В статье рассматривается использование компьютерных игр для образовательной деятельности дошкольников с диагностикой по трём параметрам. Компьютер — мощный инструмент при активизации творческого потенциала ребёнка и осознанное им восприятие программного материала.
Ключевые слова: компьютер, компьютерные игры, информатизация общества, информационная культура.
Актуальность сегодняшнего дня — это информатизация общества. Современные дети стали способны познавать что-то новое, учиться тому, что им интересно, общаться не только с ровесниками, но и взрослыми.
В XX веке на конгрессе ЮНЕСКО было определено направление для подрастающего поколения, суть которого в переходе «от компьютерной грамотности к информационной культуре». Социальный заказ нового общества встал перед современным образованием, учитывая психолого-педагогические особенности каждого возраста, развивать основы информационной культуры, при этом не забывать о здоровье молодого поколения. Модернизация процесса образования — одно из приоритетных направлений на каждой ступени обучения, в том числе и в дошкольной педагогике.
В последнее время психологи отмечают, что психологический барьер между малышом и машиной станет меньше, если ребёнок как можно раньше познакомится с компьютером, на который они смотрят, как на игрушку. А мы взрослые должны умело воспользоваться увлечением дошкольника, во всех видах деятельности, так же и в образовательной.
В Федеральных государственных образовательных стандартах определены требования к активному использованию средств информационно-коммуникативных технологий для совершенствования коммуникативных и познавательных задач. Высокие запросы общества и государства невозможно удовлетворить только традиционными педагогическими технологиями, поэтому необходимы новые подходы к организации воспитания и развития, используя перспективные информационно-коммуникационные технологии.
В XXI веке считается грамотным человек не только умеющий писать, считать, читать, но и общаться с компьютером, так как это современный инструмент для обработки информации, мощное техническое средство обучения, незаменимый помощник педагога в воспитании, развитии и обучении дошкольников.
Компьютер в жизнь ребенка может войти только через игру, которая является ведущей деятельностью дошкольного возраста, именно в ней формируется и развивается личность, приобретается индивидуальный опыт, знания и умения. Дошкольник приобретает способность наделять игровым значением (знаки, действия) нейтральные объекты, что помогает взрослому ввести в жизнь ребёнка компьютер как игровое средство.
Известно, что ребёнок в раннем возрасте обладает непроизвольным вниманием и, чтобы информация стала значимой для малыша, она должна быть яркой и запоминающейся. Вот тогда-то на помощь педагогу приходит компьютер, где материал преподносится в привлекательной форме, что позволяет сделать содержание образования осмысленным и долговременным.
Исследования по использованию компьютера показали, какие достигаются результаты благодаря мультимедийному способу подачи информации:
— Развивается теоретическое мышление, позволяющее просчитывать ситуации, планировать действия, тем самым не только «исполнять», но и «создавать».
— Дошкольник легко усваивает понятия формы, цвета и величины.
— Происходит глубокое понимание числа, его состава и множества.
— Ребёнок быстрее ориентируется на плоскости и в пространстве, в статике и движении.
— В играх тренирует внимание и память.
— Развиваются творческие способности и воображение.
— Воспитывается целеустремлённость и сосредоточенности.
— Овладение чтением и письмом происходит раньше.
— Словарный запас обогащается с большей силой.
— Развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки.
Игровые программы, которые использует педагог, придают занятиям непринужденный характер, вызывают желание добиваться успеха, познавать, исследовать, экспериментировать. Взрослый в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка подбирает игры с несколькими уровнями сложности. Ребенок сам выбирает темп игры и количество решаемых игровых задач.
Компьютер очень «терпелив», приучает дошкольника к пошаговой оценке и контролю своих действий, тем самым формирует у ребенка деловое отношение к положительному и отрицательному результату. Ошибаясь, ребёнок не нервничает и не сердится, а пытается решить новыми способами, что заставляет задуматься, выяснить причину неудачи. При использовании компьютерных игр развивается «когнитивная гибкость» — способность человека находить наибольшее число принципиально различных решений задачи, что недоступно было предыдущему поколению.
