Анализ педагогической деятельности, в частности по формированию базовой культуры у студентов, позволяет выделить ряд особенностей контингента обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования, которые обязательно необходимо учитывать при формировании у студентов высокого уровня базовой культуры. Говоря об особенностях, следует уточнить, что во внимание берутся исключительно общие характеристики образовательной организации среднего профессионального образования. Так, можно выделить следующие особенности.
- Возраст. Учитывая средний возраст студентов — от 15 до 20 лет, отметим их повышенную психоэмоциональную возбудимость, частую смену настроения. Студент начинает более осмысленно и разнообразно коммуницировать, происходит его личностное и профессиональное самоопределение. Вместе с тем студент начинает в полной мере рефлексировать, ощущает способность к саморазвитию (в том числе в профессиональном плане), социализируется (как направленно, так и не направленно), формируется его собственное «я».
- Профессиональная направленность образовательной деятельности. Чувство «взрослости» порождает, помимо прочего, желание профессионально самоопределиться. Профессиональная ориентация старших школьников, проводимая педагогами как общеобразовательных, так и профессиональных образовательных организаций, побуждает не просто строить жизненные планы, но и задумываться об инструментарии для их реализации.
На основе анализа особенностей контингента студентов были выявлены основные проблемы, с которыми может столкнуться педагог при формировании базовой культуры студентов.
- Проблема личностного осознания необходимости базовой культуры личности.
- Проблема учета специфики субъектных характеристик, обучающихся при формировании базовой культуры.
В начале учебного года все субъекты образовательного процесса встречается с необходимостью адаптации студентов нового набора. Режим занятий, студенческая группа, преподавательский состав, новые предметы, формы и методы обучения — обстоятельства, с которыми подростки встречаются впервые.
Переход от одного социального статуса — учащиеся к другому — студенты, заслуживает особого внимания.
Очень важно в этот период помочь подросткам адаптироваться к новым условиям. При адаптации у студента меняются взгляды на жизнь, расставляются приоритеты и мировоззрение. Так одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения. Мировоззрение — это целостная система научных, философских, общественно-политических, нравственных и эстетических представлений о мире (природе, обществе, мышлении).
В основе мировоззрения лежит совокупность определенных знаний о мире. Это знание и понимание применимо не только к настоящему, но и к прошлому и ожидаемому будущему. Они служат основой духовного мира людей. Мировоззрение также включает в себя восприятие мира, которое выражается в определенных идеалах и образах действительности, которые формируются в практической жизни, искусстве, литературе, науке и религии. Главная задача формирования научного мировоззрения — дать человеку ориентиры для самостоятельных действий в сложном и противоречивом мире. Социально-профессиональная позиция преподавателя является важнейшим фактором формирования научного мировоззрения студентов. Успех формирования мировоззрения во многом зависит от доверия обучающихся к преподавателю. Положительное эмоциональное состояние студентов побуждает их обратиться к своему личному опыту, к жизни и творчеству выдающихся ученых и общественных деятелей, к произведениям литературы и искусства — ко всему, что создает и поддерживает благоприятный социально-психологический климат факультета СПО ФГБОУ ВО «Белгородский ГАУ»». Вместе с эмоционально-волевым и интеллектуальным компонентом в состав мировоззрения входит практически-действенный компонент.
Сфера практических действий учащихся может быть достаточно широкой: учебно-трудовая и общественная деятельность вовлекает учащихся в широкий круг социальных отношений, наделяет разносторонней информацией, опытом общения, как со своими сверстниками, так и с людьми более зрелого возраста.
В свете принципа гуманизма наиболее важным является: тот факт, что основной функцией образования в современных условиях становится привитие педагогами учащимся ценностей гуманитарной культуры, и на основе этого воспитания духовности и нравственности.
Новые реалии воспитания осмысливаются в контексте знания, накопленного различными направлениями антропологии (философской, культурной, социальной, исторической, педагогической, религиозной). Современной педагогике подчас становится тесно в рамках собственных теорий. Философия педагогики, антропология и педагогическая психология совместными усилиями разных школ вышли на расширение представлений о концептуальных основах воспитания.
В последнее время возникла необходимость в более тесной непрерывной связи культуры и образования, поскольку все большее количество людей и педагогов, в том числе, уверенны, что преобразование общества невозможно без культуры и ее основных составляющих — морали, религии, образования, науки и искусства.
Подводя итог, стоит отметить, что формирование базовой культуры студентов в образовательных организациях среднего профессионального образования — это довольно сложный процесс. Педагог должен обладать комплексом педагогических компетенций для преодоления возникающих при этом проблем, а именно:
1) профессиональной деятельностной компетенцией, предполагающей наличие специальных знаний и навыков, что позволит без искажений транслировать студентам знания, знакомить их с примерным алгоритмом действий в той или иной ситуации;
2) профессиональной социальной компетенцией, которая позволит педагогу, руководствуясь профессиональной этикой общения со студентами, раскрывать ту или иную проблематику, не навязывая им при этом собственного мнения с учетом возрастных особенностей студентов;
3) индивидуальной компетенцией, предполагающей профессиональное совершенствование педагога.
Литература:
- Акимов М. К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 1992.
- Бахтин, М. М. Эстетическое наследие и современность / М. М. Бахтин — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
- Зимняя И. А.. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2002.
- Ожегов, С.Н., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка РАН. — М.: Азбуковник, 1997
- Психолого-педагогический словарь / Сост. Межериков, под ред. П. И. Пидкасистого. — Ростов н /Д.: Феникс.
- Сластёнин, В. А. Общая педагогика: учеб, пособие: в 2 ч. / В. А. 11.
- Современные образовательные технологии: Учебное пособие/кол. Авторов; под.ред. Н. В. Бордовской. М:. КНОРУС, — 2010.
- Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв — М.: Сов. Энциклопедия, 1983