Статья посвящена исследованию эксперимента по введению на территории РФ налога на профессиональный доход для самозанятых граждан. Автор проводит анализ причин введения нового налога и его значимости. В статье дается характеристика самозанятых граждан. Автор отмечает преимущества получения статуса самозанятого гражданина, а также оценивает перспективы введения налога на профессиональный доход на постоянной основе в систему налогов РФ.
Ключевые слова: самозанятые, налог на профессиональный доход, правовой эксперимент, налоги, налоговое законодательство
Налоговые поступления — один из основных способов пополнения федерального, регионального и местного бюджетов нашей страны, а следовательно, это основной источник содержания нашего государства. От объема взысканных налогов и сборов зависят возможности государства по реализации своих функций. Именно поэтому такое большое значение имеет контроль государства за исполнением налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и сборов.
В настоящее время появилась тенденция по увеличению числа граждан, не работающих по трудовому договору, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, но получающих доход от своей деятельности. По данным Федеральной службы государственной статистики за 2019–2020 гг. их количество составило более 15 млн. человек [3]. Они получают доход от своей деятельности, который налогом не облагается, так как налога для таких граждан законодательно не существует. Такое противоречие и послужило одной из причин введения на территории РФ в экспериментальном режиме нового налога на профессиональный доход. Итак, каковы же положительные и отрицательные стороны нового временного налога для россиян, и есть ли перспективы дальнейшего развития у данного вида налогообложения?
Налог на профессиональный доход имеет много особенностей. Во-первых, он введен на территории РФ экспериментально, предполагается, что к 2028 г. эксперимент закончится, и будет принято решение о целесообразности его введения на постоянной основе в систему налогов РФ. Правовой эксперимент представляет собой проверку, испытание норм права, законодательных актов либо правовых режимов с целью получения правового опыта и научных знаний об исследуемом явлении [5, с. 167]. Правовой эксперимент необходим для выявления как положительных, так и отрицательных сторон новых законодательных положений и оценки возможности их дальнейшего введения на постоянной основе. Подобные правовые эксперименты уже проводились ранее в нашей стране с судами присяжных, ювенальной юстицией. Таким образом, говорить о том, что в систему налогов РФ введен новый налог на профессиональный доход, пока не приходится — это явление временное.
Во-вторых, данный налог вводился изначально лишь в Московской области, в Москве, Республике Татарстан и в Калужской области, а с 2020 г. еще в 20 субъектах нашей страны [4]. Вскоре в Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее — Федеральный закон N 422-ФЗ) была внесена поправка о возможности остальных субъектов РФ вводить на своей территории налог на профессиональный доход на основании законов субъектов. Предполагаем, что такое резкое расширение территории действия нового налога было отчасти спровоцировано введением ограничительных мер в стране из-за пандемии, в результате которых многие граждане нашей страны лишились работы, дохода, и, как следствие, произошло увеличение числа самозанятых граждан. Таким образом, эксперимент по введению нового налога на данном этапе проходит на фоне объективно сложных жизненных обстоятельств в стране и мире.
В-третьих, уплаченный налог на профессиональный доход подлежит зачислению в региональный бюджет и в Фонд обязательного медицинского страхования (далее — Фонд ОМС). Так, 63 % суммы направляются в бюджет того региона, где налогоплательщик осуществляет свою профессиональную деятельность. Этот регион может и не совпадать с местом его постоянного проживания. Остальные 37 % поступают в Фонд ОМС [1, с. 562]. Выходит, что государство тем самым компенсирует расходы на медицинские услуги самозанятых граждан.
Немало важной особенностью налога на профессиональный доход является категория налогоплательщиков. Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 422-ФЗ это физические лица, являющиеся гражданами РФ и стран Евразийского экономического союза (далее –ЕАЭС), также ими могут быть и лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но перешедшие на специальный налоговый режим в установленном законом порядке [6]. Таким образом, новый налоговый режим не распространяется на лиц, ведущих деятельность на территории РФ, но при этом имеющих гражданство других стран. Гражданам РФ, ЕАЭС, чтобы быть налогоплательщиком налога на профессиональный доход не обязательно проживать на территории РФ, налог можно выплачивать и проживая за границей, но осуществляя деятельность в РФ дистанционно. Самозанятые могут оказывать услуги другим лицам, сдавать в аренду помещения, осуществлять продажу изготовленных товаров, за исключением тех, что обременяются акцизом и подлежат обязательной маркировке. Самозанятые не должны привлекать при осуществлении своей деятельности наемных работников, заниматься перепродажей, добывать и реализовывать полезные ископаемые. Также в категорию самозанятых не попадают лица, чей общегодовой доход превышает 2,4 млн. рублей, а также индивидуальные предприниматели, которые совмещают самозанятость с другими налоговыми режимами (УСН, ЕНВД, ЕСХН и др.), при этом самозанятому физическому лицу не запрещено одновременного работать по трудовому договору [2, с. 111].
Еще одной особенностью нового налога является то, что получение статуса самозанятого не является обязательным для лиц, имеющих указанные в законе признаки. Гражданин может лишь по собственной инициативе зарегистрироваться в качестве самозанятого и стать плательщиком налога на профессиональный доход.
