Использование видео с целью аудирования при обучении английскому языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (344) январь 2021 г.

Дата публикации: 06.01.2021

Статья просмотрена: 419 раз

Библиографическое описание:

Исламова, Э. М. Использование видео с целью аудирования при обучении английскому языку / Э. М. Исламова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 184-185. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77346/ (дата обращения: 16.11.2024).



Роль художественных фильмов для интенсификации процессов понимания речи иноязычных людей подчеркивалась в трудах многих отечественных исследователей. В частности, И. А. Щербакова отмечала, что кино «вызывает продуктивную условно-рефлекторную деятельность и, следовательно, является мощным и эффективным средством, содействующим более быстрому и качественному приобретению знаний и навыков».

Преимуществами использования видео с целью аудирования и обучения английскому языку, по мнению Д. Уиллиса, могут быть следующие факторы:

– Учитель может поддерживать с обучаемым непрерывный контакт, поскольку для демонстрации видеоматериала не надо создавать специальных условий (например, ранее до активного внедрения цифровых технологий, необходимо было затемнять помещение);

– Видео можно просматривать в различных режимах, например, останавливать просмотр, отрабатывая трудные места, работать с видеодорожкой;

– Видеоматериалы и задания к ним можно легко трансформировать под нужды учителя в зависимости от вида работы (индивидуальная, парная, групповая, коллективная) [4, с. 17].

Эффективность использования видеоматериала обусловлена также особенностями человеческого восприятия. В частности, такой информативный канал получения информации, как видео, позволяет получать зрительно-слуховые образы, что значительно повышает уровень восприятия и запоминания.

Задействованные в процессе просмотра видеопродукции зрительный и слуховой каналы позволяют получить больший объем информации. Зрительный ряд при этом выполняет дополнительную функцию, содействуя лучшему запоминанию языковых структур, расширению словаря, стимулированию речевых навыков.

В. А. Планкова считает, что визуально-изобразительная опора при просмотре видеофильма позволяет разгрузить память, способствует сегментированию речевого потока, улучшению точности и полноты понимания, поскольку слуховой анализатор имеет более низкую, чем зрительный пропускную способность [2, с.190].

С другой стороны, по мнению исследователя, при понимании речи одного лица не обеспечивается понимание речи других лицах, а при использовании видеофильмов благодаря диалогам главных героев такой навык постепенно отрабатывается.

Однако работа с видеоматериалом не будет плодотворной при отсутствии предварительной подготовки со стороны учителя. Составляющими такой работы является отбор материала, манипуляции с ним во время и после просмотра, контроль полученных знаний и отработанных умений.

Е. Н. Соловова предлагает алгоритм по работе с учебным видеоматериалом, состоящий из следующих этапов:

– преддемонстрационный,

– демонстрационный

– последемонстрационный [3, с.143].

В соответствии с этим алгоритмом работа над отдельно взятым фильмом может проводится следующим образом. Для начала видеоматериал разделяется на эпизоды с законченным сюжетом, продолжительность которых не превышает 10 минут. Затем прорабатывается лексика и грамматика по каждому эпизоду и после этого обсуждается весь фильм.

Критериями к отбору учебного видеоматериала, по мнению В. А. Планковой, могут быть следующие факторы:

– Языковое содержание соответствует языковой подготовке обучающихся;

– Тематика материала актуальная;

– Оформление звукового и видеоряда качественное;

– Жанровое содержание материала соответствует учебным целям и задачам;

– Материал имеет информационную и художественную ценность и популярен у зрителей [2, с.189].

Перед началом демонстрации видеоматериала учитель должен изучить важные моменты, связанные с лексикой, грамматикой, смысловыми нюансами, на которые обучающиеся потенциально могут обратить внимание. Вследствие этого можно подготовить вопросы, ответы на которые обучающиеся будут искать уже в процессе просмотра фильма, что является важным средством активизации внимания.

Примерные задания с использованием видеоматериала.

  1. Что обозначают эти слова (время выполнения 20 минут).

1) Переддеманстрационный этап

Учитель выбирает подходящий видеофрагмент и выписывает ключевые слова (до 10 слов и выражений), которые раскрывают происходящие события, объясняют поведение главных героев. Слова даются в том порядке, в котором они появляются во время просмотра. Далее с группой обсуждались возможные ситуации, в которых данные слова могут употребляться.

2) Демонстрационный этап

После первого просмотра видеозаписи учащиеся соотносят ряд изображений с именами главных героев.

После второго просмотра видеозаписи учащиеся дополняют предложения, выбирая из предложенных правильный вариант.

3) Последемонстрационный этап

Ученикам предлагается написать диалог или сценарий с использованием новых слов и выражений.

Признаки разных времен года (10–15 минут)

Учитель предлагает обучаемым видеофрагмент, в котором ход событий обуславливают погодные условия, связанные с тем или иными временем года.

  1. Переддеманстрационный этап

Отрабатывается незнакомая лексика, произношение и значение новых слов и выражений.

  1. Демонстрационный этап

После первого просмотра видеозаписи ученики определяют правильные и ложные утверждения.

После второго просмотра видеозаписи отвечают на вопросы, выбирая один из предложенных правильных вариантов.

  1. Последемонстрационный этап

Затем обсуждается, как бы разворачивались события, если бы действие происходило в другое время года.

Литература:

  1. Ласточкина Т. И. Возможности использования ресурсов Интернета в обучении основным видам речевой деятельности // Актуальные проблемы преподавания иностранных языков 382.
  2. Планкова, В. А. Практический аспект проблемы использования видеофильмов при обучении аудированию на старшей ступени обучения // Magister Dixit. — № 4. — 2011. — С. 189–199.
  3. Соловова, Е. Н. ЕГЭ. Английский язык. Практикум. Аудирование / Е. Н. Соловова, John Parsons. — М.: Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2011. — 143 с.
  4. Willis, D The potentials and limitation of Video [Text] / D. Willis // Video-application in ELT. — Oxford: Pergamon Press, 1983. — P.17.
Основные термины (генерируются автоматически): просмотр видеозаписи, демонстрационный этап, понимание речи, слово, учебный видеоматериал, этап.


Задать вопрос