Анализ опыта работы по формированию базовой культуры личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Анализ опыта работы по формированию базовой культуры личности / В. К. Сумароков, Е. Н. Проскурина, Е. В. Немахова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 381-383. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77608/ (дата обращения: 16.11.2024).



Анализ педагогической деятельности, в частности по формированию базовой культуры у студентов, позволяет выделить ряд особенностей контингента обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования, которые обязательно необходимо учитывать при формировании у студентов высокого уровня базовой культуры. Говоря об особенностях, следует уточнить, что во внимание берутся исключительно общие характеристики образовательной организации среднего профессионального образования. Так, можно выделить следующие особенности.

  1. Возраст. Учитывая средний возраст студентов — от 15 до 20 лет, отметим их повышенную психоэмоциональную возбудимость, частую смену настроения. Студент начинает более осмысленно и разнообразно коммуницировать, происходит его личностное и профессиональное самоопределение. Вместе с тем студент начинает в полной мере рефлексировать, ощущает способность к саморазвитию (в том числе в профессиональном плане), социализируется (как направленно, так и не направленно), формируется его собственное «я».
  2. Профессиональная направленность образовательной деятельности. Чувство «взрослости» порождает, помимо прочего, желание профессионально самоопределиться. Профессиональная ориентация старших школьников, проводимая педагогами как общеобразовательных, так и профессиональных образовательных организаций, побуждает не просто строить жизненные планы, но и задумываться об инструментарии для их реализации.

На основе анализа особенностей контингента студентов были выявлены основные проблемы, с которыми может столкнуться педагог при формировании базовой культуры студентов.

  1. Проблема личностного осознания необходимости базовой культуры личности.
  2. Проблема учета специфики субъектных характеристик, обучающихся при формировании базовой культуры.

В начале учебного года все субъекты образовательного процесса встречается с необходимостью адаптации студентов нового набора. Режим занятий, студенческая группа, преподавательский состав, новые предметы, формы и методы обучения — обстоятельства, с которыми подростки встречаются впервые.

Переход от одного социального статуса — учащиеся к другому — студенты, заслуживает особого внимания.

Очень важно в этот период помочь подросткам адаптироваться к новым условиям. При адаптации у студента меняются взгляды на жизнь, расставляются приоритеты и мировоззрение. Так одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения. Мировоззрение — это целостная система научных, философских, общественно-политических, нравственных и эстетических представлений о мире (природе, обществе, мышлении).

В основе мировоззрения лежит совокупность определенных знаний о мире. Это знание и понимание применимо не только к настоящему, но и к прошлому и ожидаемому будущему. Они служат основой духовного мира людей. Мировоззрение также включает в себя восприятие мира, которое выражается в определенных идеалах и образах действительности, которые формируются в практической жизни, искусстве, литературе, науке и религии. Главная задача формирования научного мировоззрения — дать человеку ориентиры для самостоятельных действий в сложном и противоречивом мире. Социально-профессиональная позиция преподавателя является важнейшим фактором формирования научного мировоззрения студентов. Успех формирования мировоззрения во многом зависит от доверия обучающихся к преподавателю. Положительное эмоциональное состояние студентов побуждает их обратиться к своему личному опыту, к жизни и творчеству выдающихся ученых и общественных деятелей, к произведениям литературы и искусства — ко всему, что создает и поддерживает благоприятный социально-психологический климат факультета СПО ФГБОУ ВО «Белгородский ГАУ»». Вместе с эмоционально-волевым и интеллектуальным компонентом в состав мировоззрения входит практически-действенный компонент.

Сфера практических действий учащихся может быть достаточно широкой: учебно-трудовая и общественная деятельность вовлекает учащихся в широкий круг социальных отношений, наделяет разносторонней информацией, опытом общения, как со своими сверстниками, так и с людьми более зрелого возраста.

