Статья посвящена актуальной проблеме формирования здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях. Уточнено определение «здоровый образ жизни». Обозначены элементы, влияющие на здоровье школьников. Проанализированы основные направления создания здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях.
Ключевые слова : создание здоровьесберегающей среды.
The article is devoted to the actual problem of the formation of a health-preserving environment in educational institutions. The definition of «a healthy lifestyle» has been clarified. The elements influencing the health of schoolchildren are indicated. The main directions of creating a health-preserving environment in educational institutions are analyzed.
Key words: creation of a health-preserving environment.
Введение
Состояние здоровья жителей предопределяется здоровьем детей. Положение здоровья подрастающего поколения располагает особенной значимостью, ведь в этот промежуток времени формируется репродуктивный, умственный, трудовой потенциал государства. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся рассматривается как один из главных направлений общегосударственной политики в сфере защиты здоровья народонаселения. Закон об образовании в Российской Федерации, Национальная доктрина образования в РФ, Федеральный образовательный стандарт и ряд иных бумаг акцентируют в числе приоритетных вопросов сохранение здоровья растущего поколения и формирование условий для развития ценности здоровья и здорового образа жизни в образовательных организациях. Развитие и состояние здоровья детей и школьников неразделимо объединены с качеством образовательного процесса, объемом учебной нагрузки, методами организации процессов преподавания и обучения, а также с этими критериями, в которых они проходят. Среди условий, оказывающих большое влияние на состояние здоровья детей, важным является требование внутришкольной сферы. По этой причине здоровьесберегающая нацеленность модернизации нынешнего школьного образования роднит круг интересов преподавателей, врачей и специалистов по психологии.
Объект исследования: здоровьесберегающая среда в общеобразовательных учреждениях.
Предмет исследования: создание учителем здоровьесберегающей среды в школах.
Гипотеза исследования: процедура формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях будет продуктивна, если:
− Учитываются обстоятельства, оказывающие значимое воздействие на воспитательно-образовательный процесс;
− Разрабатывается программно-целевое обеспечение формирования здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях;
− Реализуется программа образования, обеспечивающая влияние здоровьесберегающей среды образовательных учреждений;
− Используются здоровьесберегающие технологии, которые основаны на индивидуализации учебного процесса и которые нацелены на формирование, нормализацию и сохранение здоровья школьников.
Объект, предмет, гипотеза исследования определили его задачи:
- Изучить ход развития здоровьесберегающей среды образовательных учреждений в педагогической литературе.
- Установить обстоятельства, оказывающие значимое воздействие на состояние здоровья участников образовательного процесса.
- Выявить пути и средства создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений.
Согласно отчетам «Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей» Минздрава России, показатели состояния здоровья детей и подростков РФ ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим [5].
Это свидетельствует о том, что образовательный процесс в учебных заведениях был и остается лишь в незначительной степени ориентированным на сохранение здоровья школьников и воспитания у них осознанного отношения к своему здоровью, за исключением, возможно уроков физкультуры.
Одним из педагогических условий процесса формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся и воспитанников является создание учителем здоровьесберегающей среды как средства формирования здорового образа жизни у школьников.
Практическая работа с учащимися по созданию учителем здоровьесберегающей среды как средства формирования здорового образа жизни у школьников осуществляется в рамках проведения внеурочной деятельности и мероприятий по здоровьесберегающей тематике, кроме того? предусматривается проведение мониторинговых процедур по оценке интереса к получению знаний «о здоровье и здоровом образе жизни» и сформированности ценностей ЗОЖ.
Например, на примере дистанционного курса «Современные подходы к оцениванию результатов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучаемых и воспитанников в условиях реализации ФГОС» рассмотрим реализацию процесса подготовки педагогов, способных после обучения организовать в конкретной общеобразовательной организации здоровьесберегающую деятельность, а затем и возможность оценивания мотивации и сформированности у школьников «культуры здоровья и ЗОЖ».
По каждому из тематических разделов по созданию учителем здоровьесберегающей среды как средство формирования здорового образа жизни у школьников предусмотрены практические задания и контрольные работы, составление анкет и мониторингового инструментария для школьников, в аналитическом разделе предусмотрено не только проведение анкетирования и тестирования педагогов, но и проведение занятий и мониторинговых процедур с учащимися, в итоговом разделе должна быть приложена слушателями зачетная работа и «рефлексия» участников курса.
