Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (344) январь 2021 г.

Дата публикации: 11.01.2021

Статья просмотрена: 1827 раз

Библиографическое описание:

Князева, Л. В. Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека / Л. В. Князева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77297/ (дата обращения: 17.11.2024).



Чтение — вот лучшие учение.

А. С. Пушкин

Всем лучшим во мне я обязан книгам.

М. Горький

Большую роль играет книга в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека. Всю жизнь она помогает нам работать, учиться, мечтать, отдыхать. Книги обогащают нас знаниями, жизненным опытом, формируют наши взгляды, вкусы, характер, приносят много радости. Они рассказывают нам о людях, городах, величайших событиях. Вместе с героями книг мы как бы совершаем путешествие в далекие страны и даже на другие планеты, погружаемся на дно морей и океанов, проникаем в недра Земли и в тайны жизни на ней, открываем законы природы и преобразуем ее, познаем прошлое нашей Родины, размышляем о ее будущем.

По книгам, которые мы читаем, можно судить о наших интересах, вкусах, широте кругозора. А как читают наши дети?

В нашей стране было проведено исследование. Оно выявило мрачную картину. Оказалось, что 40 % детей, в сущности, не читают вообще. Причины этого самые разные. Зачастую дети просто не владеют техникой чтения. Даже окончив школу, многие читают по складам, медленно, делают большое количество смысловых ошибок. Где уж тут чтению доставлять человеку удовольствие, служить источником информации, а тем более — будить мысли, чувства, воображение.

Другой причиной является увлечение телевизором, компьютером, которые поглощают у детей все свободное время. Спора нет, информация из телевизионных передач, компьютеров «течет» куда быстрее и, на первый взгляд, кажется более полной, чем при чтении.

Сколько разнообразных передач на самые разные темы успевает посмотреть, приходя из школы, ребенок, пока вернувшиеся с работы родителей не прервут это приятное занятие. Да и с приходом их ребенок чаще лишается лишь право выбирать, но отнюдь не смотреть…

Однако у телевизора есть и недостатки: он навязывает свой темп восприятия и переработки информации; зритель, даже если он эмоционально реагирует на доступное ему произведение, всё же лишен возможности остановиться, задуматься, задержать действие на интересном моменте или на том, что осталось для него неясным.

Совсем другое дело — книга.

Читая книгу, можно вернуться назад, можно остановиться. И обязательно нужно представить описанный в книге мир, увидеть его героев, включиться в их жизнь. Конечно, дети читают по-разному и уровень такого восприятия у них разный. Чтение книг — это особый вид общения, беседа между автором и читателем. Главное для ребенка- это понимание текста. Когда этого не происходит? Да тогда, когда дети не понимают смысла слов и словосочетаний, блоков предложений и взаимосвязей между ними. Хорошо, если в книге есть сноска, где дается толкование слова. А если их нет? Так, непонимание слов и отдельных выражений в тексте — явление опасное. Но особую тревогу вызывает не то, что ребенок не знает значение какого-то слова, а то, что у него нет потребности — это узнать. Наверное, и среди нас, учителей, и вас, родителей, найдется немного, которые смогут похвастаться тем, что наши дети спрашивают о значении каких — либо слов или по собственной инициативе обращаются к словарям. Привычку равнодушно относиться к непонятным словам и выражениям ребята уносят во взрослую жизнь. Когда нет внимания к слову, чтение превращается в скольжение по поверхности. Такое чтение обкрадывает читателя, лишая его многих радостей. Итак, первая задача при чтении — понять каждое слово, установить их значение, надо учить ребят вдумчивому чтению.

В работе с текстом постоянно взаимодействуют и поддерживают друг друга две силы понимания и запоминания. Понимание способствует, запоминанию, запоминание — пониманию. В понимании стянуты в единый узел различные психические процессы, свойства и способности ребенка, без взаимодействия которых нельзя достигнуть полного уяснения текста. Понимание сопровождается эмоциональными переживаниями, связанными с интеллектуальными затруднениями, с неудачей, с удовлетворением от успеха и т. д.

Почти каждый ребенок может вспомнить такую ситуацию. Усвоив дома заданный материал, всё поняв и хорошо запомнив, он оказывается у доски. Пока он пересказывает выученное, всё идет прекрасно. Но вот учитель начинает задавать вопросы. И происходит нечто неожиданное для самого учащегося: на некоторые вопросы, относящиеся к этому как будто бы хорошо усвоенному материалу, он ответить не может. Почему? Естественно возникает вопрос: а понял ли он текст? Стало быть, нет. У человека часто возникает иллюзия понимания. Именно из-за этого обманчивого чувства не появляется потребность лучше разобраться в произведении.

