На сегодняшний день торговые операции хозяйствующих субъектов способствуют значительному расширению ассортимента предлагаемой покупателям продукции, а также успешному развитию розничного и оптового товарооборота. Активное развитие торговых предприятий невозможно без формирования информационной базы, которая представлена бухгалтерским учетом, основные аспекты которого обозначаются в учетной политики предприятия. Сюда включаются вопросы, касающиеся используемых методов оценки товаров, способы принятия дохода от продажи товаров и т. д. Важнейшей особенностью организации учета в торговой организации является то, что сам объект учета представлен ранее приобретенной готовой продукцией, получившей товарную форму. В свою очередь, дальнейшая перепродажа данного товара осуществляется по более высокой цене. Таким образом, возникает необходимость дополнительного учета возникающей торговой наценки. Многие из авторов, рассматривают данный вопрос в своих работах. В частности, Торопынина А. В., Шамрина И. В., Ломова Е. С., Рябова А. А., Магияева А. А., Руслановна Д. Б., Счастливенко Е. В., Андреев М. С. Все сказанное позволяет утверждать об актуальности выбранной темы и о необходимости рассмотрения теоретических и практических вопросов относительно учета товарных операций в торговой деятельности организаций.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, торговое предприятие, розничная торговля, учет товаров, аналитический учет, торговая наценка.
В современных условиях развития торговая отрасль является одной из важнейших отраслей хозяйственной деятельности, основным показателем которой выступает розничный и оптовый товарооборот. В следствие с этим возрастает роль бухгалтерского учета, который выступает составной частью информационной системы предприятия торговли, охватывая многие производственные операции. Правильное ведение бухгалтерского учета на предприятиях торговли полностью зависит от четкого и грамотного руководства и наличия достоверной и детальной информационной базы достаточной для ведения учета.
Бухгалтерский учет выступает в роли важнейшего звена, формирующего экономическую политику организации и являющегося основным управленческим механизмом в торговом процессе. Данный учет способствует совершенствованию оперативного и долгосрочного планирования, а также формированию информационной базы для анализа хозяйственной деятельности и прогнозирования ее финансового результата.
Учет фактов хозяйственной деятельности организуется в соответствии с основными положениями ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете», где обозначены общие вопросы учета, состав первичной документации, регистры учета, а также особенности проведения инвентаризации [1]. При этом непосредственный учет товарных операций регулируется посредством Положения по бухгалтерскому учету 5/01, согласно которому, приобретенные предприятием товары учитываются в качестве материально-производственных запасов [2, c.321].
В рамках учетной политики торгового предприятия определяется основной порядок документооборота, обозначенный на рисунке 1.
Рис.1. Порядок документооборота в торговом предприятии [3, c.252]
Рассмотрим порядок документооборота по представленной схеме на примере входящего документа «Счет о поставщика». При поступлении в бухгалтерию счета от поставщика, необходимо в первую очередь, проверить поставщика в отношении надежности, т. е. оценить его финансовое положение. Данную процедуру многие торговле предприятия проводят посредством сервиса «Проверка контрагента» в системе «Главбух». После проверки необходимо осведомить директора о поступлении счета и надежности поставщика. Директор принимает решение о том, оплачивать счет или нет. Далее, если принято положительное решение, то бухгалтер создает в системе 1С на основании полученного счета (с учетом действующих реквизитов) платежное поручение. Далее платежное поручение из 1С подгружается в систему клиент-Банк в целях непосредственной оплаты. После получения банком платежного поручения на нем появляется электронная печать. Оплаченный счет храниться в бухгалтерии предприятия в реестре счетов, при этом на нем делается пометка даты оплаты. Хранение счета обусловлено тем, что в дальнейшем, будет совершаться поставка оплаченного товара. Иногда возникает необходимость составления доверенности на водителя, который поедет забирать оплаченную продукцию. При составлении доверенности на водителя используется информация, содержащаяся в счете в отношении номера и даты выставленного счета, наименования товара и его тоннаж. Таким образом, составление реестра счетов позволяет контролировать не только расход денежных средств организации, но и контролировать поступления оплаченных товаров.
Неотъемлемой частью всего учетного обеспечения торговой деятельности является учетный процесс, который представляет собой текущее наблюдение, анализ и своевременная регистрация фактов хозяйственной деятельности [4, c.154].
