В статье обосновывается проблема изучения круга чтения молодежи в России, проводится анализ методик изучения круга чтения. Описывается проблема включения в круг чтения студентов современной литературы. Результатом стала интерпретация данных анкетирования студентов в возрасте от 18 до 25 лет, направленного на изучение их читательских предпочтений.
Ключевые слова: круг чтения, национальный литературный канон, современная литература.
В современном социуме остро стоит проблема пренебрежения чтением. В Национальной программе поддержки и развития чтения ее суть сформулирована следующим образом: «Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением» [8]. Задача возрождения интереса к чтению поставлена на государственном уровне, поскольку решение данной задачи приведет к «повышению интеллектуального потенциала нации, станет важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержания и приумножения богатства родного языка, что будет способствовать решению жизненно важных проблем, достижению стратегических целей развития страны» [8].
Проблема чтения сопряжена с вопросом литературного образования школьников и студентов. Обсуждение данного вопроса активизировалось в последнее время в вузовской среде. Специалисты пристальное внимание уделяют теме литературного канона и русской классики (А. Вдовин [1], Г. Юзефович [12], И. Сухих [10], Д. Ивинский [4] и др.). Дискуссии разворачиваются вокруг того, кто и как определяет канон в литературе. Многие исследователи и критики отмечают, что границы канона размыты, и сам канон является изменчивым. Так, например, в 80-е годы ХХ века никто не мог подумать, что произведения М. А. Булгакова будут считаться классическими, а на данном этапе каждый школьник знакомится с «Мастером и Маргаритой» в ходе изучения школьной программы по литературе.
Немаловажен тот факт, что в программу школьного литературного образования не включаются современные произведения. Анализ программ по литературе [7] позволяет установить, что в раздел изучения современной литературы помещены имена В. М. Шукшина, А. И. Солженицына. Они писали в 60-х годы ХХ века. В программе по литературе Московской Лингвистической гимназии [9] самыми современными становятся авторы 1980-х годов, что тоже не отражает современную ситуацию в мире. Соответственно, разрыв между изучаемой в школе литературой и современной жизнью составляет минимум 40 лет. Это также является проблемой: ведь язык, жизнь в целом меняются, развиваются, а изучать современный мир на примере только классиков прошлых столетий не является корректным.
С развитием всегда связаны изменения, и литература не является исключением. На данном этапе пребывания общества культура перестала маркировать человека. Люди с высшим образованием не перестали читать классику, но они могут позволить себе послушать рок-музыку и от этого не будут менее компетентными в своей деятельности. Сейчас каждый человек в той или иной степени обращается к современным произведениям культуры. Чтобы человек читал современных авторов, он должен знать о них, а знания о литературе закладываются в первую очередь в школе и в вузе. Проблема изучения современной литературы и включения ее в круг чтения особенно молодого поколения является актуальной и перспективной.
Исследователи по-разному ограничивают современную литературу, но чаще всего называют произведения, написанные на рубеже веков, и точкой отсчета указывают 1991 год — времена перестройки. Литературные критики [13] сегодня рекомендуют для чтения такие произведения русских авторов: Дмитрий Быков «Июнь» (2017), Гузель Яхина «Дети мои» (2018), Олег Куваев «Повесть о нерегламентированном человеке» (2019), Ксения Букша «Открывается внутрь» (2018), Шамиль Идиатуллин «Бывшая Ленина» (2019) и прочее.
Насколько востребованы авторы наших дней у современного молодого читателя? Какие произведения читают сегодня студенты? Изучению данного вопроса мы посвятили собственное исследование. Мы выбрали в качестве объекта изучения — молодежь, студентов, поскольку, как пишет Ю. И. Игишева: «современному молодому поколению стал доступен большой массив разнообразной литературы, а с другой — интерес данной возрастной группы к книгам и к чтению заметно угасает» [5] . В поле нашего внимания оказались студенты нефилологических профилей.
Круг чтения студентов нефилологических профилей строится на школьной программе по литературе, ведь литературу они изучают только в школе. От того, насколько качественным вышло знакомство школьников с миром литературы, тем больше интереса они проявят к книгам в будущем.
