В статье автор рассматривает понятие «административный надзор», раскрывает с его цели, задачи и формы.
Ключевые слова: административный надзор, цели, задачи, функции органов правопорядка.
Административный надзор осуществляют федеральные службы, федеральные инспекции и органы исполнительной власти, целью которых является обеспечить безопасности.
Административный надзор органов правопорядка — это систематическое наблюдение подразделений полиции за соблюдением правовых отношений.
Цели и задачи административного надзора представлены на (рис.1) [1, c. 72].
Рис. 1. Цели административного надзора
Предупреждение правонарушений представляет собой формирование условий и их исполнение относительно выявленных правонарушений, определение возможных условий, приводящих к совершению правонарушений и устранение их.
Пресечение правонарушений — прекращение принужденным способом правонарушения, пресечение его возникновения и сокращение его последствий от их совершения [2, c. 56].
Привлечение к ответственности виновных лиц представляет собой возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении с дальнейшем наложением административного взыскания самостоятельно или межведомственными органами.
Нормотворчество — это утверждение норм и правил совместно с межведомственными органами, подготовка и согласование проектов нормативных актов [2, c. 51].
Задачей административного надзора является обеспечение проведения в жизнь законов и иных нормативных актов, регулирующих поведение людей в общественных местах, паспортной системы, порядок движения транспорта, правил лицензионно-разрешительной системы и так далее.
Исходя из этого, следует, что назначением административного надзора является обеспечение регламентированных норм и общеобязательных правил.
Существует множество теорий о его значении и структуре функционала органов. Однако большинство мнений сходится на том, что структура функций органов правопорядка подразделяется на три направления деятельности:
– административную;
– оперативно-розыскную;
– уголовно-процессуальную.
Административная деятельность — характеризуется компетентностями охраны порядка общественном, безопасности и борьбы с преступностью административно-правовыми средствами.
Оперативно-розыскная деятельность — это вид деятельности, осуществляемой согласно Федеральному закону от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [3, c. 82].
Уголовно-процессуальная деятельность — это деятельность, включающая в себя:
– производство дознания по уголовным делам в пределах, установленных законом;
– производство неотложных следственных действий по делам, по которым обязательно предварительное следствие;
– выполнение поручений прокурора и следователя о производстве розыскных и следственных действий.
Все эти виды деятельности органов правопорядка, перечисленные выше, взаимосвязаны между собой и в повседневной практике выступают в единстве.
С. С. Котюргин рассматривая классификацию функций органов правопорядка, предложил классифицировать функции следующим образом (рис.2) [4, c. 69].
Рис.2. Классификация функций органов правопорядка
Вследствие этого можно полагать, что эти функции присущи любому органу правопорядка, в то время как «надзор», «сыск» и «дознание» и «юрисдикция» соотносится с административной, оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной деятельностями.
«Охрана» представляет собой надзор над соответствующими общественными отношениями от посторонних посягательств [4, c. 27].
Помимо этого в своей деятельности выступает в двойном аспекте:
– способ обеспечения законности в государственном управлении;
– одна из функций государственного управления.
В отношении надзора как средство реализации законности в государственном управлении существуют различные мнения. С одной стороны он порождается контролем в методологии обеспечения законности, с другой — подвергается анализу как независимый способ данной системы.
Главным аспектом является несовершенство правового регулирования системы данных органов. Оно заключается в том, что в законодательном порядке нет разграничения контрольных и надзорных органов. Именно они затрудняют оценку административного надзора в методологии обеспечения законности. Главнейшим нюансом является охрана общественного порядка. Выделение этой задачи обусловлено:
– сфера общественного порядка имеет существенные отличается от прочих сфер жизни общества и государства;
– его субъекты принадлежат особой системе правоохранительных органов [6, c. 77].
Административный надзор имеет особое место в деятельности различных подсистем, функционирующих в сфере охраны общественного порядка. В условиях строительства правового государства проявляет себя наряду с другими способами обеспечения законности в государственном управлении, в области охраны общественного порядка как деятельность специальных органов, входящих в систему органов управления.
В составе органов управления они относятся к функциональным звеньям, действующих в узкой сфере общественных отношений и решающих задачи исключительно по обеспечению законности в государственном управлении (рис. 3) [5, c. 127].
Рис.3. Содержание деятельности органов административного надзора
На основании выше сказанного административный надзор можно отнести к способам обеспечения законности, а также наличие общероссийских нормативных актов, определяющих специальную компетенцию и статус системы надзорных органов. Что объясняется наличием следующих моментов:
– Основополагающими актами, характеризующими компетенцию органов административного надзора и формирующими для них основные цели и задачи, являются Законы РФ и субъектов Федерации, постановления правительства, утверждающие Положение о конкретных органах надзора.
– В отношении административного надзора правотворчество в Российской Федерации традиционно следует установившемуся правилу, когда в наименовании самого Закона или подзаконного акта практически раскрывается сущность надзорной деятельности.
Законы РФ и постановления правительства РФ являются юридической базой для конкретизации основных направлений деятельности надзорных органов в системе государственного управления.
Исходя из всего сказанного, для административного надзора присущи признаки деятельности, обособленно регулируемые законами РФ и другими общероссийскими нормативными актами, что, служит безусловным основанием считать надзор одним из способов обеспечения законности.
Литература:
- Агапов А. Б. Административное право: Учебник 6-е изд. / А. Б. Агапов. — М.: Юрайт, 2009. — 813 с.
- Марченко, М. Н. Теория государства и права. — М.: Проспект, 2017–647с.
- Никитин, А. Д. Административный надзор в контексте общеправовых принципов / А. Д. Никитин // Вестник Томского государственного университета. Право. 2019. № 1 (7). С. 62–67.
- Старилов, Ю. Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы. — М.: Юр. лит., 2017. — 564с.
- Смирнов, А. Н. Административный надзор как правовое последствие преступления и наказания / А. Н. Смирнов // Вестник Кузбасского института. 2018. № 1 (22). С. 129–133
- Иванцов, С. В. Юридическая природа и содержание административного надзора / С. В. Иванцов // Вестник Международного юридического института. 2018. № 1 (52). С. 61–70.