Живописец, инженер, математик, музыкант, изобретатель, палеонтолог — это далеко не полный перечень граней той глыбы таланта, чья звезда взошла на исходе Средневековья и определила, а также опередила темп развития цивилизации на несколько веков. Вся его жизнь и деятельность — символ безграничных исканий и побед человеческого разума над обстоятельствами. Он рассматривал мир как огромную лабораторию, обогатив результатами своих научных изысканий все области знаний и своей эпохи, и всех последующих. В историю Леонардо вошёл не только как гениальный мастер живописи, но и общественно-полезный деятель.
Ключевые слова: наука, искусство, знание, наблюдение, эксперимент, изобретение, создание.
Кто может идти к источнику, не должен идти к кувшину.
Леонардо да Винчи
Недалеко от церкви, где крестили новорожденного Леонардо, близ тосканского городка Винчи, расположен средневековый замок, в котором с 1993 года образован Музей идей Леонардо да Винчи. Значительную часть экспозиции составляют чертежи изобретателя и модели, изготовленные по этим чертежам: ткацкие станки и деревянный автомобиль, подводная лодка и шариковый подшипник, парашют и дельтаплан печатный станок и металлургическая печь, несколько вариантов зубчатых передач и роликовой цепи, вертолёт и копия медного шара с купола флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре. Экспозиция демонстрирует, насколько изобретательский дар мастера превосходил всех его коллег. Здесь проект трёхрядных орудий: пока один ряд стреляет, два других остывают и перезаряжаются. Или проект геликоптера: «Закрученный спиралью, он входит в воздух винтом и оттого поднимается ещё выше» — пояснял гений свою идею. Или рисунок велосипеда начала XX века, оказавшийся работой руки Леонардо и датированный 1453 годом. Где предусмотрено всё до мельчайших деталей, даже цепная передача.
10 лет своей жизни посвятил созданию всех этих экспонатов специалист по творчеству да Винчи, президент фонда «Anthropos Association» Модесто Веччиа. И 10 лет потребовалось для создания передвижной выставки «Гений да Винчи», разработанной компанией «Grande Exhibitions». Коллектив итальянских плотников по рисункам и чертежам из записных книжек (кодексов) создавали все эти удивительные аппараты, используя максимально достоверные материалы и техники, насколько это было возможно. Ряд моделей — оригинальных параметров, некоторые уменьшены или увеличены. Сначаоа Леонардо приложил свои уникальные способности как музыкант, декоратор и режиссёр придворных торжеств и распорядитель пиров. При этом он не только организовывал экстравагантные для своего времени зрелища для семей власть предержащих, но и лично изготавливал и театральные костюмы, и музыкальные инструменты. Больше всего мастера интересовали переносная пианола лира, механический барабан и флейта. Одна рукопись содержала чертежи одиннадцати вариантов барабана, способных менять высоту тона прямо во время игры. Самой зрелищной постановкой была «Маска планет», столь роскошная, что один из придворных очевидцев позже писал: «Поначалу мы даже поверили, что перед нашими глазами настоящий рай». Проектируя театральный прожектор, Леонардо пришёл к выводу, что можно использовать линзы и зеркала, чтобы наблюдать Луну и планеты.
Леонардо изобрёл несколько кулинарных приспособлений для облегчения труда поваров: вертел для жарки мяса, устройство для колки орехов, механическую давилку для чеснока и даже салфетки! После того как увидел, что герцог вытирает нож об одежду своих соседей по застолью.
После захвата Милана французами Леонардо служил военным инженером у герцога Чезаре Борджиа, где составил детальную карту крепости Имола, а также изобрёл уникальные способы орошения болот для расширения герцогских владений.
Живописным синонимом автора, его бумажным альтер — эго стал «Витрувианский человек». Рисунок должен был стать иллюстрацией книги Витрувия, и художник, начиная, не преследовал цели изобрести формат идеальных пропорций. Но постепенно, в ходе работы, он сам для себя раскрывал секреты анатомии, приближаясь к совершенству изображения.
Рисунок является непревзойдённым примером канонических пропорций. Автор же явился первым натуралистом, применившим математику для изображения анатомического строения.
Если не удавались детали, перспектива или эффекты теней, мастер снова и снова проводил эксперименты для достижения максимальной точности. Именно эта жажда достижения идеала привела да Винчи к инженерным достижениям и созданию боевых машин.