Итак, каковы же преимущества получения статуса самозанятого гражданина? Полагаю, что положительным моментом является то, что налог на профессиональный доход выплачивается с доходов, проведенных через банковский счет либо непосредственно на карту самозанятого гражданина. Размер отчислений относительно небольшой: 3 % от доходов, полученных он оказания услуг физическим лицам, 6 % от дохода, вырученного от сотрудничества с организациями [2, с. 112]. Самозанятые имеют право не выплачивать в течение налоговых каникул. В отличие от индивидуальных предпринимателей они не обязаны уплачивать страховые взносы. Довольно проста процедура постановки на налоговый учет для данной категории граждан — необходимо просто уведомить Федеральную налоговую службу, в том числе через интернет-ресурсы (приложение «Мой налог» «Портал госуслуги»), а далее через эти же ресурсы можно предоставлять информацию о своем доходе в налоговый орган. Самозанятые освобождены от сдачи отчетов и деклараций о доходах.
Получив статус самозанятого, гражданин узаконивает свою деятельность и ему не грозят я штрафы за неуплату налогов и ведение предпринимательской деятельности без регистрации. Кроме того, легализуя свой доход, гражданин упрощает для себя получение кредита в банке или оформление визы для поездки в другую страну. Также это открывает возможность для привлечения новых клиентов, ведь организации при заключении договора и физические лица при получении услуг куда более охотно отдают предпочтение индивидуальным предпринимателям и зарегистрированным самозанятым чем лицам, занимающимся неформальной деятельностью.
Таким образом, получение статуса самозанятого более привлекательно для индивидуальных предпринимателей, которые ведут деятельность без привлечения наемной силы, они получают возможность снизить суммы уплачиваемых налогов и освободить себя от бумажной волокиты. Вместе с тем, данный статус вполне подходит гражданам, которые по ряду причин не хотят регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, но хотят получат легальный доход.
Однако у нового налога есть и свои минусы. Так, в отношении самозанятых граждан не проводится подсчет трудового стажа, самозанятые не могут привлекать наемных работников. Кроме того, при превышении установленной суммы годового дохода (2,4 млн. руб), самозанятый будет обязан выплачивать другой налог.
Таким образом, введение налога на профессиональный доход — это необходимость, обусловленная рядом факторов. Предполагается, что новый налог будет способствовать выводу «из тени» дохода лиц, занимающихся неформальной деятельностью; за счет взысканных сумм налога будут частично пополняться региональные бюджеты и Фонды ОМС. Введение налога на профессиональный доход должно стимулировать граждан к узаконению своей деятельности и поддерживать начинающих предпринимателей, так как теперь у них появилась альтернатива регистрации своего статуса на более лояльных условиях. Несмотря на ряд обозначенных нами преимуществ, экспериментальный законопроект о введении налога на профессиональный доход требует популяризации и доступного разъяснения для граждан. Государство должно принять меры по разъяснению гражданам, неформально оказывающим услуги другим лицам, какие преимущества они получат от того, что зарегистрируются в качестве самозанятых и будут уплачивать налог на профессиональный доход. Полагаем, что государству следует рассмотреть возможность о зачете в трудовой стаж периода самозанятости, ведь это бы еще больше стимулировало граждан к получению такого статуса. Несмотря на то, что доля россиян, прошедших регистрацию в качестве самозанятых, ничтожно мала, проведение эксперимента с введением нового налога является прогрессивным шагом в развитии налогового законодательства и в развитии налогового контроля государства. Возможно, при положительном исходе проводимого эксперимента в стране может появиться на постоянной основе такая категория субъектов малого и среднего предпринимательства, как самозанятые, а в налоговую систему внедрен новый налог на профессиональный доход.
Литература:
1. Агабекова Б. Ф., Боркова Е. А., Короткова П. Д. Анализ методов контроля и регулирования деятельности самозанятых граждан в РФ / Б. Ф. Агабекова, Е. А. Боркова, П. Д. Короткова. — Текст: непосредственный // Экономика труда. — 2019. –№ 1. — c. 553–563.
2. Каминова А. Ю. Анализ введения в РФ нового налогвоого режима для самозантых граждан / А. Ю. Каминова. — Текст: непосредственный // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2019. — № 1. — С. 110–114.
3. Методологические положения по измерению занятости в неформальном секторе. — Текст: электронный // Федеральная служба государственной статистики: [официальный сайт]. — URL: http://rosstat.gov.ru/bgd/free/b99_10/isswww.exe/stg/d030/i030150r.htm (дата обращения: 29.11.2020).
4. Налог на профессиональный доход. — Текст: электронный // Федеральная налоговая служба [официальный сайт]. — URL: http://npd.nalog.ru (дата обращения: 30.11.2020).
5. Никитинский В. И. Правовой эксперимент и совершенствование законодательства / В. И. Никитинский. — 1. — Москва: Юрид. Лит, 1988. — 308 с. — Текст непосредственный.
6. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // Российской газета. — 2018. — N 270. — Текст непосредственный.