Выполняя задания, ребенок играет с веселыми и забавными компьютерными героями, которые помогают ему в сложных ситуациях, вместе стараются достичь необходимого результата. Герой объясняет цель и правила выполнения задания, помогает выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку, что создает положительную мотивацию при работе с программой.
Для полноценного проживания ребенком дошкольного детства в детском саду, в котором работаю, создана предметно-развивающей среда: насыщенная, приспособленная для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии, для развития творческих проявлений. Пространство группы организованно в виде зон — «центры», «уголки», «площадки», оснащенные большим количеством развивающих материалов и оборудования. С такой предметно-развивающей средой у педагога появляется возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
В педагогической деятельности задачи развития, воспитания и обучения дошкольников решаю с применением ИКТ. Использую прикладные программы, образовательные платформы, самостоятельно составляю игры в различных конструкторах. Во время непосредственно образовательной деятельности дети работают с компьютерами — 2–5 минут (клавиатурой и мышью). Все остальное время происходит перемещение из одного игрового пространства в другое. Дидактические игры проводятся за столами, компьютерами, в свободном игровом пространстве. Обязательно индивидуальный подход в работе с компьютером — малыши не умеют «работать», не умеют «учиться». Индивидуальная работа — один из самых эффективных способов обучения дошкольников. Стараюсь вовлечь детей в образовательную деятельность, создавая проблемные ситуации, а её решение в продуктивной реализации. Используя инновационные игровые методики, создала программу по формированию интеллектуальной и творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения информационных компьютерных технологий.
В рамках педагогической диагностики для реализации программы провела оценку индивидуального развития детей в ходе наблюдений за активностью в спонтанной и специально организованной деятельности с помощью карт наблюдений по трем критериям. В группе 31 человек, возраст 6–7 лет.
Таблица 1
Эмоциональное отношение к компьютерным играм
уровень |
число дошкольников |
число дошкольников в % |
высокий |
21 |
67,74 |
средний |
8 |
25,81 |
низкий |
2 |
6,45 |
Рис. 1. Процентное соотношение результатов
Таблица 2
Элементарные навыки управления компьютером
уровень |
число дошкольников |
число дошкольников в % |
высокий |
6 |
19,36 |
средний |
21 |
67,74 |
низкий |
4 |
12,90 |
Рис. 2. Процентное соотношение результатов
Таблица 3
Успешность выполнения компьютерных игр
уровень |
число дошкольников |
число дошкольников в % |
высокий |
16 |
51,61 |
средний |
13 |
41,94 |
низкий |
2 |
6,45 |
Рис. 3. Процентное соотношение результатов
Результаты педагогической диагностики использую для решения следующих образовательных задач:
— построения образовательной траектории ребенка — маршрутные листы, профессиональная коррекция особенностей развития дошкольника;
— оптимизации работы с группой детей;
— корректировка действий педагога.
Н. Н. Поддьяков выдвинул теорию познавательного развития, которая предполагает, что «для успешного развертывания игры детям нужны проблематичные знания. Только взаимодействие ясных и неясных знаний дают почву для полноценного развития»
Дошкольный возраст — это «почемучки», поэтому педагог должен развивать любознательность и индивидуальную исследовательскую деятельность ребенка. Одной из задач ДО — воспитать будущего школьника, развить мотивы учебной деятельности, вовлечь его в процесс познания, исследования и экспериментирования.
Литература:
- Балабанова Л. К. Компьютерные игры в обучении детей 4–7 лет: программа. Развернутое планирование, модели занятий. — Волгоград: Учитель, 2012. — 175 с.
- Бревнова Ю. А. Опыт использования компьютерных игр в практике работы образовательного учреждения / Ю. А. Бревнова // Научные исследования в образовании. — 2010. — № 1. — С. 14–18. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru
- Габдуллина З. М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4–7 лет. — Волгоград: Учитель, 2012. — 139 с.
- Мирошников С. А. Новые возможности компьютерной речевой карты для прикладной и исследовательской работы с детьми дошкольного и школьного возраста / С. А. Мирошников // XVIII Южно-Российская межрегиональная научно-практическая конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» «ИTO-Ростов-2018». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rostov.ito.edu.ru
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 14 ноября 2013 г.)