В статье рассматриваются вопросы: кто они — фронтовые операторы, в каких условиях работали, и сколько всего было их, написавших кинолетопись Великой Отечественной войны?
Ключевые слова: кинооператор, фронтовой кинооператор, Великая Отечественная война, фронтовая кинолетопись.
Фронтовой кинооператор — тяжелое ремесло. Официальная статистика говорит, что из всех работников фронтовых киногрупп в военные годы погиб каждый пятый, а историк кино В . П . Михайлов вывел еще более печальную формулу: каждый второй получил серьезное ранение, каждый четвертый убит. [1]
В первые же десять лет после войны начались попытки составления полного списка сотрудников фронтовых киногрупп. Лишь в 2016 году тиражом в 500 экземпляров был опубликован полноценный библиофильмографический справочник «Создатели фронтовой кинолетописи» [2]. Тогда и поднялся вопрос — кого же считать фронтовыми кинооператорами? Например, Николая Домофилова , погибшего от разорвавшейся бомбы в первый же съемочный день, всегда включали в список фронтовых кинооператоров, хотя он не успел снять ни единого кадра. А имя Игоря Фелицына , успевшего сделать около 10–12 съемок, которые впоследствии были признаны браком, никогда не упоминалось в ряду фронтовых кинооператоров. [3]
По мнению киноведа и историка кино Алексея Алексеевича Лебедева их было около 258. Но Лебедев не был историком, отсюда и некоторая субъективность в оценке.
На презентации справочника «Создатели фронтовой кинолетописи» [2] Александр Дерябин пояснил: «В конечном счете я принял решение считать фронтовыми операторами тех, кто официально входил в состав фронтовой киногруппы». [3]
«Но в итоге этот список из около 258 человек я увеличил до 314, и он не окончательный, поскольку даже в списке Николая Лебедева человек 10–15 под вопросом. Пока не представляется возможным эту информацию проверить». [3]
Кто они — фронтовые кинооператоры?
Несмотря на благородность профессии, нет единого образа фронтового кинооператора. Ведь люди были разные, у всех были различные цели. Еще больше все смешалось, когда стал повышаться статус фронтовых кинооператоров и начались небольшие привилегии и поблажки. Тогда их стали замечать на уровне Союза кинематографистов, и отовсюду стали лезть люди, которые пытались выбить себе этот статус. [3]
Многие фронтовые операторы часто жаловались на отсутствие авторской подписи под своей работой. Дело было в том, что обезличивание каждой фронтовой съемки имело не очень положительные последствия. Оно ставило всех операторов фронтовой хроники в один ряд. А на самом деле они не были равны ни по уровню подготовки, ни по мастерству, ни по количеству отснятого материала. Как и в любом другом деле, были подлинные герои, мастера высочайшего класса, а были и случайные люди.
Снимать всё, но не врать!
Не только армейское начальство, но политическое руководство страны очень жестко требовало того, чтобы снимали только правду. Другое дело, что эта правда — иногда очень кровавая, очень трагическая шла не только в пропагандистский журнал того времени «Союзкиножурнал» . Был открыт ресурс для хранения, чтобы снимать историю войны для будущего. И он назывался «Кинолетопись Великой Отечественной войны» . [3]
Действовал приказ, который обязывал фронтовых кинооператоров снимать решительно всё. Победы — это, разумеется, поощрялось, но — снимайте кровь, погибших и раненых солдат, снимайте как они гниют в траншеях, ратный труд сапёров, которые в ледяной воде строят мост. [3]. Несмотря на такую борьбу за правду, запреты всё-таки были, и большинство из них пришлось на 1943 год, причем формальных причин на них как бы и не было. Как оказалось, фильм «Ленинград в борьбе» (1942 г.) изначально замышлялся в двух сериях, но материал для второй серии снимался как раз в 1943, и тогда эта тема была заморожена.
Лишь непосредственно перед Нюрнбергским процессом фильм «Ленинград в борьбе» срочно понадобился для суда над нацистами. Кроме питерских в тот же 1943 год были запрещены ещё два фильма, сделанных на ЦСДФ в Москве: «Крылья» (об авиации) и «Кавказ» . И очень долго, хотя и не запрещались, но не выходили на экран съемки уличных боев в Сталинграде. Их притормаживали до момента коренного перелома в войне в 1943 году. [3]
Их оружие — кинокамера
Как правило, хроникальные съемки велись большими стационарными кинокамерами французской фирмы Debrie Parvo L , которые устанавливались на штатив, или ее отечественным аналогом «Конвас-1» . Совершенно очевидно, что такими камерами много не отснимешь, к тому же и повышается вероятность стать целью для противника. [4]
Советские кинооператоры пользовались ручными камерами «Аймо» и «КС-5» , но в мирное временя эти камеры обычно использовались для досъемки отдельных планов ассистентами оператора. Так именно «Аймо» стала основной кинокамерой в съемках военных лет не только для наших кинооператоров, но и для их коллег со стороны наших союзников. [4]
Рис. 1. Кинокамера «Аймо». Фото с сайта SNEG.com [3]
Отечественная кинематография находилось в полной зависимости от импортных материалов. Крупные западные фирмы были только рады этому и отказывали в помощи России по созданию своей кинопленочной промышленности. Это вынудило обратиться за помощью к второстепенным фирмам, и в 1929 году было подписано соглашение с французской фирмой Люмьера, по которому фирма обязалась организовать у нас производство фотокинопленок по технологии фабрики в Лионе.
