В статье представлена возможность развития творческого воображения обучающихся начальной школы в условиях интегрированного обучения.
Ключевые слова: творческое мышление, творческое воображение, интегрированное обучение.
На протяжении многих лет проблема развития творческой личности привлекает к себе пристальное внимание педагогов и психологов. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределённости, нестабильности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных знаний. Одной из задач, определенной в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, является развитие способностей детей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Решение этой задачи требует поиска оптимального сочетания психолого-педагогических условий, которые будут способствовать развитию творческой личности младшего школьника и дальнейшей его социализации в обществе.
Повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение оно имеет в младшем школьном возрасте. Именно на этапе начального образования закладываются основы развития личности, которая обладает, прежде всего, творческим мышлением и воображением.
По мнению Р. С. Немова, «творческое мышление — это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Основная особенность творческого мышления — это умение анализировать любые проблемы, выявлять противоречия, находить решение, прогнозировать возможные варианты развития» [4].
Дж. Гилфорд считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем следующих особенностей: оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей; гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения; беглость, способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации» [6].
В каждом возрастном периоде развитие творческой личности происходит по-разному, причем различные факторы, влияющие на это развитие, в том или ином возрасте, будут иметь первостепенное значение. В дошкольном и младшем школьном возрасте значимыми являются факторы организации учебно-воспитательной деятельности и особенности среды.
Ребенок-школьник способен к процессу творчества. Основным механизмом в творчестве ребенка является воображение как процесс оперирования образами и их комбинирования. Е. И. Рогов считает, что «воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи на основе переработки, мысленной реконструкции представлений, имеющихся в опыте человека». Источником воображения является объективная реальность. Воображение тесно связано с памятью, восприятием, мышлением.
Ученые выделяют два основных вида воображения: пассивное и активное. Пассивное воображение, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазии во сне). Активное воображение включает в себя репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, отражающие его мировоззрение, представляющие ценность для других людей или общества в целом и воплощающиеся в конкретные оригинальные продукты деятельности [3].
Невозможно представить себе ситуацию, что человек не обладал бы фантазией, воображением. Человечество лишилось бы произведений искусства. Дети никогда бы не услышали сказок. Творческое воображение является необходимым условием для любой деятельности человека. Особенно большое значение приобретает этот психический процесс при обучении. Поэтому в детской психологии школьный возраст все чаще рассматривается не просто как сензитивный период развития воображения, но и как сензитивный период развития творческого потенциала личности [1].
Любой школьный предмет (математика, литература, развитие речи, музыка, изобразительное искусство и т. д.) требуют эффективной работы этой психической функции. Без воображения школьники не могут учиться, усваивать содержание учебных программ. Слушая объяснения учителя, ребёнок должен представлять ситуации, с которыми он не сталкивался в жизни, представлять образы, не существующие в действительности. Поэтому для успешной учебы в школе и развития творческой личности необходимо, чтобы ребенок обладал хорошо развитым воображением. Работа по развитию воображения представляет собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности, объема заданий, с учетом возраста и психофизического развития детей. В задачи таких упражнений входит, прежде всего, расширение кругозора детей, развитие и активация речи, обучение приемам оперирования образами и представлениями. Важным условием раскрытия творческих способностей является создание общей атмосферы комфортности и увлечённости, а также оказание при необходимости разного вида помощи.
В нашем учреждении такие условия обеспечиваются насыщением образовательной среды искусством и художественным творчеством, введением в воспитательно-образовательный процесс интегрированных уроков и курсов в начальной школе. Интегрированный урок в трактовке Н. П. Шишлянниковой — это «систематизация знаний и представлений о мире на основе учебного материала разных равноправно представленных предметов (чтение или любой другой предмет, музыка, изобразительное искусство), изучающих общие явления и имеющих общую научную основу. Это обеспечение взаимопроникновения содержания одного предмета в содержание другого предмета (слияние, синтез)». Интегрированный урок формирует подход к изучаемой предметной области как к системе знаний о мире, выраженной художественных образах [5]. Такие формы организации учебного процесса способствует приобщению младших школьников к целостному художественно-образному опыту человечества, заключенному в произведениях искусства; приобретению художественно-практического опыта самовыражения, самореализации творческого потенциала школьников в соответствии с их природными задатками, склонностями, интересами, предпочтениями. При этом у детей развиваются интегративные качества восприятия и мышления, творческое воображение как основа формирования творческой личности для будущей профессиональной самореализации.
В таких условиях обучения у каждого ребенка есть возможность для развития у него творческих способностей. Дети любознательны по своей природе, они обладают и воображением, и фантазией, в соответствии с которыми они преобразовывают их детский мир. Интегрированное освоение детьми произведений разных видов искусства затрагивает их эмоциональную сферу, стимулирует еще больше познавать окружающий мир, увеличивает полноту восприятия и повышает творческую активность. Творческое воображение способствует эффективному усвоению учащимися нового учебного материала, является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности и в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе.
Эффективность проводимых интегрированных уроков и занятий с детьми на протяжении всего периода обучения в начальной школе подтверждена, проводимой нашими педагогами, диагностикой развития творческого воображения учащихся с первого по четвертый класс. Для этой цели использовалась методика М. И. Ильиной «Развитие зрительного воображения».
Каждому ребенку дается бланк с изображением различных фигур и предлагается на их сновании нарисовать как можно больше не похожих друг на друга рисунков, причем, дорисовывание может производиться как, внутри контура фигуры, так и за ее пределами в любом удобном для ребенка повороте листа. Время работы не ограничивается, так как в противном случае у ребенка появляется тревожность, неуверенность, а это противоречит характеру творческого процесса.
Рис. 1. Динамика развития творческого воображения учащихся с 1 по 4 год обучения
Гистограмма показывает положительную динамику развития творческого воображения учащихся одного и того же класса с 1 по 4 год обучения. К 4 классу увеличилось количество детей, имеющих хороший уровень творческого развития, тогда как низкий уровень всего лишь у 16 % учащихся, тогда как в 1классе низкий уровень наблюдался у 75 % учащихся. Основной критерий оценки результатов диагностики оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи, ни у кого больше не встречающиеся и проявляющиеся в изображении и названии рисунков. Данные обрабатывались в количественном измерении, а на рисунке 1 они представлены в процентном соотношении.
Творческая деятельность развивает чувственную сферу детей. В процессе творческой деятельности ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, что отражается на успешности деятельности и получении удовольствия от полученного результата. При этом у детей интенсивно развиваются и другие высшие психические функции, такие, как память, мышление, восприятие, внимание. Воображение дает начало способности к открытиям, помогает находить новые способы решения задач и проблем, возникающих перед человеком.
Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства и по-новому осмысливает их [2]. Творческая деятельность помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Все дети любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах и выставках.
Литература:
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1967–93с.
- Кряжева Л. Н. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.
- Мухина В. С. Детская психология. — М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. — 544 с.
- Немов, Р. С. Общая психология. В 3 т. Том II. В 4 кн. Книга 3. Воображение и мышление: учебник и практикум для СПО / Р. С. Немов. — 6-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 224 с. — (Серия: Профессиональное образование).
- Шишлянникова Н. П. Интеграция искусств в процессе реализации метапредметного содержания на уровне начального образования. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. — 2016. — № 1. http://eidos-institute.ru/journal/2016/100/. — В надзаг: Института образования человека, e-mail: vestnik@eidos-institute.ru
- Юрченко Г. Н. Основы зарубежной психологии. Хрестоматия. — М.: Эксмо, 2013. — 540 с.