В статье проводится теоретическое изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается возможность использования в качестве средства работы с дошкольниками театрально-игровой деятельности, даются ее характеристики в старшей группе. На основе проведенного анализа делается вывод о том, что театрально-игровая деятельность может использоваться в качестве эффективного средства формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: театрально-игровая деятельность, театрализация, театральная игра, коммуникация, коммуникативные навыки, дети дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте развитые коммуникативные навыки способствуют формированию у ребенка адекватных представлений о самом себе и собственных способностях, развитию уверенности в себе, а также обеспечивают основу любого успешного воздействия на процесс формирования его личности.
Вместе с тем работа по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста требует от педагога тщательно организованных занятий с опорой на деятельность, доступную, близкую и интересную дошкольникам. Таковой может выступать театрально-игровая деятельность, которая не только становится способом самовыражения и самореализации для детей, но и помогает преодолеть чувство незащищенности и неуверенности в себе, совершенствует диалогическую и монологическую речь, учит правильно выражать себя в процессе коммуникативного взаимодействия.
Именно поэтому проблема формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности соответствует потребностям современного дошкольного образования и позволяет успешно достигать целей социально-коммуникативного развития дошкольников с учетом требований ФГОС дошкольного образования.
Условиям использования театрально-игровой деятельности в развитии коммуникативных навыков дошкольников в настоящее время посвящены работы большого числа российских исследователей, таких как О. Ю. Аверьянова, О. В. Гончарова, С. М. Дзидзоева, А. А. Ермакова, Е. А. Ефимова, И. С. Мартынова, И. М. Полякова, К. В. Сагайдак, С. В. Чепель и другие.
В их работах формирование коммуникативных навыков у ребенка дошкольного возраста рассматривается как процесс, в ходе которого происходит:
− усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
− развитие взаимоотношений дошкольника со взрослыми и сверстниками;
− становление самостоятельности, целеустремленности ребенка и способности к саморегуляции своих действий;
− формирование положительного отношения к различным видам труда и творчества;
− развитие его социального и эмоционального интеллекта, способности к эмпатии;
− освоение им базовых знаний о социально желательном поведении в обществе, в повседневной жизни [3, с. 140].
Анализ современных исследований позволяет заключить, что наиболее эффективно формирование коммуникативных навыков дошкольника осуществляется в игровой деятельности, одной из разновидностей которой является деятельность театрально-игровая.
В условиях дошкольного учреждения театрально-игровая деятельность детей может быть представлена в двух основных формах: режиссерские игры, в содержании которых действующими лицами становятся неодушевленные объекты и предметы, а также игры-драматизации, в которых роли персонажей постановки играют сами дошкольники. Развитие театрально-игровой деятельности происходит в течение всего периода дошкольного детства и подчиняется возрастным закономерностям [4, с. 21], [5, с. 355].
Так, в старшем дошкольном возрасте театральные и игровые впечатления и опыт детей продолжают обогащаться, тексты постановок значительно усложняются, а основой театральной игры становится игра-фантазия, в которой сосуществуют фантастические и литературные персонажи [1, с. 8].
В области развития умений и навыков театрально-игровой деятельности старших дошкольников «зритель» становится помощником и консультантом активных участников театрализации; «актер» начинает самостоятельно выражать собственное отношение к своему персонажу, используя невербальные и вербальные средства выразительности; «режиссер» формирует способность выражать свои идеи самостоятельно и воплощать их в процессе театрально-игровой деятельности с ровесниками; старшие дошкольники осваивают элементарные навыки художника по костюмам [2, с. 27].
Использование театрально-игровой деятельности в качестве средства для развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного способствует повышению мотивации старших дошкольников к овладению ими различными способами коммуникации. Благодаря своим особенностям именно этот вид деятельности ребенка позволяет воспитателю комплексно решать образовательные задачи в сфере социально-коммуникативного развития, изменять содержание учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, реализуя основные идеи личностно-ориентированного образования.
Таким образом, театрально-игровая деятельность может успешно использоваться в современном дошкольном учреждении в качестве эффективного средства формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
- Доронова, Т. Н. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4–6 лет / Т. Н. Доронова // Дошкольное образование — развивающее и развивающееся. — 2017 — № 4. — С. 6–9.
- Мартынова И. С. Актуальность театрализованной деятельности в приобщении старших дошкольников к социокультурным ценностям // Мир науки. — 2017. — № 2. — С. 27.
- Новикова О. С. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений у детей 5–7 лет // Альманах современной науки и образования. — 2019. — № 4. — С. 138–141.
- Смотрова Н. С. Особенности организации театрально-игровой деятельности в группе детского сада // Дошкольное образование — развивающее и развивающееся. — 2018. — № 4. — С. 21–22.
- Хулхачиева Г. Ш. Театрализованная деятельность в детском саду // Профессиональная деятельность педагога в условиях преемственности дошкольного и начального общего образования. — 2017. — С. 355–358.