Триста лет в подвалах Миланской и Мадридской библиотек пролежали 150 рисунков модели крыла и чертежи летательного аппарата с комментариями мастера. Детально проработав эскизы деревообрабатывающего станка, акваланга, ласт, экскаватора, Леонардо был одержим в прямом смысле неземной мечтой. Наблюдая за движениями птиц, стремился приблизить человечество к раскрытию великой тайны природы и реализации мечты о полётах. Он не только верил, что людской мысли под силу создать механизмы, действие которых будет основано на принципах птичьего полёта. Идеальной моделью признавал устройство крыла летучей мыши. В своих исследованиях учёный вплотную подошёл к открытию законов аэродинамики. И только приверженность к первенству идеи «машущего крыла» помешала созданию устройства для взлёта.
Большая часть замыслов Леонардо не была реализована при его жизни. Но именно он за несколько веков до промышленной революции предсказал человечеству своими работами эру массового производства в формате механизации ручного труда. Им сконструированы подъёмный кран, буровая установка, подробная концепция водоснабжения зданий, система многоуровневых дорог. Бесценным вкладом Леонардо в социальную сферу обустройства населённых пунктов стал проект «идеального города» со здоровой окружающей средой, грамотной планировкой и канализационной системой. Такое предложение мастер сделал властям Милана после эпидемии чумы 1485 г. Герцог тогда отклонил проект, а спустя века уже в Лондоне признали план Леонардо совершенной основой для застройки города. В Норвегии создан по проекту Леонардо и функционирует мост. А римский аэропорт имени Леонардо да Винчи украшает статуя учёного с моделью вертолёта в руках. «Не оборачивается тот, кто устремлён к звезде», — было девизом жизни гения.
Все записи в дневниках сделаны Леонардо в зеркальном изображении, на семитический манер. И намеренно искажал тексты ошибками для защиты своих концепций. Возможно, он хотел оставить зашифрованные послания потомкам, но только тем, кто по-настоящему захочет их прочесть. Ведь попытки постичь тайны, что мастер оставил людям, сродни желанию понять суть самих науки, искусства и созидания как высших проявлений человека.
Витрувианский человек Леонардо да Винчи является наиболее распространённым образом мировой рекламы, поскольку число «распятых» в квадрате и круге рекламных сапиенсов не поддаётся исчислению.
Мотивы творения Да Винчи используются в рекламе, всевозможного рода символах, эмблемах и знаках (рис. 1 и 2). В большинстве же случаев это логотипы и эмблемы медицинских организаций.
Рис. 1. Монеты 1 Евро в Италии
Рис. 2. Эмблема 2-й космической экспедиции на станцию SkyLab
Витрувианского человека Леонардо да Винчи — иллюстрацию канонических пропорций человеческого тела — креативщики используют в социальной рекламе против ожирения (рис.3).
Идеальными, каноническими пропорциями заинтересовались специалисты в области рекламы автомобиля Volvo S80 (рис.4).
Рис. 3. Канонические пропорции человеческого тела
Рис. 4. Реклама автомобиля Volvo S80
Великий Леонардо — живописец, инженер, механик, плотник, музыкант, математик, патологоанатом, изобретатель — символ безграничных устремлений человеческого разума, гениальные работы мастера не перестают удивлять и вдохновлять творческие умы во всем мире.
Литература:
- Вазари Дж., Леонардо да Винчи, живописец и скульптор флорентийский // Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих, — М., — 1933, — 916 с.
- Волынский А. Л. Общая история манускриптов // Леонардо да Винчи, — М., — 1909, — 428 с.
- Леонардо да Винчи, Суждения о науке и искусстве. С-Пб.: Азбука-классики, — 2006, — 224 с.
- Макушева, О. Н. Критерии корректности рекламы как формы социальной коммуникации / О. Н. Макушева, Ю. А. Козлов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 13 (303). — С. 132–134.
- Макушева, О. Н. Реклама как инструмент продвижения / О. Н. Макушева, В. А. Сахарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). -С. 180–181.- № 4 (294). — С. 180–181.
- Сто человек, которые изменили ход истории. Леонардо да Винчи // Под ред. А. Жарковой, — № 1, — М., — 2008, — 30 с.