В свете принципа гуманизма наиболее важным является: тот факт, что основной функцией образования в современных условиях становится привитие педагогами учащимся ценностей гуманитарной культуры, и на основе этого воспитания духовности и нравственности.

Новые реалии воспитания осмысливаются в контексте знания, накопленного различными направлениями антропологии (философской, культурной, социальной, исторической, педагогической, религиозной). Современной педагогике подчас становится тесно в рамках собственных теорий. Философия педагогики, антропология и педагогическая психология совместными усилиями разных школ вышли на расширение представлений о концептуальных основах воспитания.

В последнее время возникла необходимость в более тесной непрерывной связи культуры и образования, поскольку все большее количество людей и педагогов, в том числе, уверенны, что преобразование общества невозможно без культуры и ее основных составляющих — морали, религии, образования, науки и искусства.

Подводя итог, стоит отметить, что формирование базовой культуры студентов в образовательных организациях среднего профессионального образования — это довольно сложный процесс. Педагог должен обладать комплексом педагогических компетенций для преодоления возникающих при этом проблем, а именно:

1) профессиональной деятельностной компетенцией, предполагающей наличие специальных знаний и навыков, что позволит без искажений транслировать студентам знания, знакомить их с примерным алгоритмом действий в той или иной ситуации;

2) профессиональной социальной компетенцией, которая позволит педагогу, руководствуясь профессиональной этикой общения со студентами, раскрывать ту или иную проблематику, не навязывая им при этом собственного мнения с учетом возрастных особенностей студентов;

3) индивидуальной компетенцией, предполагающей профессиональное совершенствование педагога.

Литература:

  1. Акимов М. К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 1992.
  2. Бахтин, М. М. Эстетическое наследие и современность / М. М. Бахтин — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992
  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
  4. Зимняя И. А.. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2002.
  5. Ожегов, С.Н., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка РАН. — М.: Азбуковник, 1997
  6. Психолого-педагогический словарь / Сост. Межериков, под ред. П. И. Пидкасистого. — Ростов н /Д.: Феникс.
  7. Сластёнин, В. А. Общая педагогика: учеб, пособие: в 2 ч. / В. А. 11.
  8. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/кол. Авторов; под.ред. Н. В. Бордовской. М:. КНОРУС, — 2010.
  9. Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв — М.: Сов. Энциклопедия, 1983
Основные термины (генерируются автоматически): базовая культура, образовательная организация среднего, профессиональное образование, студент, базовая культура личности, базовая культура студентов, педагог, формирование.


Похожие статьи

Анализ особенностей структуры гражданской позиции

Формирование опыта профессионального саморегулирования посредством учебной деятельности

Возможность реализации модели формирования культуры самостоятельной работы обучающегося

Анализ передового педагогического опыта по реализации индивидуального подхода в обучении младших школьников

Теоретический анализ структуры коммуникативной компетентности

Методологические подходы к формированию системы непрерывной экологической подготовки дизайнера

Исследование уровня сформированности межкультурной компетенции студентов

Возможности метода проектов в процессе формирования культуры самостоятельной работы педагога

Разработка схемы процесса профессионального самоопределения в информационной системе

Психологический анализ определения задач мотивации и основных механизмов общения в процессе детских игр

Похожие статьи

Анализ особенностей структуры гражданской позиции

Формирование опыта профессионального саморегулирования посредством учебной деятельности

Возможность реализации модели формирования культуры самостоятельной работы обучающегося

Анализ передового педагогического опыта по реализации индивидуального подхода в обучении младших школьников

Теоретический анализ структуры коммуникативной компетентности

Методологические подходы к формированию системы непрерывной экологической подготовки дизайнера

Исследование уровня сформированности межкультурной компетенции студентов

Возможности метода проектов в процессе формирования культуры самостоятельной работы педагога

Разработка схемы процесса профессионального самоопределения в информационной системе

Психологический анализ определения задач мотивации и основных механизмов общения в процессе детских игр

Задать вопрос