Основной задачей учителя-дефектолога в образовательном учреждении является создание специальных условий для детей, которые испытывают трудности в овладении общеобразовательной программой, обусловленными психофизическими особенностями и различными нарушениями сенсорной, двигательной и познавательной сферах.
С помощью дистанционных технологий могут обучаться дети-инвалиды и дети с ОВЗ с нарушением опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, различными соматическими заболеваниями. Таким детям здоровье не позволяет посещать образовательное учреждение по месту жительства.
Коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и на основании заключения ЦПМПК или ТПМПК.
Учитель-дефектолог образовательного учреждения не только проводит коррекционные занятия, но и осуществляет целостное коррекционно-педагогическое сопровождение в форме диагностики, обучения и воспитания каждого нуждающегося обучающегося, которое включает динамическое наблюдение за развитием ребенка и усвоением знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, консультативную работу с родителями, педагогами.
Учитель-дефектолог разрабатывают индивидуальные адаптированные рабочие программы, учитывая особенности психо-речевого развития каждого обучающегося.
Коррекционно-развивающая работа с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ сложна по причине ограниченности в движениях, зачастую в невозможности выполнения задания в письменной форме, невнятности речи, нарушения зрения, общего соматического состояния. С детьми, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата, необходимо выполнять задания в замедленном темпе, индивидуально подбирать сложность выполнения заданий и форму подачи нового материала или закрепления пройденного. При выполнении домашних заданий и в процессе проведения урока необходима компетентная помощь родителей.
Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом проводятся индивидуально, продолжительностью 20–30 минут в режиме реального времени с использованием программы Skype. Структура коррекционно-развивающих занятий такая же, как и на очном занятии.
Можно выделить следующие этапы:
- Организационный момент, который включает упражнения, направленные на создание благоприятной атмосферы для эффективно работы на протяжении всего коррекционно-развивающего занятия.
- Сообщение темы занятия в занимательной, игровой или проблемной форме, которая создает подобную ситуацию и пробуждает интерес к предстоящей деятельности, нацеливает обучающегося на достижение высоких результатов.
- Основное содержание занятия, должно содержать совокупность методических приемов, упражнений, игр, заданий на усвоение нового материала или закрепления пройденного.
На этом этапе учитель-дефектолог работает над:
− формированием мотивации учебной деятельности, выработку способов учебной работы, социальных навыков.
− развитием памяти, мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия, связной речи, пространственной ориентации, воображения.
Задания из области математики перемежаются с заданиями из русского языка и т. д. такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций.
4. Итог занятия — рефлексия, что позволяет оценить работу и результаты в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось).
Важно для снятия зрительного и эмоционального напряжения использовать на каждом коррекционно-развивающем занятии динамическую паузу в виде:
− гимнастики для глаз;
− «пальчиковой» гимнастики;
− артикуляционной гимнастики, учитывая психофизические возможности ребенка;
− самомассаж лицевой мускулатуры. При затруднении в выполнении задания, помогают родители.
Дистанционное обучение требует от учителя-дефектолога больших усилий и больше времени на подготовку к занятиям, необходимо использовать отсканированные изображения, презентации, онлайн — игры, сайты с развивающими заданиями, разработанные для решения коррекционных задач, а также различную анимацию. Весь материал обучающиеся видят с помощью включения педагогом демонстрации экрана.
В работе учителя-дефектолога с помощью дистанционных технологий существует ряд сложностей. Педагог должен постоянно удерживать внимание обучающегося, особенно у детей с нарушением эмоционально-волевой сферы и мотивировать его на обучение. Нет возможности непосредственно поправить ребенка при проведении артикуляционной и «пальчиковой гимнастики», применить массаж лицевой мускулатуры. Когда ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата находится «за экраном», сложно разобрать невнятную речь при выполнении задания. Еще одна трудность возникает при диагностике уровня речевого и интеллектуального развития. Помочь решить эту задачу может тщательно подобранный диагностический материал с возможностью вывода на экран компьютера, а также видео, заснятое родителями по просьбе педагога, где ребенок выполняет ряд специальных заданий.
Необходима тесная связь с родителями, которые являются для своих детей тьюторами. Учителю-дефектологу необходимо не только учить родителей необходимым педагогическим приёмам, чтобы ребенок успешно усваивал новые знания и закреплял раннее изученное, но и помогать овладению работе с компьютерным оборудованием.
Но в дистанционном обучении есть и свои плюсы. Опираясь на опыт работы можно сказать, что используя имеющиеся компьютерные технологии, процесс коррекционной помощи узкими специалистами детям-инвалидам и детям с ОВЗ, в условиях дистанционного обучения, становится намного более продуктивным, интересным, методически оснащённым и, соответственно, эффективным. Родители отмечают положительные результаты занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи детей, нарушений когнитивной сферы, а обучающиеся охотно и вовремя выходят на дистанционные занятия, учатся с интересом. У детей-инвалидов повышается мотивация к обучению, познавательные интересы. Проведение дистанционных занятий — принципиально новый, перспективный, творческий процесс, и каждый специалист, работающий с детьми-инвалидами дистанционно, создает свою собственную методическо-дидактическую, информационно-коммуникационную базу на основе ИКТ.
Литература:
- Настольная книга педагога-дефектолога, Т. Б. Епифанцева и др., Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство...(серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О. Г. Приходько и др. — М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. — 102 с.
- Агранович З. Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников– С.-П., 2003
- Шевлякова И. Н. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста.– М., 2003.
- Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I — IV). Подготовительный класс/ Под ред. С. Г. Шевченко. — М.: Школьная пресса, 2004.