Рис. 2. Этикетка негативной кинопленки СЧС-1 (1938). Фото с сайта SNEG.com [3]
К началу войны кинопленочные фабрики СССР выпускали 40 сортов кинопленки. Из них для киносъемки документальных киноматериалов чаще всего использовались четыре: «СЧС-1», «СЧС-2», «СЧС-4» и «СЧС-5» . Аббревиатура «СЧС» расшифровалась как «Светочувствительная, Советская». А цифра обозначала тип пленки. [4]
Первый советский фильм, получивший «Оскар»
В ноябре 1941 года И . В . Сталин принял решение о создании документального фильма о боях под Москвой. Режиссёрами были назначены Леонид Варламов и Илья Копалин . В съёмках участвовали пятнадцать фронтовых операторов. Интересен случай со съемок отрывка с речью Сталина во время Парада на Красной площади. В последний момент время начало парада перенесли: с 10 утра на 8. И из-за этого парад начали снимать, не успев наладить синхронную звукоаппаратуру.
Вскоре начальник сталинской охраны генерал Власик предложил операторам прибыть в пять вечера на Лубянку. Там им сообщили, что Сталину очень важно наличие его выступления на Красной площади, что и предложено переснять. Повторная съемка на Мавзолее исключалась, и тогда было предложено построить в Большом Кремлевском дворце фанерный макет трибуны Мавзолея, покрасить его под мрамор, а для того, чтобы все выглядело правдоподобно (у Сталина во время речи должен был идти пар изо рта) были открыты все окна. Тем не менее, несмотря на все усилия, пар изо рта не шел, однако зрители на это не обратили внимания. [5]
23 февраля 1942 года картина вышла на экраны. Фильм получил Сталинскую премию. За рубежом фильм вызвал эффект разорвавшийся бомбы и был показан в 28 странах. Только в США и Великобритании более 16 млн зрителей посмотрели фильм в 1,5 тыс. кинотеатров. Для показа в США фильм был адаптирован для американского зрителя: переозвучен и перемонтирован. Название заменили на «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»).
В 1942 году фильм получил от Национального совета кинокритиков США премию за лучший документальный фильм, а в 1943 году — первый в СССР «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм» . [5]
Памятник фронтовым кинооператорам
4 сентября 2020 г. в Красногорске был открыт первый в мире памятник фронтовым кинооператорам. Он получил название: Архитектурно-скульптурная композиция «Фронтовым кинооператорам и фотокорреспондентам посвящается…» .
Рис. 3. Памятник фронтовым кинооператорам в Красногорске. Фото: © Андрей Ермилов / ТАСС [6]
Инициативу установки памятника фронтовым кинооператорам ещё в 2016 году выдвинул Союз кинематографистов России при поддержке общественного движения «Бессмертный полк России» .
Председатель Союза кинематографистов РФ, режиссер Никита Михалков на открытии памятника сказал: «Этот фронтовой кинооператор, который стоит с камерой, случилось так, что он воюет сегодня, они [фронтовые кинооператоры] сегодня находятся на передовой той войны, которая идет <...> Их нет, а то, что они оставили после себя — это неопровержимый документ. С этим нельзя бороться, можно сжечь, истребить, уничтожить, но бороться нельзя, это факт <...> Думаю, что открытие памятника фронтовому кинооператору — очень знаковое событие» [6]
Литература:
- Фронтовые операторы — цена кадра: каждый второй ранен, каждый четвертый убит. — Текст: электронный // Военная хроника: [сайт]. — URL: https://voenhronika.ru/publ/vtoraja_mirovaja_vojna_sssr_khronika/frontovye_operatory_cena_kadra_kazhdyj_vtoroj_ranen_kazhdyj_chetvertyj_ubit_rossija_2008_god/22–1–0–1220 (дата обращения: 05.01.2021).
- Создатели фронтовой кинолетописи: Биофильмографический справочник / А. Дерябин [и др.]. — справочное изд. —: Госфильмофонд РФ, 2016. — 1032 c. — Текст: непосредственный (дата обращения: 05.01.2021)
- Белов, А. Кинооператоры Великой Отечественной войны / А. Белов. — Текст: электронный // SNEG5.com — общественно-образовательный портал: [сайт]. — URL: https://sneg5.com/obshchestvo/kultura-i-iskusstvo/kinooperatory-velikoj-otechestvennoj.html (дата обращения: 05.01.2021).
- Николай, Майоров В кадре — Великая Отечественная… / Майоров Николай. — Текст: электронный // Первые в кино: [сайт]. — URL: http://cinemafirst.ru/v-kadre-velikaya-otechestvennaya/ (дата обращения: 04.01.2021).
- Первый советский фильм-оскароносец. — Текст: электронный // Livejournal: [сайт]. — URL: https://mikhaelkatz.livejournal.com/125633.html (дата обращения: 05.01.2021).
- Первый в мире памятник фронтовым кинооператорам появился в Подмосковье. — Текст: электронный // ТАСС: [сайт]. — URL: https://tass.ru/obschestvo/9373441 (дата обращения: 05.01.2021).