В статье говорится об основах инноваций в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: инновационный процесс, инновация, процесс, образовательная деятельность, сфера образования, образование.
На сегодняшний день образование должно подстраиваться под современные реалии жизни, быстро адаптироваться к новейшим технологиям. Эта приспособляемость образовательной деятельности и вариативность образования играют важнейшую роль в развитии современного общества.
Еще с середины прошлого столетия люди в западных странах начали изучать инновационные процессы в образовании. В нашей стране инновации в педагогической деятельности начали активно развивать только двадцать лет назад. Хотелось бы рассмотреть инновации с точки зрения педагогического процесса, в данном процессе сама инновация будет представлять из себя изменение в содержании и цели, методах и формах преподавания, а также организации совместной деятельности учителей и школьников.
Для того чтобы прогресс двигался вперед и не стоял на месте, необходимо привнести инновации в процесс обучения школьников. Одной из разновидностей социальных инноваций является педагогическая инновация.
Современная российская действительность диктует принципиально иное видение в развитии образовательной деятельности, т. к. модернизационные процессы привели к двоякому осмыслению полученных итоговых продуктов психолого-педагогической, учебно-воспитательной деятельности [2, с. 42].
Стоит отметить, что инновационные процессы в образовании опираются непосредственно на духовные потребности самого человека, а также на социальные и политические преобразования, новые явления общественной жизни. Появление инновационных процессов указывает на рост потребностей общества в новом качестве жизни и образования. По этой причине характерной особенностью развития российской школы будет наличие инновационных процессов, устремление школьного педагогического коллектива преобразовать образовательное учреждение и педагогический процесс в целом. В образовательных учреждениях возникает проблема создания непрекращающейся системы развития профессиональной компетентности педагогов, включающая дифференцированную подготовку педагогов, внедрение разнообразных форм повышения профессиональной компетентности в соответствии с их уровнем подготовки и нуждами социума и самого учителя.
Инновации, происходящие в современной российской школе, зачастую остаются без особого внимания, потому что из-за небольшого количества обучающихся получается низкая валидность результатов, недостаточная остепененность педагогического состава, большое количество статистической и документальной работы не позволяют педагогам-новаторам в полной мере осуществлять инновационную деятельности [1, с. 68].
Все новшества в системе образования происходят в структурах и образовательных процессах и необходимы для реализации целей и задач образования. Инновации в сфере образовательной деятельности в школе необходимы для улучшения качества образования и ее услуг [3].
Суть использования инновационных технологий на уроках в школе состоит в направлении учебного процесса на вероятные возможности самого человека и их реализацию.
Технологические инновации оказывают значительное влияние на образовательные системы всех уровней. Онлайн-курсы, учебные пособия, образовательные программы, инструменты социальных сетей и другие новые технологии разрушают традиционную классную среду. Понимание влияния технологических инноваций на учащихся, учителей и школы имеет решающее значение для разработки стратегий и методов управления и использования технологий в образовании.
Применение компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует реализации многих педагогических задач. Основная цель внедрения инновационных компьютерных технологий в школы — изменить способ сбора, доступа, анализа, представления и передачи информации учителями и учениками. Это может сделать информацию в классах более демократичной, а также помочь дифференцировать обучение, особенно для учащихся с особыми потребностями.
Теория инноваций в образовании — новая область научно-педагогических знаний; это парадигма неразрывного единства и взаимосвязи трех основных педагогических процессов в сфере образования: создания новшеств, их усвоения и применения. Другими словами, предметом теории инноваций являются исследования интеграции разработки, освоения и интеграции новинок [5, с. 49].
Раскрывая понятие инновационной деятельности в образовательном учреждении необходимо дать определение данному определению. Так, мы рассматриваем инновации в сфере образования как процесс, в котором происходят качественные изменения в связи с нуждами общества. Хотелось бы обратить внимание на три основных аспекта инновационных процессов в образовании:
- Социально-экономическом;
- Психологическом;
- Организационно-нормативном.
Данные аспекты помогают определить общий климат и условия, которые помогают или препятствуют инновационному процессу. Инновационный процесс сознательно регулируется человеком, он не может возникнуть спонтанно.
Существует две основные проблемы педагогики, а именно:
- Проблема в изучении, обобщении и распространении инновационного педагогического знания;
- Проблема введения инноваций в процесс обучения.
Хотелось бы сказать, что все инновационные технологии разрабатываются и применяются именно педагогами и организациями образования и науки.
В связи с вышеизложенным, главной закономерностью проектирования инноваций в сфере образования будет понимание того, что чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному управлению инновационным процессом. Значит, сам предмет инновационного процесса, его содержание и механизмы должны находиться в зависимых между собой процессах, т. е. в результате применения данных инноваций они должны показать, что будут оказывать благотворное воздействие на школьников. Данные характеристики помогают подчеркнуть факт существенности преподавательской деятельности по изучению, созданию, использованию различных педагогических инноваций. Должность педагога многообразна в своем проявлении, он может быть и автором инноваций, исследователем, а также пользователем инновационных методик [4, с. 127].
Подводя итоги, следует отметить, что педагогические инновации являются фактором и инструментом развития образования. Инновационные процессы в образовании опираются непосредственно на потребности участников процесса и сформированные к моменту внедрения возможности. Проявление инновационных процессов определяет динамику развития образовательных средств. При этом важно понимать, что каждая инновация должна оцениваться по степени эффективности реализации.
Инновационный процесс проходит три основных фазы, а именно:
- Развитие самой идеи;
- Работа над идеей и способах ее применения;
- Внедрение данного нововведения в педагогическую практику.
В связи с вышеперечисленным, инновационный процесс подразумевает под собой процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этих изменений в социально-педагогической среде.
Литература:
- Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход М.: Высшая школа, 1991.207 с.
- Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М., 2001. 192 с.
- Лаздина Т. И. Технология мотивационного управления инновационной деятельностью учителей/ Лаздина Т. И.// Начальная школа плюс до и после. -2006- № 2
- Мартиросян, Б. П. Оценка инновационной деятельности школы / Б. П. Мартиросян. — М., 2003, 324 с.
- Поляков С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М., 2007. 176 с.