В данной статье дается характеристика главным особенностям журнала Ф. М. Достоевского «Дневник писателя», а также рассматривается тематическое своеобразие и роль журнала в творческой деятельности писателя.
Актуальность исследования данного печатного издания обусловлена тем, что Ф. М. Достоевский — не только культовый писатель XIX века, но и талантливый публицист, а также редактор и издатель. Его литературное наследие неразрывно связано с публицистическим, в котором автор непосредственно обращается к своим читателям.
В январе 1876 года в свет выходит первый номер журнала «Дневник писателя» в количестве 2000 экземпляров. Ф. М. Достоевский с самого начала дает понять читателям, что намерен продолжать дело, начатое в журнале «Гражданин», — открытая беседа с аудиторией по злободневным проблемам, фактам общественной жизни и судебной хронике, сообщениям прессы и явлениям, происходящим в жизни писателя. Помимо реальных событий России и мира Ф. М. Достоевский планирует публиковать рассказы и повести, которые так или иначе связаны с действительностью. Все это составляет основу «Дневника писателя», тематическое разнообразие которого должен объединять сам автор.
В 1873 году в журнале «Гражданин» публицист вел одноименную рубрику «Дневник писателя». Однако структура «Дневника» 1876 года значительно отличается от «Дневника» 1873 года. Журнал «Гражданин» вынуждал Ф. М. Достоевского работать в заданных рамках: все материалы ограничены по объему и посвящены строго одной теме. Теперь же Ф. М. Достоевский начинает самостоятельно издавать «Дневника писателя» и превращает его в печатный журнал одного автора: публицист, выступая перед читателем в такой форме, может затрагивать не одну, а множество самых разных тем и работать в любых жанрах.
Несмотря на четко обозначенные контуры «Дневника писателя» современники Ф. М. Достоевского не сразу смогли понять, как воспринимать данное печатное издание и в чем его суть. «Все буквально не понимают, что такое «Дневник» — журнал или книга?» [1] — писал в 1876 году Ф. М. Достоевский литератору Я. П. Полонскому.
Необходимо понимать, что «Дневник писателя» не являлся дневником личных переживаний автора, Ф. М. Достоевский лишь имитирует дневниковый жанр, также его сложно назвать и художественным произведением. «Дневник писателя» можно определить как ежемесячный «журнал-дневник», в котором гармонично сочетаются разноплановые темы. Как отмечает исследователь творчества Ф. М. Достоевского И. Л. Волгин, на обложке журнала всегда было указано: «Дневник писателя. Ежемесячное издание», а имя автора мы можем увидеть только как подпись автора под текстом в самом конце. «То есть это читалось не как «Дневник писателя Достоевского», а — как «Дневник писателя» (указание не лица, а профессии), издаваемый Достоевским. Иначе, как некий обращенный вовне литературный текст» [2].
Однако критики высказывались довольно резко в сторону начинаний Ф. М. Достоевского. Большинство считало, что литератор «исписался», кроме дневниковых заметок и обзоров на текущие события он больше ничего читателям предложить не может, но печататься хочет. Одним из немногих критиков, кто оценил уникальность «Дневника писателя» и предсказывал успех журналу, был В. С. Соловьев: «С его жаром, с его искренностью, обращаясь прямо к обществу, в форме простой беседы — разве мог он не заинтересовать?» [3].
Так и случилось, успех «Дневника писателя» был определен, первый и последующие номера журнала производили на читающую публику сильное впечатление. «Дневник писателя» читали не только столицы, но и вся Россия. Н. Н. Страхов приводил следующие сведения о тираже и подписке на 1877 год: «...было около 3000 подписчиков и столько же расходилось в розничной продаже» [4]. Ф. М. Достоевский еще в начале марта 1876 года писал брату Андрею: «Всего печатаю в 6000 экземплярах и все продаю, так что оно, пожалуй, и идет» [5]. Журнал имел сезонные колебания: в летние месяцы тираж падал. Однако, как отмечает исследователь И. Л. Волгин, в 1877 году «Дневник писателя» распространялся в 660 населенных пунктах.
Выходил «Дневник писателя» в последний день каждого месяца, объем журнала не превышал двух листов (16 страниц в листе). В типографию посылать оригиналы материалов Ф. М. Достоевский начинал 17–18 числа каждого месяца, иногда заканчивал очередной номер за три дня до его выхода в свет. Писателю необходимо было иметь время на набор, корректуру, верстку, прочтение материалов цензором и следить за логической стороной номера.