Что делать? Приступая к работе, идеальный читатель ставит перед собой задачу сначала понять материал, затем отобрать наиболее существенную информацию и только после этого запомнить её. Эта последовательность очень важна; если сразу стараться запомнить текст, не проделав необходимой предварительной работы по его осмыслению, то понимание серьезно пострадает и запоминание превратится в зубрежку.

Бывают такие читатели, которые внутренне не включаются в процесс чтения, а лишь бездумно поглощают плоды чужого умственного труда. Иногда слышим от родителей: «Он сидит, читает; никуда не ходит. А результаты плохие» В этом ли причина? Если ребенок включен в процесс чтения, внимателен и активен, то, конечно, будут и результаты. Ребенок должен уметь работать с книгой, вести с ней беседу. Нужны поиски самостоятельных предположений, объяснений или решений. Ведь то, что будет осознано и постигнуто собственным умом, запомнится надолго. Такой процесс чтения является творческим, ведет к постоянному умственному самосовершенствованию. Так что результатом активной работы с текстом становится не только более высокий уровень знаний, но и сотворение самого себя, развитие своих умственных способностей.

Большое место в воспитании детей занимает чтение в семье. Чтение ребенком книг развивает его взгляды, мировоззрение и ту культуру чувств, без которых не может быть гармонически развитой личности.

Книга расширяет кругозор детей, учит их любить свою Родину, помогает воспитывать человека, формировать идеалы, стремление подражать героям, быть похожими на них, учит хорошим поступкам, пониманию красоты в жизни.

Как же в семье следует приобщить ребенка к чтению, к книге? Ребенок в семье должен видеть любовь родителей к чтению. Если ребенок видит, что в семье любят книги, много читают, то и для него встреча с книгой будет радостной.

Ребятам очень нравится, когда книга, полюбившаяся им, становится настоящей книгой семьи, когда родители время от времени обращаются к ней. Особенно это импонирует подросткам. Их глубоко волнует доверительный разговор о книге, повторное прочтение некоторых страниц отцом или матерью с целью пояснения или раздумья. Находя во взрослых внимательных слушателей и сочувствующих собеседников, дети привыкают делиться самыми сокровенными думами со своими родителями, видя во взрослых, как говорится, родных не только по крови, но и по духу. Как радуются дети, когда во время задушевной домашней беседы мама или папа приведут на память строки стихов Пушкина, Лермонтова, Некрасова! Каждая прозвучавшая в таких случаях строка окажет 10 раз больше влияния на школьника, чем докучные родительские расспросы: «Ну что там у вас задано по литературе? Выучил? Нет?» Все мы хотим, чтобы наши дети были смелыми, честными, неравнодушными, любили нас, родителей.

А всему этому учат книги. И если ребенок, обдумывая поступки того или иного героя, примеривает героя к себе, своим близким, размышляет о том, как бы он поступил на его месте, значит, книга сыграла свою роль.

Все помните повесть А. Гайдара «Тимур и его команда». Помните, Тимур вдруг совершает несвойственный для него поступок: он сшиб замок с сарая и взял без позволения мотоцикл.

Что побудило его к этому? Почему он так поступил? Он стремился помочь Жене увидеть отца, который проездом на фронт заехал домой всего на 3 часа. Последний дачный поезд ушел, и Женя не смогла бы поведать отца. Тогда Тимур решил отвезти её на мотоцикле. Мог бы он поступить иначе?

Нет, не мог. Он считает своим долгом помогать семьям фронтовиков. И мы оправдываем его поступок.

Или книга Е. Верейской «Три девочки». В ней рассказывается о дружбе трех школьниц, о том, как в суровые дни Великой Отечественной войны дружба помогла им, наряду со взрослыми, стойко и мужественно выдержать испытания блокады Ленинграда.

Прочитав эту книгу, ученица 7 класса задумалась: «А как бы я поступила, оказавшись в таких условиях? Я бы, наверное, не смогла отдать последний кусочек хлеба, а может быть, и смогла. Но мне бы хотелось быть такой, как они».

Для лучшего усвоения прочитанного полезно вести записи о прочитанных книгах. Это дневники чтения, в которых записывают название книги и её автора, основную мысль, имена героев, чем понравилась книга, какие мысли и чувства она вызывает. Пройдет время, забудутся имена героев, название книги, а раскроешь дневник — и все вспомнится, а особенно интересные книги еще раз можно перечитать.

В заключение я считаю необходимым особенно подчеркнуть, что дом без книги подобен телу, лишенному души. Книга должна войти в каждый дом и стать верным помощником в воспитании наших детей, в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека.

Основные термины (генерируются автоматически): книга, ребенок, процесс чтения, чтение, имя героев, личностное качество человека, нет, понимание, родитель, текст.


Задать вопрос