Автор статьи проводит анализ правового регулирования экономических прав граждан и перспектив развития законодательства, регламентирующего возможность применения криптовалют на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: конституционные права граждан, экономические права, криптовалюта.
Общественные отношения находятся в процессе постоянного развития, появляются новые технологии и способы реализации конституционных прав, в связи с чем главной задачей законодателя является актуализация действующего законодательства действующим реалиям общественных отношений.
В современных реалиях общественных отношений быстрыми темпами набирает популярность использование криптовалюты. Как справедливо отмечает А. А. Максуров, «подобной популярности способствуют кризис отечественной банковской системы, нестабильность рубля, изменчивые курсы валют и другие сложности, с которыми столкнулся бизнес. Кроме того, он отмечает, что преимуществом виртуальных денег заключается в том, что они не подвержены перечисленным рискам, эмиссия криптовалюты зачастую ограниченна и автоматизирована, все расчеты проводятся анонимно, а на транзакции даже в самые удаленные уголки мира требуются считаные секунды» [6].
Как отмечает Е. Ю. Баракина «появление «криптовалют» вызвало широкую дискуссию в мире среди ученых и практиков, в том числе по поводу формирования государственного регулирования их использования при осуществлении переводов и платежей, поскольку его отсутствие является одной из основных проблем внедрения технологий, которые, по мнению многих представителей бизнеса, будут способствовать доступности платежной сферы, дальнейшему развитию экономики, так как сократят временные и финансовые издержки» [1].
Другими словами, правовое регулирование данной сферы, а именно законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, а также создание правовых условий для привлечения российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов, позволит гражданам иметь дополнительные инструменты реализации конституционных экономических прав.
В настоящее время законодателем делается попытка по совершенствованию действующего законодательства в части регулирования цифровых финансовых активов. Так, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В. В. Путина от 21.10.2017 N Пр-2132 по итогам совещания по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере 10 октября 2017 г. был разработан проект федерального закона «О цифровых финансовых активах».
В соответствии с данным законопроектом «криптовалюта — вид цифрового финансового актива, создаваемый и учитываемый в распределенном реестре цифровых транзакций участниками этого реестра в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций».
А. А. Максуров определяет криптовалюту как «разновидность цифровой «валюты», созданная на основе криптографии и обладающая в связи с этим повышенной надежностью и безопасностью, использующаяся как «прозрачное» для субъектов права, децентрализованное, анонимное и фактически неконтролируемое государствами средство обмена и накопления, отличающееся от обычных денег лишь своей непризнанностью (пока еще) со стороны государств» [7].
Как отмечает И. И. Кучеров «главное, что отличает криптовалюты от иных электронных денежных средств, — это частный характер эмиссии, а также некоторые технологические особенности их изготовления и выпуска в обращение. В данном случае пользователи имеют дело с цифровыми продуктами, полученными в результате эксплуатации созданных частными лицами электронных платежных систем, которые подчинены определенным протоколам передачи данных в сочетании с использованием криптографических методов шифрования. В процессе функционирования этих систем данные о транзакциях группируются в блоки, которые, в свою очередь, один за другим составляют единую цепь. Информация обо всех транзакциях, совершаемых в рамках этих платежных систем, как правило, находится в открытом доступе. Однако при этом сохраняется анонимность их участников, ведь электронные (криптовалютные) кошельки, используемые для передачи криптовалют, не позволяют идентифицировать соответствующих пользователей, поскольку изначально не персонифицируются. Кроме того, отсутствие каких-либо финансовых посредников между сторонами переводов криптовалют служит дополнительной гарантией конфиденциальности транзакций, осуществляемых в рамках функционирования соответствующих платежных систем» [3].
Вместе с тем, использование криптовалют на территории Российской Федерации сопряжены с рядом рисков, которые также должны быть учтены при законодательном регулировании статуса криптовалют.
Как отмечает А. А. Лыков, «криптовалюты (также известные как виртуальные валюты или виртуальные активы) обладают рядом характеристик, с которыми еще не сталкивалась законодательная и правоприменительная деятельность, в результате чего у злоумышленников появились до сих пор невиданные возможности совершения преступлений. Для более объективной оценки роли криптовалют в криминализации общества важно обозначить отличие рассматриваемых криминогенных факторов от простых признаков криптовалют, которые не создают прямую угрозу совершения преступлений. Еще специалисты ФАТФ, одними из первых начавшие изучать признаки и криминогенные факторы использования криптовалют, в качестве трех основных факторов выделяли:
1) анонимность использования криптовалют,
2) их децентрализованный характер функционирования и
3) отсутствие правового режима регулирования оборота криптовалют» [4].