Творческая работа Ф. М. Достоевского над очередным выпуском «Дневника писателя» начиналась с изучения недавно вышедших в свет номеров газет, выбирая из столичной и местной печати наиболее интересующие факты и сообщения, автор «Дневника писателя» давал им комментарии, отражавшие политические, философские, литературно-эстетические взгляды, которые Ф. М. Достоевский распространял на страницах своего издания.
Для журнала «Дневник писателя» характерно разнообразие тематики и содержания, однако все издание объединено единым авторским голосом. Ф. М. Достоевского волновали события политической жизни, научная борьба со спиритуализмом, судебные процессы 1870-х годов, привлекшие общественное внимание, железнодорожные происшествия, небольшие заметки и хроники в газетах и журналах, в которых автор «Дневника писателя» видел скрытую житейскую драму. Публицист в форме диалога со своими читателями высказывал свои соображения по поводу общественно-политической жизни России и Европы, а также свои глубокие переживания о прошлом и настоящем.
С первого номера «Дневника писателя» Ф. М. Достоевский обозначает магистральную проблему будущего страны — дети и молодежь. Нищета, преступления, колонии для малолетних преступников и «обжорливая младость», рождественская елка, «прелестные костюмы» — бедность и богатство: две противоборствующие силы, объединенные потерянностью поколения. Главной причиной этой тенденции писатель считал отсутствие чувства долга и обязанности «к отцам, к матерям, к известным верованиям и принципам».
Ряд статей «Дневника писателя» посвящен значимой роли народа для интеллигенции. Следуя почвенническим взглядам, Ф. М. Достоевский проводил мысль, что интеллигентному обществу необходимо объединиться с народом и позволить ему, как носителю истинных идеалов, вести за собой.
Ф. М. Достоевского волновали все происходящие события, как в России, так и в мире. Его интересовала политика, в частности «восточный вопрос» и русско-турецкая война 1877 года, публицист посвятил этим явлениям несколько статей в «Дневнике писателя». Ф. М. Достоевский поддерживал вмешательство России за освобождение балканских народов. Огромное количество общественных деятелей (писатели, композиторы, режиссеры) восприняли «восточный вопрос» как спасение православных южных славян. Ф. М. Достоевский видел в русско-турецкой войне процесс единения интеллигенции с народом.
Не все современники Ф. М. Достоевского верили в успешное разрешение «восточного вопроса», сомневались в готовности России принимать участие в войне. Они считали, что необходимо сохранить мир внутри страны, а после этого помогать нуждающимся. Поэтому некоторые представители интеллигенции часто критиковали позицию Ф. М. Достоевского и его вмешательство в политику.
Тема судопроизводства также занимает ведущее место в журнале. Публицист отмечает, что нынешними защитниками редко управляет желание установить справедливость, чаще всего на их работу влияют деньги и потребность продемонстрировать свой талант. Проблема утраты нравственных ориентиров играла ключевую роль в творческой деятельности Ф. М. Достоевского.
Таким образом, центральным изданием в публицистической деятельности Ф. М. Достоевского стал журнал «Дневник писателя», который он задумал еще задолго до его реального воплощения. Издание получилось специфического формата, издательский рынок долго не мог понять, что из себя представляет «Дневник писателя»: по объему — брошюра, по формату — еженедельник, по периодичности — ежемесячный журнал, по авторству — книга, поскольку от первой до последней строки издание было написано единым пером, по жанру — дневник.
Журнал принес Ф. М. Достоевскому огромную популярность, еще многие современники публициста отмечали, что своей известности Ф. М. Достоевский обязан не романам, а «Дневнику писателя». Это издание позволило публицисту высказываться напрямую, без приема маски, без системы зеркал, которую создает художественное произведение.
Литература:
- Достоевский Ф. М. Письма. 174. Я. П. Полонскому. 4 февраля 1876. Петербург // Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1996. Т. 15. С. 517.
- «Дневник писателя» как миросозидающий проект. [Электронный ресурс]. — URL: http://vphil.ru/index.php?id=966&option=com_content&task=view (Дата обращения: 20.12.2020)
- Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. Соловьев Вс. С.: Воспоминания о Ф. М. Достоевском. [Электронный ресурс]. — URL: http://dostoevskiy-lit.ru/dostoevskiy/memory/v-vospominaniyah-sovremennikov/solovev-vospominaniya-o-dostoevskom.htm (Дата обращения: 20.12.2020)
- Достоевский Ф. М. Письма. М., 1959. Т. 4. С. 345.
- Достоевский Ф. М. — Достоевскому А. М., 10 марта 1876. [Электронный ресурс]. — URL: http://dostoevskiy-lit.ru/dostoevskiy/pisma-dostoevskogo/dostoevskij-dostoevskomu-10-marta-1876.htm (Дата обращения: 20.12.2020)