Методисты из разных уголков России заняты изучением круга чтения молодежи [3,6]. В 2008 году проведено исследование, в котором приняли участие 2000 человек от 18 лет в 127 населенных пунктах 46 регионов Российской Федерации, в 2009 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения проводил опрос, в котором приняли участие 1600 человек разного возраста.
Эти исследования показали, что 35 % (в 2009 г.) и 46 % (2008 г.) опрошенных не читают книг совсем. Популярными жанрами считают в 2008 и 2009 гг. детективы и «боевики» (46 %), фантастика и фэнтези (26 %), классические историко-приключенческие романы (26 %), русская и зарубежная классика (25 %), зарубежные детективы (25 %), женский детектив (25 %).
Основным методом во всех исследованиях определено анкетирование; анкеты включают от 10 до 55 вопросов. Форма проведения анкетирования — очная, телефонный опрос, онлайн (Интернет, социальные сети).
К сожалению, Архангельская область не вошла в список обследуемых регионов. Поэтому задача нашей работы — изучить круг чтения студентов нефилологических профилей САФУ. Выбор респондентов продиктован таким обстоятельством: интерес представляют студенты, которые читают художественную литературу не в рамках программы обучения.
Ведущий метод в нашей работе — метод анкетирования, так как он позволяет опросить большое количество студентов и собрать интересующую нас информацию.
Мы разработали анкету на основе методики Ю. Ю. Долженко и А. С. Поздняковой 12 по онлайн анкетированию, методики О. Г. Филатовой 13 по составлению опроса и анкетирования.
Первые три вопроса позволяют получить половозрастную и национальную информацию о респондентах, чтобы выяснить зависимость круга чтения от возраста и гендерной принадлежности.
Четвертый вопрос необходим для того, чтобы установить профиль студентов, так как для нашей работы интересно именно нефилологические специальности.
С пятого по девятый вопросы требуются для того, чтобы выяснить как часто студенты читают и читают ли они художественную литературу. Студенты читают много, но в основном это учебная или научная литература. Для нас интересно присутствие художественных произведений в круге чтения молодежи.
Вопросы с десятого по двенадцатый позволяют определить круг чтения молодежи. Вопросы тринадцатый и четырнадцатый репрезентируют мнение самих студентов о текущей ситуации с чтением среди молодежи.
Наши респонденты — это молодые люди и девушки (по возрастной классификации молодежь — это люди от 16 до 30 лет).
Мы осуществили анкетирование с помощью Интернета, через социальные сети. В опросе приняли участие 183 человека, их возраст — от 18 до 25 лет, 162 человека из них студенты нефилологических специальностей.
Результаты опроса:
Рис. 1. Поло-возрастная принадлежность опрашиваемых студентов
Рис. 2. Место учебы респондентов
Рис. 3. Направление, специальность, профиль обучения респондентов
Рис. 4. Жанровые предпочтения
Рис. 5. Время и страна проживания выбранного автора
Анализ данных показывает, что среди указанных авторов преобладают зарубежные — 70 %. Эти писатели ХХ столетия. Имена писателей, которых называли студенты: Уилбур Смит, Роберт Джордан, Анри Шарьер, Айн Рэнд, Наполеон Хил, Эмилио Сальгари, Маркус Зусак, Юкио Мисима, Брэдбери, Урсула Ле Гуин, Нагацуки, Леви, Кассандра Клэр, Стайн, Гир, Мойес, Митчелл, Карлос Руис Сафон, Д. Николс, Ремард Нури, Янси, Далио, Хартма, Майкл Роуч, Бестер, Нёсбе, Гейман, Харпер Ли, Дж. Мартин, Хосейни, Робертс, Сара дж Масс, Р. Кейн, Кара Хантер, Донато Карризи, Стивен Моффат, Дуглас Адамс, Дэн Браун, Ким Уилкинс, Кехо, Джио, Хирохико Араки, Франк Тилье, Макманус, Мэнсон, Грин, Бекман, Мюссо, Сникет, Донован, Гувер, Прах, Сафарли, Крамер, Эдди Фрей, Джен Синсеро, Сисилия Ахерон, Рик Риордан, Маркес, Ёсимото, Гилберт, Лакси. В подавляющем большинстве — это писатели в жанре фантастика.
