В статье автор рассматривает понятие административный надзор, раскрывает сходства и различия с административным контролем .
Ключевые слова: административный надзор, административный контроль, субъекты, объекты, правовые формы и методы.
Современное состояние общества сложная экономическая обстановка, угроза распространения нового вируса, отсутствие источников финансирования, усугубляют положение граждан, отраслей экономики и государства в целом. Все это указывает на необходимость усиления контроля со стороны государства посредством органов правопорядка и реализуемого им административного надзора.
Понятие «административный надзор», на протяжении достаточно долгого периода, со времен Советского Союза, остается неизменным с точки зрения трактовки. Законы Российской Федерации указывают на то, что его осуществляют государственные органы и муниципальные власти. Он ведется в отношении граждан, которые не только отбыли наказание за совершенное преступление, но и тех, которые подвержены соблазну совершения правового проступка. Все правоотношения в этой области регулируются законом России «Об административном надзоре» [1, c.47].
Административный надзор как способ обеспечения законности и правопорядка представляет собой особый вид государственной деятельности уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Но, тем не менее, понятие «административный» надзор на сегодняшний день по-прежнему остается предметом дискуссии, поднимаемой в юридической литературе. По мнению одних авторов, административный надзор является разновидностью надведомственного государственного контроля, другие считают, что административный надзор — это самостоятельный вид контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти.
Рассмотрим различия и схожие черты контрольной и надзорной деятельности, их назначение и место в системе способов обеспечения порядка органами правопорядка. Сравнительную характеристику проводим по следующим аспектам:
– по содержанию;
– по объему полномочий;
– по объектам наблюдения и проверки;
– по субъектам осуществления;
– по организационным и правовым формам;
– по методам их осуществления [2, c. 26].
Основное отличие заключается в их содержании. Административный контроль представляет собой ревизию состояния дел подконтрольного объекта. Она отражает управленческий и организационный аспект контрольной деятельности. В свою же очередь административный надзор — с проверкой легитимности действий объекта надзора.
Второй отличительной чертой является объем полномочий. Контрольные полномочия представляются вмешательством органов правопорядка в производственную деятельность контролируемого объекта. При этом возможно привлечение к дисциплинарной ответственности, не исключая отстранения сотрудника, нарушившего закон, от занимаемой должности. Деятельность органов административного надзора представлена наблюдением, проверкой соблюдения норм, общеобязательных правил, выявлением и пресечением правонарушений.
Третьей отличительной чертой являются объекты наблюдения и проверки. В соответствии с которой административный надзор подразделяется на [3, c. 73] (рис. 1).
Рис. 1. Разновидности административного надзора
Исходя из представленной информации, контрольные полномочия характерны конкретным органам и их должностным лица, предприятиям, но не воздействуют на граждан.
Четвертой характеристикой для сравнения являются субъекты, которыми они осуществляются. Так административный надзор осуществляется государственными органами (рис. 2).
Рис.2. Субъекты административного надзора [3, c. 78]
Органы надведомственного контроля не отличаются данным разнообразием. Данный вид контроля осуществляется министерствами и службами. Например, Министерство образования и науки, Федеральная служба безопасности.
Административный надзор характеризуется организационными и правовыми формами:
– проверкой знаний правил дорожного движения водителей,
– правил обращения со служебным огнестрельным оружием лиц.
Организационно-административный надзор — это процесс зависимых этапов или стадий (рис.3) [4, c. 51].
Рис. 3. Этапы и стадии организационно-административного надзора
Правовыми формами административного надзора взаимосвязаны с оформлением и выдачей разрешений, лицензий, необходимых документов, позволяющих гражданам и юридическим лицам реализовать свои субъективные права.
Для административного надзора основным методом является:
– надзор за соответствующими объектами;
проверка по заявлениям и жалоба.
Спектр методов внешнего контроля значительно шире:
– проверка;
– обследование;
– ревизия;
– проведение экспертизы и другие.
В то время как административный надзор взаимосвязан с применением административного принуждения, таких как:
– административно-предупредительные,
– административного пресечения,
– административно-процессуального обеспечения,
– административные наказания [4, c. 26].
Следовательно, органы административного надзора являются и органами административной юрисдикции.
Органы надведомственного, внешнего контроля данными компетенциями не обладают. Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что административный надзор обладает признаками, представленными на рис. 4.
Рис. 4. Признаки административный надзор [5, c. 91]
Следовательно, административный надзор — это особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами правопорядка, в организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.
Литература:
- Алехин, А.П., Кармолицкий, А. А. Административное право России. Учебное пособие для ВУЗов /М.: Зерцало, 2018–475с.
- Бахрах, Д. Н. Административное право России. — М.: Эксмо, 2019–807с.
- Зинин, Г. Ю. Административный надзор как средство профилактики преступлений и правонарушений / Г. Ю. Зинин // Человек: преступление и наказание. 2017. № 2. С. 60–63.
- Игнатюк Н. А. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти: вопросы методологии // Журнал российского права. — 2016. — № 10. — С.11.
- Кравец, Ю. А. Административно — правовое регулирование в области науки / Ю. А. Кравец // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 3. № 1. С. 167–169.
- Конин, Н. М. Административное право России. — М.: Проспект, 2017. — 508с.
- Лапина, М. А. Сущность государственного контроля (надзора) и генезис его законодательного определения / М. А. Лапина // Вестник Финансового университета. 2019. Т. 20. № 4 (94). С. 152–157.