Рассмотрены вопросы формирования экологической культуры школьников во внеурочной деятельности, показано использование текстов экологического содержания во внеурочной работе школьников, изучающих английский язык.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, экология, культура, учитель, школьник, английский язык, возможности внеурочной работы, тексты экологического содержания, виды текстов, экологическое мышление.
Современные глобальные изменения в социокультурном пространстве затрагивают все аспекты жизнедеятельности человека. В качестве основных причин кризиса экологической ситуации выступают социальные воздействия на окружающую природную среду. В связи с этим необходимо формирование у подрастающего поколения ценностной системы взглядов на мир и место человека в нем.
Содержание современного экологического образования имеет сложный многогранный состав, который требует не только ответственной подготовки к работе на уроках, но и развитие внеурочной работы по формированию экологического воспитания. Внеурочная работа предполагает создание условий для того, чтобы дети могли проявлять и развивать свои интересы на основе свободного выбора, формировать основы экологической культуры, расширять краеведческий кругозор, постигать духовно-нравственные ценности и культурные традиции, развивать свои творческие способности [1].
Так как внеурочная деятельность является составной частью общей воспитательной работы в школе, она должна быть ориентирована на достижение основной цели воспитания — получение ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него определённой системы ценностей [4].
Особенность внеурочной деятельности проявляется на уровне следующих моментов:
– Внеурочная работа позволяет преодолеть определённые ограничения учебного процесса и формировать позитивное восприятие ребёнком самого себя;
– Внеурочная деятельность даёт возможность формирования у учащихся способностей к сотрудничеству, умению работать в группах, коллективному взаимодействию;
– Во внеурочной деятельности ребёнок имеет возможность заниматься полезной деятельностью, на любом этапе включаться в такую деятельность и уметь самостоятельно организовывать её;
– Через внеурочную деятельность учащиеся усваивают общепризнанные нормы поведения в окружающем мире путём овладения нравственными понятиями.
В настоящее время огромное значение придаётся владению иностранными языками, что обеспечивает не только коммуникацию и адаптацию человека в социуме, но и является признаком образованности такой личности. Кроме того, иностранный язык обогащает кругозор сведениями по истории, географии, литературе, искусств, музыке, знакомит с культурой и бытом стран изучаемого языка.
В условиях глобализации самым активно изучаемым иностранным языком является английский, являющийся языком международного общения на различных уровнях и в профильных сферах.
Для того, чтобы качественно изучать английский язык уже на уроках в школе, по моему мнению, существуют следующие сложности:
- Времени, отведённого на уроке, является недостаточно для развития разговорной языковой практики школьников.
- Изучение разговорного английского языка школьниками происходит на уроках непостоянно, а время от времени в зависимости от расписания.
- Овладение английским языком происходит без погружения каждого школьника в языковую среду.
Для восполнения таких недостатков, а также в целях успешного познания секретов английского языка школьниками, мною широко используются возможности внеурочной работы. В такой работе использую различные средства, доминирующим из которых являются тексты.
Использование текстов по английскому языку имеет широчайшие образовательные, развивающие и воспитательные возможности, поскольку предполагает работу с учебным материалом, различными типами справочной литературы, умения использовать современные технологии обучения и электронные средства информации.
Школьники, выполняя различные задания по тексту, проводят работу с такими средствами обучения, как:
– традиционные (словари, справочники, учебники);
– новейшие (современные технологии, компьютер, интернет).
Использование во внеурочной работе вышеназванных средств обучения направлено на развитие у школьников коммуникативных умений в основных видах языковой речевой деятельности.
Большой интерес у школьников во внеурочной работе по овладению английским языком вызывают тексты экологического содержания, направленные на формирование основ экологической культуры, экологическое мышление, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях [3].
Используемые мною тексты экологического содержания позволяют расширить языковой кругозор школьников новыми словами, связанными с изучением экологических особенностей и охраной окружающей среды, показать красоту природы, сформировать понятия о правилах грамотного и рационального поведения в природных условиях, чувство ответственности за состояние окружающей среды, приводить примеры бережного и доброго отношения человека к природе, выражать свои мысли по поводу содержания прочитанных текстов [2].
Во внеурочной работе школьников по английскому языку мною используются следующие виды текстов:
– художественные тексты с экологической информацией;
– тексты описательного характера эстетической направленности о красоте природы;
– тексты, содержащие научно-популярную информацию о природе;
– специально подобранные материалы в виде текстов диктантов, упражнений из учебников, экологических терминов для ведения словарной работы, моделирования элементов занимательности к различным текстам, в частности, рисунки.
В качестве специально подобранных материалов экологического содержания для реализации внеурочной работы по английскому языку использую стихотворения, загадки, кроссворды, творческие задания на экологическую тему, направленные на зарисовку или обнаружение логической взаимосвязи между изучаемыми терминами, практико-ориентированные задания экологического характера, заключающиеся в составлении схем, таблиц и других графических материалов по тексту. Также обязательно использую тексты краеведческого содержания. Я полагаю, очень важно применять во внеурочной работе краеведческий принцип. Опора на объекты, события, которые находятся и происходят рядом с детьми, повышает интерес к работе, стимулирует творческую деятельность и помогает достигать наилучших результатов. На основе прочитанных текстов учащиеся самостоятельно составляют тексты, в которых приводят примеры бережного отношения к окружающему миру, выражают свои мысли и идеи по теме [2].
Хочется отметить, что регулярное использование во внеурочной работе разнообразных текстов экологического характера с продуманной системой заданий к ним, определяемой в зависимости от возрастных особенностей школьников, позволяет успешно осваивать азы английского языка. Внеурочная работа по английскому языку в школе вносит весомый вклад в формирование экологической культуры школьников и развитие их экологического мышления.
Литература:
- Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пос. для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — Москва: Просвещение, 2011. — 223 с.
- Дымова, Т. В. Формы организации внеклассной работы школьников по экологии / Т. В. Дымова, Г. Н. Протасевич // Тезисы докладов. Биология. География и геология. Химия — Астрахань: Астраханский государственный университет, 2002. — С.82.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf,свободный. — Заглавие с экрана. — Яз.рус.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — Режим доступа: http:// fgos.su >noo, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз.рус.