Для минимизации обозначенных криминогенных рисков А. А. Лыков предлагает введение следующих обязанностей для провайдеров услуг в сфере криптовалют. Во-первых, обязанность проводить идентификацию клиентов в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также передавать всю имеющуюся у них информацию о клиентах и их операциях Федеральной службе по финансовому мониторингу, Федеральной налоговой службе и иным уполномоченным органам власти. Данные нормы позволят значительно снизить анонимность использования криптовалют. Кроме того, эти положения будут соответствовать недавно обновленным рекомендациям ФАТФ. Во-вторых, обязанность получать лицензию на осуществление своей деятельности, а также в своей деятельности взаимодействовать только с теми провайдерами, которые имеют такую лицензию. Эти нормы минимизируют риск, связанный с трансграничной природой криптовалют. Наконец, в-третьих, обязанность страховать риски утраты средств клиентов и выплачивать компенсацию клиентам в случае утраты их средств. Эти нормы вынудят провайдеров обеспечивать достаточный уровень информационной безопасности при оказании ими услуг [4].
Как указывает М. М. Долгиева, криминальное использование криптовалюты, ее незаконный оборот ставят под угрозу экономическую безопасность государства и его развитие в сфере финансово-технологических, инновационных процессов, соблюдение интересов общества в целом и каждого гражданина в отдельности на участие в инвестиционных проектах, гарантируемых законодательством России. Общественная опасность нелегальных проявлений в сфере оборота криптовалюты связана с их способностью причинять значительный ущерб отношениям в сфере экономической деятельности, посягать на отношения в сфере охраны прав собственности, более того, латентный характер нелегального движения неконтролируемых сумм денежных средств может дезорганизовать нормальное функционирование экономики и сложившийся правовой порядок на национальном и международном уровне. Регулирование криптовалютной деятельности является стратегически важным направлением политики государства. Существующие уголовно-правовые нормы, применяемые к различного рода незаконным проявлениям в сфере криптовалютной деятельности, не всегда объективно и своевременно встраиваются в концепцию правового регулирования в экономической сфере, и их применение не влияет на состояние преступности и не снижает ее, в связи с чем уголовно-правовая политика становится неэффективной [2].
Как указывает А. А. Максуров, отсутствие прямого регулирования обращения криптовалют в России как специального правового института не является препятствием к урегулированию данных общественных отношений действующими нормами гражданского права ввиду самой природы права как универсального регулятора общественных отношений. Сегодня возможно относительно свободное хождение криптовалюты, например, как предмета сделки. Как общие гражданско-правовые нормы о сделках и обязательствах, так и конструкции большинства договоров, указанные во второй части Гражданского кодекса Российской Федерации, не препятствуют использованию при их совершении криптовалюты. Если какой-то негатив и есть, то он касается в настоящее время не некоего законодательного запрета, а косности правоприменителей (органов государственной власти, нотариуса и т. п.). Отсутствие развитого специального законодательства в указанной сфере не позволяет в полной мере реализовать те возможности, которые дает криптовалюта, в сравнении с некоторыми зарубежными рынками (например, нельзя первоначально внести криптовалюту в уставный капитал вновь создаваемого юридического лица, имеются сложности с защитой прав сторон по договору залога криптовалюты, практически невозможны завещание и наследование криптовалюты и пр.), защитить права потребителей — владельцев криптовалют, кроме того, законодательство не позволяет выдавать криптовалютой заработную плату и т. п. [5].
Литература:
1. Баракина Е. Ю. Понятие «криптовалюта» и перспективы ее использования в национальной платежной системе Российской Федерации // Банковское право. — 2018. — № 5. — С. 62.
2. Долгиева М. М. Социальная обусловленность возникновения уголовно-правовых запретов нарушений, совершаемых в сфере оборота криптовалюты // Актуальные проблемы российского права. — 2018. — № 10. — С. 225.
3. Кучеров И. И. Криптовалюта как правовая категория // Финансовое право. — 2018. — № 5. — С. 3.
4. Лыков А. А. Криминогенные факторы использования криптовалют // Мировой судья. — 2019. — № 2. — С. 20–25.
5. Максуров А. А. К вопросу о юридической ответственности за использование криптовалюты при производстве расчетов // Вестник Омской юридической академии. — 2018. — № 4. — С. 428–433.
6. Максуров А. А. Криптовалюта в гражданском, семейном и трудовом праве России // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2018. — № 8. — С. 96.
7. Максуров А. А. Криптовалюта как экономико-правовая категория // Современное право. — 2018. — № 9. — С. 68.