В статье рассматриваются основные этапы развития трудовой миграции России, процесс формирования нормативной базы миграционной политики.
Ключевые слова: трудовая миграция, миграционная политика, адаптация иностранных граждан.
Огромное количество стран на сегодняшний день сталкиваются с проблемой трудовой миграции. Развитие экономики страны, по большей мере, зависит от того, насколько удачным образом будут выстроены отношения между мигрантами и государством, которое их принимает.
Россия же столкнулась с этой проблемой не так давно. Ранее существующая нормативная база, регулирующая миграционную политику, оказалась устаревшей. Рассмотрение проблем трудовой миграции заняло ведущее место в работе российских научных центров. Среди отечественных ученых, которые внесли значительный вклад в изучение различных аспектов миграции, выделяются С.Градировский [1], Е.Виноградов, В.Ионцев, А.Каменский, С.Панарин. В их работах глубоко анализируются глубокие социально-экономические, демографические, этнические и политические изменения, рассматриваются конкретные проблемы трудовой миграции, в частности нелегальная миграция.
Для современной России проблема трудовой миграции представляет особую актуальность, так как именно после распада СССР она превратилась в один из международных центров миграции. Кроме того, все усложняется такими факторами как демографический кризис и освоение обширных территорий. [1]
Миграция населения — это различные перемещения людей через границу той или иной территории, которые сопровождаются изменением места жительства — постоянным или временным.
В России объемы привлечения мигрантов (легально) возросли в 3 раза с 24 по 2005 г. Но на снижении нелегальной занятости это сказалось крайне слабо. Поток мигрантов возрастал. Как раз в этот период произошло формирование незаконной занятости и миграционного бизнеса.
Следующий период миграционной политики сформировался в 2006–2007 годах. На тот момент рост экономики продолжался, стране требовались рабочие кадры, а должное нормативное регулирование отсутствовало, поэтому Россия стала центром притяжения мигрантов. Летом, в 2006 году, был принят федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» [2]. В результате упростилась как постановка на миграционный учет, так и процесс оформления разрешения на работу иностранным гражданам.
Из-за явных последствий кризиса 2008 года, был существенно изменен порядок трудоустройства мигрантов без виз. Согласно приказам ФМС от 15 декабря 2008 г. и 26 февраля 2009 г., они стали достаточно жестко зависеть от своего работодателя. По новым правилам разрешение на работу выдавалось на 3 месяца и в последствии могло быть продлено, но при условии, что мигрант нашел себе работу. В случае отсутствия работы, разрешение теряло силу. При таком условии необходимо покинуть страну.
В 2009 году подготовлен законопроект, предусматривающий вычленение высококвалифицированных специалистов среди мигрантов. В 2010 принят федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
Вплоть до 2010 г. главным инструментом, регулирующим подход к различным категориям мигрантов, было утверждение списка профессий. На них квоты не распространялись. Согласно закону, специалист высокой квалификации, прибывший в Россию по приглашению работодателя, имел возможность оформить разрешение сразу сроком на три года и мог продлевать его неограниченное количество раз.
В 2012 году публикуется концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г. Также разработан проект закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в РФ». [3] В документе закреплены такие понятия как социальная и культурная адаптация иностранных граждан, интеграция иностранных граждан, инфраструктура для адаптации граждан.
На данный момент существующий «Центр адаптации и интеграции трудовых мигрантов» определил полномочия и функции органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления конкретно в области адаптации и интеграции, установил права и обязанности иностранных граждан.
Основной задачей миграционной политики России по-прежнему считается уличение в нарушении законности, а само понятие «мигрант» отождествляется с понятием «потенциальный преступник». Из-за этого на первое место выходит борьба с нелегальным наймом, а не вопросы рекрутинга, селекции, интеграции, адаптации и сертификации квалификаций мигрантов. Для изменения ситуации в сторону ее улучшения важно:
– проводить дальнейшую дифференциацию трудового потока, выделяя и обустраивая миграционно-интеграционные коридоры для различного типа трудовых ресурсов;
– бороться за такой уровень привлекательности, который бы позволил проводить селекцию трудового потока, т. е. позволил бы выбирать, создав рынок покупателя рабочей силы;
– заменить не оправдавший себя и громоздкий механизм трудовых квот современными и адекватными инструментами, в т. ч. числе нацеленными на селекцию трудового предложения;
– разделив трудовых мигрантов на три категории (временные, долгосрочные и постоянные), начать в отношении разных категорий проводить специализированную политику адаптации, интеграции и натурализации;
– начать создавать инфраструктуру, нацеленную на оперативную и независимую сертификацию квалификационного потенциала трудового потока;
– гораздо смелее и масштабней работать в странах — постоянных донорах трудовой миграции, заботясь в т. ч. о получаемых в них профессиональных и жизненных навыках.
И, наконец, на повестке дня стоит, как уже отмечалось, вопрос прагматизации миграционной политики. Это вопрос рационализации действий в перспективе ожидаемых результатов. Но когда результаты миграционной стратегии обсуждать не принято, «не целесообразно по политическим мотивам», ожидать прихода прагматики не приходится. В то же время, избегающая прагматизации отечественная миграционная политика остается низкоэффективной.
Резюмируя, хочется отметить: непрекращающееся раскачивание политики является следствием отсутствия стратегического курса, за которым скрывается подлинная проблема: трудовая миграция никак не может стать технологической темой, такой, чтобы с ней можно было работать профессионально.
Литература:
- Градировский С. Н. Политика репатриации и трудовой миграции в современном российском государстве // url: http://www.archipelag.
- Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
- Проект федерального закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в российской Федерации» // официальный сайт ФМС России. url: http://www.fms.gov.ru
- ПриказФМС России № 36 от 26 февраля 2009 г. «О некоторых вопросах выдачи разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы».
- Федеральныйзакон от 25.07.2002 г. № 115-Фз «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
- https://polit.ru/article/2010/12/21/migr/