В статье рассмотрен ряд аспектов межведомственного взаимодействия органов правопорядка, связанные с ключевым понятием «общественный правопорядок», его цели, задачи и назначение в комплексе защиты граждан. Отмечается важность охраны общественного правопорядка, способностей участников процесса и, как следствие, расширения оснований и форм использования системы правовых мер, предусмотренные законодательством.
Ключевые слова : общественный правопорядок, его цели и назначение, охрана общественного правопорядка, значение ОВД охраны общественного правопорядка.
The article considers a number of aspects of interdepartmental interaction of law enforcement agencies related to the key concept of «public law and order», its goals, objectives and purpose in the complex of protection of citizens. The importance of protecting public law and order, the abilities of participants in the process and, as a result, expanding the grounds and forms of using the system of legal measures provided for by law is noted.
Key words: public order, its goals and purpose, protection of public order, the value of the ATS of protection of public order.
Согласно международному праву и законодательству РФ главной целью в деятельности органов правопорядка является обеспечение соблюдения порядка, прав и свобод граждан. Так как эффективное развитие государства и его функционирования невозможно без укрепления общественных взаимоотношений. А главной ценностью в данном процессе является благополучие человека в рамках правового поля и выступает залогом стабильного развития государства.
Существует множество позиций о том, что представляет собой общественный порядок. Рассмотрев существующие трактовки, остановимся на наиболее значимых из них.
В доктрине правопорядок рассматривается как состояние общественных отношений, качественно характеризующее важнейшее направление правоохранительной функции государства, что позволяет его рассматривать как сложное социально-правовое, политическое и государственное явление в единстве институционального, функционального и социально-правового аспектов [6, c.156].
В социально-правовом аспекте правопорядок характеризуется юридическим оформлением, организацией взаимодействия органов правопорядка, общественных объединений и органов публичной власти [3].
Исходя из вышесказанного, общественный порядок представляет собой деятельность административных служб, органов внутренних дел, подразделений. При всем этом важная роль в регулировании отношений в сфере общественного порядка принадлежит:
– Кодексу РФ об административных правонарушениях;
– указам Президента РФ;
– постановлениям Правительства РФ;
– приказам МВД РФ;
– законам и актам органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ;
– нормативным правовым актам органов местного самоуправления.
Соответственно правовые нормы регулирования правопорядка разделяются на соответствующие группы (рис.1).
Рис. 1. Группы правовых норм регулирования правопорядка
Центральное место в этом механизме отводится органам внутренних дел, осуществляющие свою деятельность на базе соответствующих форм и методов (рис. 2).
Рис. 2. Виды деятельности ОВД по обеспечению общественного правопорядка
Рассмотрим подробнее каждый из них.
Административно-правовая — направлена на использование мер административного воздействия по предотвращению правонарушений и использование административных взысканий к правонарушителям.
Оперативно-розыскная — обеспечивает проведение оперативно-розыскных мероприятий и средств для пресечения и выявления правонарушений.
Уголовно-правовая — служит для применения уголовно-правовых средств для пресечения и выявления преступлений и обеспечения порядка.
Гражданско-правовая — сконцентрирована на использование гражданско-правовых средств ориентированный на обеспечение прав и интересов граждан РФ.
Следует отметить, что функционирование ОВД по обеспечению правопорядка реализуются в продуктивном взаимодействии с другими правоохранительными органами. В соответствии, с чем можно выделить следующие виды (ст. 12 Закона «О полиции») [6]:
– незамедлительное пребывание на место правонарушения;
– пресечение нарушений;
– устранение угроз безопасности и обеспечение безопасности;
– документальное фиксирование событий правонарушения;
– обеспечение общественного порядка при проведении карантинных мер;
– содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в обеспечении безопасности в исправительном учреждении;
– обеспечение общественного порядка во время избирательных мероприятий.
Реализация межведомственного взаимодействия правоохранительных органов в сфере обеспечения правопорядка реализовывается в таких формах как (рис.3).
Рис. 3. Формы обеспечения общественного правопорядка
К основным процессуальным формам относятся:
– образование совместных следственных групп;
– проведение оперативно-розыскных мероприятий (опросы, наведение справок, наблюдение, проверочная закупка, оперативное внедрение и др.) [7];
– сообщение следователю итогов проведения розыскных действий;
– следственного характера совместно с сотрудником органа, который осуществляет оперативно-розыскную деятельность;
– применение мер, направленных на обеспечение безопасности участников уголовного процесса [8, с. 24–27].
К основным организационно-тактическим формам взаимодействия относятся:
– проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;
– обмен информацией по обеспечению правопорядка;
– совместные мероприятия для выявления и пресечения правонарушений;
– повышение квалификации сотрудников с помощью совместных образовательных семинаров;
– издание организационно-распорядительных документов;
– выпуск совместных информационных изданий;
– разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности;
– формирование статистических данных и дальнейшее использование их по усилению борьбы с правонарушениями [8, с. 28–33; 9].
Подводя итог всему выше сказанному можно сделать следующий вывод о том, что систему мер по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности составляют правовое регулирование отношений в указанных сферах, то есть принятие компетентными органами законодательных и иных нормативных актов, регулирующих поведение людей в этих сферах жизнедеятельности; реализация, т. е. претворение в жизнь государственными органами и общественными формированиями правил этих актов. В свою очередь органы внутренних дел в механизме обеспечения правопорядка играют первостепенную роль, реализуя одну из ключевых правоохранительных задач — обеспечение правопорядка и общественной безопасности. Эффективность функционирования и слаженность взаимодействия полиции с другими субъектами обеспечения правопорядка во многом предопределяют качественное состояние правопорядка и результативность его обеспечения органами публичной власти.
Литература:
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. 5 апреля. № 67.
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS № 5) (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (ред. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
- Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (с изменениями от 6.02.2020).
- Буденко Н. И. Административно-правовое положение граждан в сфере общественного порядка: дис.... канд. юрид наук. — М., 1986. С. 44. // СПС «КонсультантПлюс», 2018.
- Толкачев К. Б. Место органов внутренних дел в механизме реализации личных конституционных прав и свобод граждан: автореф. дис.... канд. юрид наук. — М., 1984. С. 19 // СПС «КонсультантПлюс», 2018.