Итак, данные опроса позволяют сделать вывод, что в подавляющем большинстве круг чтения студентов нефилологических профилей составляют фантастика, романы и детективы английских и американских прозаиков ХХ столетия. Русская литература остается за пределами выбора молодежи.
Круг чтения определяет менталитет нации. Можно ли воспитать патриота на примере зарубежной литературы? Этот вопрос волнует не только нас, как исследователей, но и людей, радеющих за развитие страны и ее культуры. Молодежи предстоит выстраивать следующий этап развития нации. Поэтому необходимо привить им интерес к родной культуре и литературе, донести мысль о важности сохранения русской культуры, познакомить их с талантливыми отечественными авторами, которые готовы вступить в диалог с читателями через книгу.
Литература:
- Вдовин А. В. Что такое литературный канон и как он влияет на нашу жизнь? (Лекция в рамках курса «Высшая лига») / А. В. Вдовин // URL: https://www.youtube.com/watch?v=DMQw-k_Gavo (дата обращения 07.12.2020)
- Долженко Ю. Ю., Позднякова А. С. Онлайн анкетирование как современный и эффективный способ исследования // ТДР. 2015. № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-anketirovanie-kak-sovremennyy-i-effektivnyy-sposob-issledovaniya (дата обращения: 10.10.2020).
- Дубин Б. Н., Зоркая Н. А. Чтение в России — 2008. Тенденции и проблемы. — М.: Межрегиональный центр библ. сотрудничества, 2008. — 74 с.
- Ивинский Д.П О новом литературном «стандарте», полемике вокруг него и реалиях российской школы/ Д. П. Ивинский // URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5a95b23f256d5c111c2b7753/o-novom-literaturnom-standarte-polemike-vokrug-nego-i-realiiah-rossiiskoi-shkoly-5ab3a06da86731f0a584d32b (дата обращения 05.12.2020)
- Игишева Ю. А. Тенденции развития читательских интересов молодежи: по результатам исследований / Ю. А. Игошина — Текст: электронный// URL: http://nlr.ru/nlr_pro/dep/artupload/pro/article/RA3806/NA33409.pdf (дата обращения 01.12.2020)
- Лисовский, В. Т. Социология молодежи. — СПб: Изд-во СПбГУ, 1996. — 361 с.
- Литература: Рабочая программа: Пособие для учителей / под ред. В. Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2014. — 350 с.
- Национальная программа поддержки и развития чтения / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российский книжный союз. // URL: http://www.ifapcom.ru/files/Programma_chtenia.pdf (дата обращения: 18.12.2020)
- Основная общеобразовательная программа среднего общего образования. — URL: https://st.educom.ru//eduoffices/gateways/get_file.php?id={98227D9D-9C51–4218–3F91-D397919F5756}&name= %D0 %9Esnovnaya-obsheobrazovatelynaya-programma-srednego-obshego-obrazovaniya.pdf (дата обращения: 26.11.2020).
- Сухих И. Н. Русский литературный канон ХХ века: формирование и функции // Вестник РХГА. 2016. № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-literaturnyy-kanon-hh-veka-formirovanie-i-funktsii (дата обращения: 19.11.2020).
- Филатова О. Г. Методика и техника социологического исследования: Конспект лекций. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000–48 с.
- Юзефович Г. Плоский культурный мир: распад канона и новая роль критики (Лекция РЭШ) / Г. Юзефович // URL: https://www.youtube.com/watch?v=X4C0qpYxnCM (дата обращения 10.12.2020)
- Юзефович Г. 10 современных русских романов. Мнение Галины Юзефович. // URL: https://www.labirint.ru/now/yuzefovich/ (дата обращения 07.12.2020)