Современные компании или предприятия разных сфер вынуждены работать на сегодняшний день в условиях значительной трудности, неопределенности а также динамичности, находящейся в окружающей социально-экономической сферы. Интересующие для покупателей товары, как правило, перестали являться локальными продуктами. Теперь они производятся во всем мире [1]. Также поменялся непосредственно и потребитель, который в значительной степени в настоящее время лучше посвящен в состояние дел на рынке и возможности выбора продукции, которые у него имеются. Именно по этим причинам требования к качеству товаров регулярно растут. По суждениям экспертов, представление понятия качества продукции наиболее субъективным и создается в процессах взаимодействия производителя и потребителя, при этом уровень качества обуславливается степенью характеристик продукта тому комплекту требований, что предъявляет потребитель [2].
Стоит отметить, что управление качеством продукции – это постоянный, целеустремленный, планомерный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование. Управление качеством является неотъемлемой составляющей любого производства. А также управление качеством осуществляется на каждом из этапов жизненного цикла различных продуктов. На предприятиях управление качеством производится с той целью, чтобы постоянно совершенствовать продукцию и предоставляемых услуги. Управление качеством направлено приведение товаров согласно международным и государственным стандартам.
На предприятии к функциям управления качества относятся контроль и качества продукции, анализ и оценка качества продукции, ответственность и стимулирование качества продукции.
Субъектами управления качеством продукции являются отдельные лица и органы управления, которые реализуют функции управления в зависимости от установленных методов и принципов. А объектами управления качества продукции являются факторы и условия, которые определяют их уровень и процессы формирования качества продукции.
Развитие управления можно разделить на несколько этапов:
– до конца XX века каждый производитель сам оценивал свой товар в соответствие исходного образца,
– в начале XX века появляется необходимость в распределение обязанностей, то есть закрепление за работником индивидуального участка ответственности,
– возникает административный контроль, то есть участие руководства в процессах управления качеством,
– так как увеличиваются масштабы производства возникает необходимость создания отдельных служб технического контроля на предприятии, отслеживающие весь производственный процесс,
– далее внедряется всеобщий контроль, то есть в управление качества вовлечены все работники,
– уже в начале XXI века создана международная организация ИСО, которая занимается стандартизацией и сертификацией продукции [3].
Современное управление качеством ставит перед производителями множество задач, осуществление которых гарантирует надлежащий уровень качества продукции. Поэтому цели управления качеством можно представить следующим образом:
– обеспечение безопасности продукции, а также повышение уровня качества,
– получение превосходства над конкурентами,
– выход на новые рынки,
– создание положительного имиджа на рынке, которое позволит увеличить объемы продаж,
– привлечение инвестиций.
Обеспечение высокого уровня качества должен осознавать каждый руководитель предприятия. Обеспечить не только конечному потребителю, но и самому предприятию, потому что грамотная организация управлением качества открывают перед продукцией новые рынки, а также позволяют достичь максимального показателя прибыли [4]. Качество в больше части определяет престиж государства, а также служит основой для удовлетворения потребностей любого человека и в целом общества. Следует также отметить, что с качеством продукции связаны возможности кредитования, предоставления льгот, инвестиций.
Рассмотрим почему же нужна система управления качеством. Во- первых, конкурентные преимущества между странами оцениваются на рынке трудовых ресурсов, где главным фактором успеха в конкурентной борьбе национальных экономик становится человеческий капитал. Во-вторых, переход к инновационной экономике, которая основана на знаниях, является важнейшим приоритетом развитых и развивающихся государств, так как ключевым фактором конкурентоспособности на мировом рынке становятся способности к восприятию инноваций и знаний.
Таким образом, условием конкурентоспособности каждого предприятия является качество выпускаемой продукции. Поэтому очень важно знать как управлять качеством любого предприятия, и добиться этого можно силами служб управления качества.
Литература:
- Горбашко Е. А. Управление качеством: учебник для академического бакалавриата / Е. А. Горбашко.- М.: Издательство «Юрайт», 2017.- 352с.
- Салимова Т. А. Управление качеством: учебник/ Т. А. Салимова. — 6-е изд.- М.: Омега — Л, 2013.- 376с.
- Басовский Л. Е. Управление качеством: учебник / Л. Е. Басовский, В.Б. Протасьев.- 2-е изд.- М.: ИНФРА-М, 2011.- 253с.
- Васин С. Г. Управление качеством. Всеобщий подход: учебник для бакалавриата и магистратуры /С. Г. Васин.- М.: Издательство «Юрайт», 2014.- 404с