Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.

Дата публикации: 18.01.2021

Статья просмотрена: 310 раз

Библиографическое описание:

Мерзон, Е. Е. Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста / Е. Е. Мерзон, Г. И. Шайдуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 371-373. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77562/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье проводится теоретическое изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается возможность использования в качестве средства работы с дошкольниками театрально-игровой деятельности, даются ее характеристики в старшей группе. На основе проведенного анализа делается вывод о том, что театрально-игровая деятельность может использоваться в качестве эффективного средства формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: театрально-игровая деятельность, театрализация, театральная игра, коммуникация, коммуникативные навыки, дети дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте развитые коммуникативные навыки способствуют формированию у ребенка адекватных представлений о самом себе и собственных способностях, развитию уверенности в себе, а также обеспечивают основу любого успешного воздействия на процесс формирования его личности.

Вместе с тем работа по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста требует от педагога тщательно организованных занятий с опорой на деятельность, доступную, близкую и интересную дошкольникам. Таковой может выступать театрально-игровая деятельность, которая не только становится способом самовыражения и самореализации для детей, но и помогает преодолеть чувство незащищенности и неуверенности в себе, совершенствует диалогическую и монологическую речь, учит правильно выражать себя в процессе коммуникативного взаимодействия.

Именно поэтому проблема формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности соответствует потребностям современного дошкольного образования и позволяет успешно достигать целей социально-коммуникативного развития дошкольников с учетом требований ФГОС дошкольного образования.

Условиям использования театрально-игровой деятельности в развитии коммуникативных навыков дошкольников в настоящее время посвящены работы большого числа российских исследователей, таких как О. Ю. Аверьянова, О. В. Гончарова, С. М. Дзидзоева, А. А. Ермакова, Е. А. Ефимова, И. С. Мартынова, И. М. Полякова, К. В. Сагайдак, С. В. Чепель и другие.

В их работах формирование коммуникативных навыков у ребенка дошкольного возраста рассматривается как процесс, в ходе которого происходит:

− усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;

− развитие взаимоотношений дошкольника со взрослыми и сверстниками;

− становление самостоятельности, целеустремленности ребенка и способности к саморегуляции своих действий;

− формирование положительного отношения к различным видам труда и творчества;

− развитие его социального и эмоционального интеллекта, способности к эмпатии;

− освоение им базовых знаний о социально желательном поведении в обществе, в повседневной жизни [3, с. 140].

Анализ современных исследований позволяет заключить, что наиболее эффективно формирование коммуникативных навыков дошкольника осуществляется в игровой деятельности, одной из разновидностей которой является деятельность театрально-игровая.

В условиях дошкольного учреждения театрально-игровая деятельность детей может быть представлена в двух основных формах: режиссерские игры, в содержании которых действующими лицами становятся неодушевленные объекты и предметы, а также игры-драматизации, в которых роли персонажей постановки играют сами дошкольники. Развитие театрально-игровой деятельности происходит в течение всего периода дошкольного детства и подчиняется возрастным закономерностям [4, с. 21], [5, с. 355].

Так, в старшем дошкольном возрасте театральные и игровые впечатления и опыт детей продолжают обогащаться, тексты постановок значительно усложняются, а основой театральной игры становится игра-фантазия, в которой сосуществуют фантастические и литературные персонажи [1, с. 8].

В области развития умений и навыков театрально-игровой деятельности старших дошкольников «зритель» становится помощником и консультантом активных участников театрализации; «актер» начинает самостоятельно выражать собственное отношение к своему персонажу, используя невербальные и вербальные средства выразительности; «режиссер» формирует способность выражать свои идеи самостоятельно и воплощать их в процессе театрально-игровой деятельности с ровесниками; старшие дошкольники осваивают элементарные навыки художника по костюмам [2, с. 27].

Использование театрально-игровой деятельности в качестве средства для развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного способствует повышению мотивации старших дошкольников к овладению ими различными способами коммуникации. Благодаря своим особенностям именно этот вид деятельности ребенка позволяет воспитателю комплексно решать образовательные задачи в сфере социально-коммуникативного развития, изменять содержание учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, реализуя основные идеи личностно-ориентированного образования.

