляющих системы профилактики ДДТТ являются массовые мероприятия. Многие массовые мероприятия проводились совместно с инспекторами ГИБДД. Например, конкурсы детских рисунков «Дорога и мы», «Посвящение в пешеходы», «Неделя безопасности», Всероссийская профилактическая акция «Внимание — дети!», «Пристегните ремни», «Осторожно гололёд!», «Зимние забавы», «Будь заметней на дороге», «Посвящение в пешеходы первоклассников». Организовывались театральные выступления агитбригады ЮИД.
Для обучающихся начальных классов в марте юидовцы провели выступление «ЮИД — помощник мой и верный друг».
С большим удовольствием ребята из объединения ЮИД выступают с концертной программой для воспитанников детского сада.
Организовывались и проводились с юными велосипедистами теоретические и практические занятия по изучению правил дорожного движения.
В ходе анализа работы внесены предложения по повышению уровня обучения и формам обучения, даны практические рекомендации классным руководителям. В сравнительном анализе есть положительный результат по знаниям правил дорожного движения учащихся школы.
Это далеко не полный перечень профилактических мероприятий, который проводился отрядом ЮИД.
Работа объединения проводится согласно рабочей программе.
Важное место в программе занимает воспитательная работа в области патриотического, трудового воспитания, пропаганда здорового образа жизни, негативного отношения к правонарушениям, в том числе правонарушениям в сфере дорожной безопасности, организации содержательного досуга.
Системный эффект работы объединения ЮИД предполагает и дальнейшее снижение уровня детского дорожно-транспортного травматизма, сохранение жизни и здоровья детей путем планомерного обучения детей и родителей безопасному поведению на дорогах, повышение транспортной культуры, воспитания поколения грамотных, дисциплинированных и законопослушных участников дорожного движения.
В перспективе планируем продолжать педагогическую деятельность в направлении формирования гражданской ответственности подростков. Расширять межсубъектное взаимодействие в данном направлении. Поставлены задачи на усовершенствование методики и углубление содержания программы. Рассматриваем возможность трансляции результатов исследования на научных конференциях по данному научному направлению и в социальных сетях.
Литература:
- Бородина, Е. Н. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в период детства в художественно-игровой деятельности / Е. Н. Бородина // Сборник материалов Ежегодной международной научно- практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2016. — С. 48–50.
- Голованов, В. П. Гражданско-патриотическое и нравственные аспекты современного дополнительного образования / В. П. Голованов // Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи в 21 веке как ресурс личностного развития человека: традиции, инновации, перспективы исследования. — 2018. — С. 44–56.
- Егорова, В. А. Воспитание патриотизма в детском творческом коллективе / В. А. Егорова, А. М. Егорова // Молодой ученый. — 2011. — № 8. — С. 107–114.
- Ефименко, В. Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность» / В. Н. Ефименко // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 11. — С. 250–254.
- Иванов, И. С. Опыт разработки обучающей настольный игры по дисциплине «Гражданский процесс» / И. С. Иванов, А. С. Кусков // Актуальные проблемы юридической науки и практики. Материалы Международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 146–149.
- Князев, А. М. Гражданственность / А. М. Князев, В. С. Сорокин. — Москва: Граница, 2013. — 399с.
- Лушников, И. Д. Системная методика изучения патриотического воспитания: методические рекомендации / И. Д. Лушников; Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образования. — Вологда: ВИРО, 2014. — 64с.
- Пешкова, В. Е. Педагогика: курс лекций / В. Е. Пешкова. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. — Ч. 3. Теория и методика воспитания. — 161с.