Информационно-методологическая поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (344) январь 2021 г.

Дата публикации: 11.01.2021

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Очирова, Т. Ч. Информационно-методологическая поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств / Т. Ч. Очирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 268-270. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77426/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена изучению информационно-методологической поддержки сельхоз товаропроизводителей. Изучены меры информационной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в рамках национального проекта и государственной программы. Проведена оценка роли, задач и основных проблем предоставления данного вида поддержки фермерам, а так же предложены пути совершенствования. Информационно-консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Ключевые слова: информационно-методологическая поддержка, крестьянские (фермерские) хозяйства, национальный проект, консультационная помощь, центр компетенций.

Федеральный проект, разработанный в соответствии с Указом № 204, «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», который включен в национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [1], включает в себя так же меры информационно-методологической поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств.

Федеральные средства выделяются на обеспечение деятельности так называемых «центров компетенций» в сфере сельскохозяйственной кооперации и фермерства. Стоит отметить, что развитая инфраструктура сельскохозяйственного консультирования была создана при Министерстве сельского хозяйства еще в 2003 г. после принятия Концепции развития информационно-консультационной службы АПК России. После данная структура неоднократно подвергалась реформированию и оптимизации, что привело к исчезновению данных институтов в ряде регионов, а в других регионах она сохранилась за счет региональных бюджетных средств и развивалась самостоятельно, все больше уходя в поле представления коммерческих услуг. Центры компетенций на сегодня есть во всех регионах России, они были созданы либо на базе уже имеющейся информационно-консультационной службы, с передачей дополнительных задач, либо созданы специально для данных целей.

Центр компетенций может получить до 3 млн. руб. на обеспечение своей деятельности, но эти средства выделяются на условиях софинансирования и строго по целевому назначению, среди направлений использования есть приобретение оргтехники, проведение семинаров, привлечение сторонних организаций для оказания услуг и на оплату труда сотрудников центра компетенций.

Одним из условий получения федеральных средств является соответствие центра стандарту деятельности центров компетенций [2], разработанного Минсельхозом России совместно с акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». В данном стандарте отражены основные направления и функции деятельности, а так же показатели эффективности центров компетенций. На основе данного стандарта центр разрабатывает собственную программу деятельности и согласовывает ее с министерством сельского хозяйства региона и России.

Среди основных целей деятельности центров называются такие как консультирование по вопросам ведения предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства и оказание информационных, консультационных, методических услуг, организация сопровождения деятельности микро-, малых и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей (ветеринарное, зоотехническое, агрономическое, технологическое, бухгалтерское, юридическое, маркетинговое обслуживание и др.).

Информационно-консультационная служба занимает особое место среди основных факторов, определяющих устойчивость сельскохозяйственного производства. Эффективная система информационно-консультационной поддержки позволяет получить полное и наиболее точное описание состояния внешней и внутренней среды деятельности сельхоз товаропроизводителей и помогает региональной власти принять оптимальное управленческое решение в конкретной ситуации, уменьшить риски и обеспечить устойчивое развитие сельского хозяйства в регионе.

Основой информационного обеспечения является информация, которая наряду с материальными, кадровыми и финансовыми ресурсами играет важную роль в успешном развитии сельхозпроизводителей.

Роль информации в обеспечении устойчивого развития сельского хозяйства увеличивается за счет перехода отрасли к наукоемкой специализации. Современное сельское хозяйство в производстве широко использует новые технологии и инновационные разработки.

Возросшая необходимость переноса информации о научных достижениях, о современных технологиях сельскохозяйственного производства и переработки сельхозпродукции, о средствах механизации и автоматизации технологических процессов, новых сортах растений и породы животных, о новых формах организации управления, о ситуации на рынке продуктов питания и материальных ресурсов обуславливает актуальность информационно-методологической поддержки для всех категорий сельхоз товаропроизводителей.

Сегодня потребность в информационно-методологической поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств обусловлена тем, что из-за нехватки финансовых средств они не могут проводить научные исследования и самостоятельно организовывать научно-техническое ведение сельскохозяйственной деятельности. Так же за последние годы количество высококвалифицированных специалистов в сельскохозяйственных организациях значительно снизилось и центр компетенций, предоставляющий услуги аутсорсинга фермерам, становится единственным приемлемым вариантом.

Современный консультант в сфере сельского хозяйства должен обладать компетенцией в совершенно разнонаправленных областях, например как налоговое законодательство, технология производства продуктов питания, растениеводство, животноводство, маркетинг и т. д. При этом необходимо всегда обладать новой актуальной информацией и своевременно доносить ее до целевой аудитории.

Стандарт деятельности возложил на центры компетенций весьма обширный перечень услуг предоставляемых на бесплатной основе субъектам предпринимательства в сфере сельского хозяйства, это в свою очередь наложило весьма ощутимую нагрузку на консультантов, что обуславливает снижение качества предоставляемых услуг.

При этом стоит отметить, что стандарт не содержит оснований для отказа в предоставлении услуги, что создает весьма противоречивую ситуацию. С одной стороны центр компетенций обязан предоставить указанный перечень услуг, а с другой стороны не может претендовать на увеличение финансирования, вне зависимости от доли получателей в регионе. То есть финансирование привязано ни к количеству получателей услуг и качеству предоставления, а наличию центра компетенций. На сегодня в ряде регионов штат центра компетенций представлен одним-тремя сотрудниками, а задачи и показатели остаются теми же.

