В данной статье рассматриваются общественно-политические воззрения джадидов. Подчеркивается, что первым общественно-политическим течением, вступившим на путь борьбы за национальную независимость в Туркестане, было движение джадидизма. Отмечается, что джадиды провозглашали своей главной целью построение светского демократического государства путём реформ его экономической, политической и культурной жизни, выработки своего пути приобщения народов Центральной Азии к достижениям мировой цивилизации.
K лючевые слова: движение джадидизма, Туркестан, национальная независимость Туркестанской автономии, история ислама, издательская деятельность, национальное самосознание, младобухарцы, младохивинцы, развитие национальной культуры, светское демократическое государство, репрессии, тоталитарная система, духовное наследие, туркестанские прогрессисты.
В конце XIX — начале XX вв. в Туркестане началось решительное выступление народов за национальную независимость. Первым общественно-политическим течением, вступившим на путь борьбы за национальную независимость в Туркестане, было движение джадидизма [1.c.77].
Джадиды считали себя сторонниками нововведений и выступали первоначально за реформирование старой системы мусульманского образования, стремились к пропаганде европейской научно-технической мысли, искоренению религиозного невежества, догматики и фанатизма, к пробуждению интереса к истории ислама в противовес проникновению чуждых нравственных идеалов.
Наиболее видными представителями движения стали Махмудходжа Бехбуди, Абдулла Кадыри, Абдурауф Фитрат, Чулпон, Мунаввар Кори, Садриддин Айни и др. Однако вскоре движение джадидов вышло за рамки просветительства и стало идеологическим оружием прогрессистов Туркестана в борьбе за национальную независимость.
Основное содержание национальной идеи джадидизма — объединение всех коренных народов Туркестана — представлено в художественных и публицистических произведениях Бехбуди, Фитрата, Файзуллы Ходжаева, Чулпана и других прогрессистов-патриотов. Махмудходжа Бехбуди –основатель и один из теоретиков джадидизма в Туркестане, так раскрыл суть этого принципа: «Истории известно, права не дарятся, а обретаются. Любая нация, любой народ может защитить свои права, религию и политику только путем объединения усилий и собственных стремлений. Мы, мусульмане, в частности, мусульмане Туркестана, не хотим, чтобы кто-либо угрожал нашей религии и нации, и в свою очередь, заявляем, что мы не имеем цели угрожать кому-либо» [2.c.11]. Он обосновал мысль о том, что никто и никакая власть добровольно не предоставит народу свободу. Бехбуди решительно высказывает мысль о том, что свобода обретается путем борьбы и объединения. Выдвинутый М.Бехбуди в 1917 г. лозунг «Права не даются, а завоевываются» послужил призывом ко всей нации [3.c.12].
Джадиды, принявшие активное участие в организации различных партий, обществ, стали лидерами национального движения. Они требовали отдельной территориальной автономии в составе России. Предполагалось также право Туркестанской автономии иметь свою таможню, казначейство, федеральный банк, заключать торгово-экономические договоры с определёнными государствами [4.c.7].
С 1905 г. джадиды наладили издательскую деятельность и начали выпускать газеты «Садои Самарканд» («Голос Самарканда»), «Садои Фаргона» («Голос Ферганы»), «Тараккий» («Прогресс»), «Хуршид» («Солнце»), журнал «Ойна» («Зеркало») и др. Всё это способствовало росту политического и национального самосознания местного населения. Вскоре в Туркестанском крае начался процесс формирования различных организаций из числа представителей местных национальностей.
В своеобразной форме джадидизм проявился в Бухарском и Хивинском ханствах, что связано с историческими, общественно-политическими и духовными процессами того времени. Идейные разногласия в среде младобухарцев и младохивинцев по вопросу о путях преобразования социально-экономического и политического строя привели к выделению среди них левого крыла, активно участвовавшего в «революционных» движениях 1920 г.
В частности, младобухарцы не ставили перед собой глобальные задачи или насильственное установление республиканской формы правления. Ф.Ходжаев называет это программой-минимум, согласно которой «монархическая форма правления сохраняется, вопрос конституции заранее не решается, …. ставятся две цели: создание в Бухаре правового государства, замена основанной на средневековом восточном деспотизме монархии европейской монархией, укрепление экономического, политического и военного потенциала Бухары на основе улучшения культурной и бытовой жизни народа» [5.c.35].
Октябрьскую «революцию» лидеры джадидов не приняли, объявив её насилием. Послеоктябрьские события привели к окончательному размежеванию в рядах джадидов. Те, кто счёл невозможным достижение подлинной независимости Туркестана при новом режиме, пополнили ряды противников большевистской власти. Но были такие, которые служили этой власти и пытались воздействовать на принятие таких решений, которые отвечали бы целям национального возрождения Туркестана.
Джадидизм развивался в основном в трёх направлениях:
1) культурно-просветительское — развитие национальной культуры и искусства, повышение духовности народа, осуществление реформ в системе народного образования;
2) общественно-политическое — создание политических партий, организаций, национальной прессы, призванной воспитывать людей в духе преданности Отечеству, формировать идеологию независимости, повышать политическую активность в борьбе за национальную независимость;
3) политическое — обретение политической независимости и установление цивилизованных отношений с другими государствами мира [6.53].
Джадиды провозглашали своей главной целью построение светского демократического государства путём реформ его экономической, политической и культурной жизни, выработки своего пути приобщения народов Центральной Азии к достижениям мировой цивилизации.
Судьбы джадидов оказались трагичны. В 30-е годы советская власть объявила движение джадидов «буржуазно-националистическим» и они подверглись гонениям и репрессиям.
Только с обретением в 1991 г. Узбекистаном независимости начались процессы возрождения духовных ценностей и вхождения республики в мировую цивилизацию. То, о чем мечтали джадиды, стало реальностью. Начало качественно нового этапа в развитии общественно-политической мысли в Узбекистане связано, с восстановлением национальной независимости, переходом от тоталитарной системы к нормальному демократическому развитию. По этому поводу Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев отметил: «….в нынешнем году мы должны достойно отметить 145-летие Махмудходжи Бехбуди — выдающегося ученого и общественного деятеля, который в непростой период нашей истории смело выступал за свободу Родины и просвещение народа. В целом нам надо глубоко изучать историю движения джадидов, наследие наших предков-просветителей. Чем больше мы будем изучать это духовное наследие, тем легче нам будет найти ответы на вопросы, волнующие нас сегодня. Чем активнее мы будем пропагандировать его, тем сильнее наш народ, особенно молодежь, будет ценить нынешнюю мирную и свободную жизнь» [7.c.3].
Литература:
1. Личность и общество. Ташкент. 2005.
2. М.Бехбуди. Баени хакикат.//Улуг Туркистон, 1917. 12 июня.
3. История Узбекистана (1917–1991). Отв.ред. Д. А. Алимова.-Ташкент, 2002.
4. Абдуллаев Р. Туркестанские прогрессисты и национальное движение// Звезда Востока. 1992. № 1.
5. Ходжаев Ф. Материалы к истории Бухарской революции. Т., 1926.
6. Нишанов М. Н., Джавакова К. В. Политология: Учебник для вузов.- Ташкент, 2005.
7. Народное слово. 25 января 2020 г.