Учетное обеспечение товарных операций содержит информацию различных видов учета и внеучетные сведения. На рисунке 2 представлена типовая структура учетного обеспечения в торговом предприятии.
Все данные, которые формируются в учетной системе предприятия обусловлены наличием первичных документов, при этом следует отметить, что в рамках управления именно первичный учет выступает основным источником получения данных о деятельности предприятия. В связи с этим грамотное формирование первичного бухгалтерского учета позволяет бухгалтерии контролировать покупку и продажу товаров и вносить соответствующие корректировки, например, в план покупок и продаж.
Именно грамотная организация учетного процесса дает предприятию возможность самостоятельно осуществлять систематизацию информации, используемой в расчете торговой наценки, транспортных расходов и т. д.
Рис. 2. Структура учетного обеспечения торговый операций
Методика бухгалтерского учета реализации товаров имеет свои особенности. Так, поступающие для дальнейшей продажи товары отражаются на синтетическом активном счета 41 «Товары» по фактической себестоимости [5, c.188].
Расходы, связанные с доставкой товаров транспортом и персоналом, в обязательном порядке включаются в состав расходов на продажу. Данный процесс возможен согласно пункту 13 ПБУ 5/01, где указано, что расходы по доставке товаров не учитываются в их фактической себестоимости, а включаются в расходы на продажу. Таким образом, товар будет оприходован по стоимости приобретения.
Примером данной операции служит получение предприятием товаров:
– отражена стоимость приобретенных товаров:
Дебет счета 41 «Товары»
Kредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Данные товары поступили в организацию вместе с товаросопроводительными документами: товарной накладной. В конце месяца данные по поступившим и реализованным товарам составляется мемориальный ордер.
Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета — это форма учета, при которой используются специальные документы бухгалтерского оформления — мемориальные ордера, в которых содержится указание о записи хозяйственной операции на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Данные ордера составляются на основании информации, содержащейся в первичных документах кооператива. В них представлены корреспонденции счетов по хозяйственным операциям, что значительно систематизирует и упорядочивает записи в синтетическом учете. Первичные документы, которые является основанием, являются обязательными приложениями к данному документу. Каждый ордер имеет свой постоянный номер, подписывается главным бухгалтером, а также непосредственным исполнителем [6, c.379]. В регистрационном журнале все мемориальные ордера указываются в хронологическом порядке.
В последующем, зарегистрированные мемориальные ордера используются в бухгалтерском учете для записи хозяйственных операций в Главной книге, на основании которой составляется оборотно-сальдовая ведомость по синтетическим счетам учета.
Среди положительных моментов данного вида учета можно выделить следующие:
– наличие строгой последовательности в совершении операций;
– широкое использование стандартных форм аналитического учета;
– простота и учетная доступность;
– возможность разделения должностных обязанностей между более и менее квалифицированными работниками [7, c.657].
Среди отрицательных моментов специалисты выделяют:
– значительную трудоемкость учета;
– определенное отставание аналитического учета от синтетического.
Также, можно отметить, то, что аналитические регистры не содержат информации, которая нужна для контроля и анализа составления бухгалтерской отчетности, что приводит к дополнительным выборкам учетных данных, а следовательно, к увеличению временных затрат.
По окончании месяца в учетном регистре по счету 41 «Товары» субсчету 1 «Товары на складах» подсчитывают итоги, которые сверяют с соответствующими показателями учетных регистров по другим счетам. Бухгалтер, составивший учетный регистр по счету 41 «Товары», ставит дату и расписывается.
На многих торговых предприятиях расходы на продажу отражаются на балансовом активном сальдовом счете 44 «Расходы на продажу». По дебету счета в течение отчетного месяца накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей товаров. Расходы на продажу отражаются на соответствующих статьях в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от срока возникновения и срока оплаты.
По окончании отчетного месяца сумма расходов, отраженная дебетовым оборотом по счету 44 «Расходы на продажу», полностью или частично списывается на счет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж».