Но, не смотря на множество недочетов в стандарте деятельности и условиях предоставления субсидии центрам компетенций, внимание федеральных органов власти к необходимости информационно-консультационной помощи фермерам, заслуживает похвалы, поскольку последнее десятилетие не утихали споры об эффективности данного института. Несмотря на то, что практика зарубежных коллег показала безусловную необходимость данной помощи для эффективного функционирования малых и средних сельхоз товаропроизводителей.

Литература:

  1. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (дата обращения: 09.12.2020).
  2. Стандарт деятельности центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров (утв. проектным комитетом по национальному проекту «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», протокол от 21.03.2019 N 1). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328942/ (дата обращения: 29.12.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): центр компетенций, сельское хозяйство, информационно-методологическая поддержка, национальный проект, информационно-консультационная помощь, Россия, ряд регионов, сельскохозяйственное производство, стандарт деятельности, устойчивое развитие.


Ключевые слова

крестьянские (фермерские) хозяйства, национальный проект, информационно-методологическая поддержка, консультационная помощь, центр компетенций

Похожие статьи

Коучинг-сессия в системе повышения профессионального мастерства педагогов

В статье рассматриваются научные подходы к решению проблемы совершенствования методической работы с педагогическим коллективом по повышению их педагогического мастерства; перечисляются основные формы и методы оказания педагогической помощи педагогам ...

Развитие системы потребительской кооперации РФ

В данной статье исследованы направления государственной поддержки развития сельскохозяйственной кооперации в России. Сформулированы проблемы российской сельхозкооперации и обоснована необходимость государственной поддержки для активации кооперативног...

Особенности информационно-методической поддержки педагогов ДОУ

В статье раскрываются особенности информационной и методической поддержки педагогического коллектива в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, описаны основные задачи информационно-методического сопровожд...

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...

К вопросу о функциях муниципальных органов власти при реализации программ социально-экономического развития

Социально-экономическое развитие муниципального образования — это актуальная проблема в концепции общегосударственного развития. Программы комплексного социально-экономического развития позволяют точечно повышать уровень благосостояния и удовлетворен...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Возможности партисипаторного подхода в оценке благополучия детей из замещающих семей

В статье рассмотрены сущностные характеристики, методы, принципы оценки социального благополучия детей. Описан механизм и представлены результаты проведения оценки благополучия детей из замещающих семей в образовательном пространстве. Выявлены возмож...

Информационно-аналитическое обеспечение организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается создание специальных условий информационно-аналитического обеспечения организаций работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Даются пути решения и практические рекомендации при возникающих проблемах информационно...

Механизм управления и самоуправления сельскими территориями

В статье автор разработал и представил механизм управления и самоуправления сельскими территориями в рамках совершенствования организационно-экономического алгоритма развития сельской местности с позиции основ формирования факторного поля в области о...

Расширение механизмов финансирования социально ориентированных некоммерческих организаций

Работа посвящена анализу нового законопроекта, смысл которого состоит в передаче части государственных и муниципальных социальных услуг в исполнение отдельным физическим и юридическим лицам на особой конкурсной основе. Дана краткая характеристика нор...

Похожие статьи

Коучинг-сессия в системе повышения профессионального мастерства педагогов

В статье рассматриваются научные подходы к решению проблемы совершенствования методической работы с педагогическим коллективом по повышению их педагогического мастерства; перечисляются основные формы и методы оказания педагогической помощи педагогам ...

Развитие системы потребительской кооперации РФ

В данной статье исследованы направления государственной поддержки развития сельскохозяйственной кооперации в России. Сформулированы проблемы российской сельхозкооперации и обоснована необходимость государственной поддержки для активации кооперативног...

Особенности информационно-методической поддержки педагогов ДОУ

В статье раскрываются особенности информационной и методической поддержки педагогического коллектива в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, описаны основные задачи информационно-методического сопровожд...

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...

К вопросу о функциях муниципальных органов власти при реализации программ социально-экономического развития

Социально-экономическое развитие муниципального образования — это актуальная проблема в концепции общегосударственного развития. Программы комплексного социально-экономического развития позволяют точечно повышать уровень благосостояния и удовлетворен...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Возможности партисипаторного подхода в оценке благополучия детей из замещающих семей

В статье рассмотрены сущностные характеристики, методы, принципы оценки социального благополучия детей. Описан механизм и представлены результаты проведения оценки благополучия детей из замещающих семей в образовательном пространстве. Выявлены возмож...

Информационно-аналитическое обеспечение организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается создание специальных условий информационно-аналитического обеспечения организаций работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Даются пути решения и практические рекомендации при возникающих проблемах информационно...

Механизм управления и самоуправления сельскими территориями

В статье автор разработал и представил механизм управления и самоуправления сельскими территориями в рамках совершенствования организационно-экономического алгоритма развития сельской местности с позиции основ формирования факторного поля в области о...

Расширение механизмов финансирования социально ориентированных некоммерческих организаций

Работа посвящена анализу нового законопроекта, смысл которого состоит в передаче части государственных и муниципальных социальных услуг в исполнение отдельным физическим и юридическим лицам на особой конкурсной основе. Дана краткая характеристика нор...

Задать вопрос