В перечне причин, негативно влияющих на здоровье учащихся, отмечено:
− снижение общего уровня жизни;
− неблагоприятная экологическая обстановка;
− безграмотность родителей в вопросах формирования и охраны здоровья;
− низкий уровень медицинского обеспечения, направленного, как правило, только на оказание экстренной медицинской помощи;
− недостаточное финансирование образовательных учреждений и т. д. При анализе учителем здоровьесберегающей среды как средства формирования здорового образа жизни у школьников выясняется, что основные причины снижения показателей здоровья детей в образовательных учреждениях связаны с комплексом педагогических факторов, а именно:
− преобладание стрессовой тактики обучения;
− несоответствие методик и технологии обучения;
− значительная интенсификация учебного процесса;
− нерациональная организация учебной деятельности;
− функциональная неграмотность большинства педагогов;
− отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни [3].
Поэтому для сохранения здоровья подрастающего поколения школе нужен грамотный учитель, обладающий определенным уровнем знаний, система ценностно-мотивирующих установок для ведения здорового образа жизни (и, конечно, самого ведущего здорового образа жизни!) полное использование технологий санитарного просвещения.
Здоровый образ жизни — это образ жизни человека, который он сознательно выбирает в повседневной жизни и воспроизводит самостоятельно. Приобретение навыков здорового образа жизни происходит в процессе социализации человека.
Навыки здорового образа жизни у детей и подростков приобретаются под прямым влиянием навыков, воспроизводимых окружающими их людьми, которые имеют для них значение — родителями и учителями. В связи с формированием концепции «Здоровье через образование» валеологические знания учителей как воспитателей здорового образа жизни школьников становятся важнейшей частью их профессиональной деятельности. К сожалению, недостаточная психологическая, педагогическая и методическая подготовка не позволяет подавляющему большинству учителей преподавать на высоком профессиональном уровне [3].
Во вводных разделах курса по созданию учителем благоприятной для здоровья среды как средству формирования здорового образа жизни у школьников выделены основные нормативные документы по оздоровительной деятельности: «Федеральный закон об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. 29 декабря 2012 г.; Федеральные образовательные стандарты общего основного и основного образования, а также стандарты для детей с ограниченными возможностями; «Гигиенические и эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»; «Федеральный закон № 436 «О защите информации» и др. Эти базовые документы определяют обязательный уровень оздоровительной деятельности в ОО. Поэтому в качестве последней работы в этих разделах учителям были предложены задания, которые помогают нам получить осмысленное понимание законодательной информации с точки зрения оздоровительные мероприятия проверены.
Не менее важным для создания учителем здоровой среды как средства формирования у школьников здорового образа жизни является формирование представлений об активной жизненной позиции в вопросах здоровья и безопасности.
Кроме того, данные о формировании здорового образа жизни у школьников базируются на активных формах обучения, в которых используются технологии с «здоровым потенциалом» при проведении «уроков здоровья».
Завершая обзор данной темы, следует отметить, что программы и методические рекомендации по созданию учителем здоровой среды как средства формирования здорового образа жизни у школьников должны быть представлены в четком линейном и концентрическом порядке для всех возрастов обучения и которые в руководства включены разработанные системы анкетных опросов. И тесты для оценки результатов школьников в формировании практических навыков, направленных на здоровый образ жизни.
Литература:
- Вектор. Формирование социально-позитивного поведения у старших подростков: методическое пособие / Абросимова И. Ю., Алексеева Е. В., А. А. Камин, Е. Е. Кузоватова и др. ав- 17 тор программы О. С. Гладышева, науч. рук. и отв. Редактор О. С. Гладышева. — Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016.
- Дистанционное повышение квалификации учителей по актуальным темам оздоровительной деятельности в образовательной организации. / Операционные системы. Гладышева, И. Ю. Абросимова, Э. Кузоватова // Нижегородское образование. 2017. № 1. С. 79–85.
- Материалы по мониторингу здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях: Методическое пособие / разработано автором: О. С. Гладышева, И. Ю. Абросимова; научный. Редакция О. С. Гладышев. — Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2017.
- Проект образовательной модели формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у младших школьников: Монография / И. Ю. Абросимова. — Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013. — 74 с. («Мы вводим новые образовательные стандарты»).
- Методические рекомендации по гигиене детей и подростков, медицинскому обеспечению студентов в образовательных учреждениях: организационная модель, федеральные рекомендации по оказанию медицинской помощи студентам / студентам. Член-корреспондент РАН В. Кучма. М.: ФГАУ «НКЗД» Минздрава России, 2016.
- Уроки по охране труда: первый год обучения: методические рекомендации для учителей / И. Ю. Абросимова, О. Гладышева. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2019–72 с.
- Уроки здоровья и безопасности жизни: второй год обучения: методические рекомендации для учителей / И. Ю. Абросимова, О. Гладышева. — Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2010.
- Уроки по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности: Методические рекомендации для учителей интегрированного курса: 7-й год обучения / Министерство образования Нижегородской области ГБОУ ДПО НИРО; [Разработано: Гладышева О. С., Шуклина М. В.]. — Н. Новгород, Нижегородский институт развития образования, 2018.