Таким образом, театрально-игровая деятельность может успешно использоваться в современном дошкольном учреждении в качестве эффективного средства формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Доронова, Т. Н. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4–6 лет / Т. Н. Доронова // Дошкольное образование — развивающее и развивающееся. — 2017 — № 4. — С. 6–9.
  2. Мартынова И. С. Актуальность театрализованной деятельности в приобщении старших дошкольников к социокультурным ценностям // Мир науки. — 2017. — № 2. — С. 27.
  3. Новикова О. С. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений у детей 5–7 лет // Альманах современной науки и образования. — 2019. — № 4. — С. 138–141.
  4. Смотрова Н. С. Особенности организации театрально-игровой деятельности в группе детского сада // Дошкольное образование — развивающее и развивающееся. — 2018. — № 4. — С. 21–22.
  5. Хулхачиева Г. Ш. Театрализованная деятельность в детском саду // Профессиональная деятельность педагога в условиях преемственности дошкольного и начального общего образования. — 2017. — С. 355–358.
Основные термины (генерируются автоматически): театрально-игровая деятельность, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, навык, ребенок, театральная игра, формирование, эффективное средство формирования.


Похожие статьи

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...

Изучение особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра в процессе игровой деятельности

Данная статья посвящена изучению особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра (РАС). В качестве основных способов формирования и развития социально-коммуникативных навыко...

Дидактическая сказка как средство эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста

В статье рассматривается дидактическая сказка и ее роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в дошкольной образовательной организации. Описывается формирующий эксперимент в форме реализации образовательной программы «Дидактические сказки», р...

Театрально-игровая деятельность как средство развития детского музыкально-художественного творчества

В данной статье приводятся результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме развития детского музыкально-художественного творчества в театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Проведенный педагогический эксперимент по...

Мультимедийные технологии как средство развития интереса детей дошкольного возраста к двигательной деятельности

В статье поднимается проблема снижения двигательной деятельности детей дошкольного возраста и использование средств современных компьютерных технологий для повышения к ней интереса. Автор указывает на отрицательное влияние на здоровье ребенка вследст...

Развитие коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством квест-игры

Статья посвящена созданию специальных условий для развития коммуникативных и познавательных способностей дошкольников. Описывается опыт использования квест-игры как эффективного метода, используемого в детском саду. Описывается сравнительный анализ р...

Совершенствование коммуникативных навыков дошкольников в творческих играх

В статье рассматривается проблема совершенствования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, анализируются возможности творческих игр для решения данной проблемы. Обосновывается мысль о том, что недостаточно сформированные коммуникативны...

Применение квест-игр в театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни

Статья рассматривает театр как эффективный инструмент развития и самовыражения детей. Описываются преимущества организации театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни, включая развитие творческого мышления, социальных навыков и эмоционал...

Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и танцев

Статья посвящена анализу музыкально-ритмической деятельности и ее роли в процессе формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется обзору коммуникативных танцев-игр как одного из основных мето...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста как условие овладения коммуникативными компетенциями

Статья посвящена теоретическому изучению проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста как условия овладения коммуникативными компетенциями. На основе анализа современной психолого-педагогической литературы сделан вывод о том, что деятель...

Похожие статьи

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...

Изучение особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра в процессе игровой деятельности

Данная статья посвящена изучению особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра (РАС). В качестве основных способов формирования и развития социально-коммуникативных навыко...

Дидактическая сказка как средство эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста

В статье рассматривается дидактическая сказка и ее роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в дошкольной образовательной организации. Описывается формирующий эксперимент в форме реализации образовательной программы «Дидактические сказки», р...

Театрально-игровая деятельность как средство развития детского музыкально-художественного творчества

В данной статье приводятся результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме развития детского музыкально-художественного творчества в театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Проведенный педагогический эксперимент по...

Мультимедийные технологии как средство развития интереса детей дошкольного возраста к двигательной деятельности

В статье поднимается проблема снижения двигательной деятельности детей дошкольного возраста и использование средств современных компьютерных технологий для повышения к ней интереса. Автор указывает на отрицательное влияние на здоровье ребенка вследст...

Развитие коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством квест-игры

Статья посвящена созданию специальных условий для развития коммуникативных и познавательных способностей дошкольников. Описывается опыт использования квест-игры как эффективного метода, используемого в детском саду. Описывается сравнительный анализ р...

Совершенствование коммуникативных навыков дошкольников в творческих играх

В статье рассматривается проблема совершенствования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, анализируются возможности творческих игр для решения данной проблемы. Обосновывается мысль о том, что недостаточно сформированные коммуникативны...

Применение квест-игр в театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни

Статья рассматривает театр как эффективный инструмент развития и самовыражения детей. Описываются преимущества организации театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни, включая развитие творческого мышления, социальных навыков и эмоционал...

Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и танцев

Статья посвящена анализу музыкально-ритмической деятельности и ее роли в процессе формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется обзору коммуникативных танцев-игр как одного из основных мето...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста как условие овладения коммуникативными компетенциями

Статья посвящена теоретическому изучению проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста как условия овладения коммуникативными компетенциями. На основе анализа современной психолого-педагогической литературы сделан вывод о том, что деятель...

Задать вопрос