В определенном порядке списываются расходы на транспортировку купленных товаров:
1) расчет суммы расходов на продажу за отчетный период вместе с имеющимся на начальную дату остатком;
2) расчет общей величины товарных запасов;
3) определение среднего процента, между имеющимися расходами и общей суммы товаров;
4) расчет суммы транспортных расходов;
5) определяется сумма расходов, относящаяся к реализованным в отчетном периоде товарам [8].
Организация списывает расходы по транспортировке товаров в себестоимость продаж:
Дебет счета 90 субсчет 2 «Себестоимость продаж»
Кредит счета 44 «Расходы на продажу».
Учет тары в организации ведется на счете 41 «Товары» субсчете 3 «Тара под товаром и порожняя». В бухгалтерском учете движение тары отражается следующим образом:
– отражено приобретение тары:
Дебет счета 41 «Товары», субсчет 3 «Тара под товаром и порожняя»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» [9, c.187].
При передаче товаров со склада в магазины оформляется накладная, а в бухгалтерском учете делается запись:
– переданы товары в магазин по оптовым ценам:
Дебет счета 41 «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле»
Кредит счета 41 «Товары», субсчет 1 «Товары на складах»;
– учтена торговая наценка:
Дебет счета 41 «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле»
Кредит счета 42 «Торговая наценка» [10, c.92].
Затем по итогам месяца торговая организация списывает стоимость реализованных товаров с кредита счета 41 «Товары» в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж».
Выручка от реализации ежедневно сдается в кассу организации и отражается:
Дебет счета 50 «Касса», субсчет 1 «Касса организации»
Кредит счета 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» [11,12].
Графически на счетах бухгалтерского учета представим учет реализации товаров (рисунок 3).
Рис. 3. Схема учета реализации товаров на счетах бухгалтерского учета [13, c.523]
Таким образом, бухгалтерский учет товарных операций играет важнейшую роль в формировании информационной системы торгового предприятия, так как обеспеченивает регистрацию и систематизацию данных, используемых в дальнейшем для анализа хозяйственной деятельности предприятий.
Литература:
- О бухгалтерском учете: [Электронный ресурс]: федер. закон от 6 дек. 2011 г. № 402– ФЗ: принят Гос. Думой 22 нояб. 2011 г. // СПС «КонсультанатПлюс». — (Дата обращения 22.11.2020)
- Алексеева Г. И. Бухгалтерский учёт: учебник / Г. И. Алексеева, С. Р. Богомолец; под ред. С. Р. Богомолец. — 3-е изд. — Москва: «Синергия», 2015. 720с.
- Рябова А. А. Учет товарных операций // Материалам Всероссийской научно-практической конференции: Бухгалтерский учет, анализ и аудит: прошлое, настоящее, будущее. 2020. С. 251–254.
- Бабаев Ю. А., Петров А. М., Макарова Л. Г. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник, под ред. Ю. А. Бабаева — 5-e изд., перераб. и доп. — Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 463 с.
- Алборов, Р. А. Основы управленческого учета. Учеб. Пособие / Р. А. Алборов // М.: Дело и сервистекст, 2017. 287.
- Торопынина, А. В. Шамрина, И. В. Особенности учёта товарных операций в торговой организации // Молодой ученый. 2020. № 17 (307). С. 378–381.
- Ломова Е. С. Бухгалтерский учет товарных операций // E-Scio. 2019. № 10 (37). С. 657–663.
- Финансы: Учебное пособие / Под ред. А. М. Ковалевой // М.: Финансы и статистика, 2018. 384.
- Счастливенко Е. В., Андреев М. С. Проблемы организации учета товарных операций при разных системах налогообложения // Белгородский экономический вестник. 2019. № 4 (96). С. 187–192.
- Шамрина И. В. Товарные операции как главный объект бухгалтерского учета торговой организации // Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции: Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2018. С. 92–96.
- Руслановна Д. Б. Учет товарных операций в мелкорозничной торговле // Аспирант. 2017. № 2 (28). С. 42–46.
- Магияева А. А. Товарные операции и их учет // Сборник научных статей: Мировая экономика XXI века: эпоха биотехнологий и цифровых технологий. 2020. С. 84–86.
- Козлова, Е. П. Бухгалтерский учет в организациях: Учебник / Е. П. Козлова, Т. Н. Бабченко, Е. Н. Галанина. // М.: Финансы и статистика, 2003. 752с.