В настоящей статье рассматриваются проблемы правоприменительной практики относительно Закона о лесной амнистии, проводится правовой анализ итогов применения лесной амнистии по количественным и качественным показателям.
Ключевые слова: лесная амнистия, лесной фонд, Единый государственный реестр недвижимости, Лесной реестр, категории земельных участков, достоверность, пересечение границ земельных участков
С целью устранения препятствий в постановке на государственный кадастровый учет лесных участков и устранения противоречий между данными Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра по поручению Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева от 15 февраля 2016 г. № ДМ-П13–779р. был разработан и принят Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земли» (далее — закон) или Закон о лесной амнистии.
Указанный нормативный правовой акт призван устранить ряд противоречий в сфере регулирования отношений, связанных с оформлением прав на лесные участки, в частности Федеральным законом [3]:
1) установлено верховенство Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН) в случае противоречий сведений государственного лесного реестра, лесного плана субъекта РФ или лесоустроительной документации сведениям ЕГРН о категории земельного участка;
2) описана процедура подготовки карты границ населенного пункта для установления границ лесных поселков и военных городков;
3) урегулирован вопрос о порядке устранения пересечений границ участков лесного фонда с границами участков, относящихся к землям иных категорий, а также об устранении пересечения границ земельных участков с границами населенных пунктов и территориальных зон;
4) устанавливается запрет на перенос в ЕГРН сведений о лесных участках из государственного лесного реестра, которые приведут к противоречиям со сведениями ЕГРН;
5) определен порядок перевода лесных поселков и военных городков в земли населенных пунктов;
6) урегулирован порядок предоставления в пользование частей лесных участков, в том числе для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а также для геологического изучения недр;
7) предусмотрен возврат прав на объекты недвижимости, утраченные на основании вступивших в силу судебных актов.
Воспользоваться «лесной амнистией» могут следующие правообладатели:
− Граждане, которым предоставлены земельные участки до 08.08.2008 для садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. Без учета даты возникновения права у последнего собственника.
− Правообладатели земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, не предназначенные для нужд лесопользования, право собственности на которые зарегистрированы до 01.01.2016.
− Правообладатель земельного участка, расположенного в границах лесничества и лесопарка, но имеющего по правоустанавливающим документам и/или сведениям ЕГРН нелесную категорию.
В основе закона о лесной амнистии лежит ряд принципов земельного и других законодательств, но по мнению авторов, следует выделить два основных принципа формирующих суть документа:
- Принцип деления земель по целевому назначению на категории (подпункт 8 пункт 1 статья 1 Земельный кодекс РФ). Согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Т.о. земельный участок может относиться только к одной категории земель.
- Принцип достоверности реестра (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Исходя из положений статей 5 и 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевод осуществляется по средствам государственного кадастрового учета изменений сведений ЕГРН. Т.о. именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории. [1].
Сложность в реализации лесной амнистии заключается прежде всего в объеме информационных сведений, которые необходимо привести к единообразию и достоверности. Так по данным государственной статистической отчетности площадь земельного фонда Российской Федерации составляет 1712,5 млн га, из них наибольший удельный вес занимают именно земли лесного фонда — 1125,8 млн га (на 01.01.2019), что составляет около 66 % от общей площади земель (См. рис. 1) [5]. Следовательно, устранение пересечений границ с земельными участками лесного фонда — это масштабный и длительный процесс, который необходимо завершить к 01.01.2023. В Таблице 1 представлены сведения о распределении земель РФ по категориям на 01.01.2019.
Таблица 1
Распределение земель по категориям на 01.01.2019, тыс. га [2]
№ п/п |
Категория земель |
Общая площадь |
Удельный вес, % |
1 |
Земли сельскохозяйственного назначения |
382509,8 |
22,32 |
2 |
Земли населенных пунктов |
20501,6 |
1,2 |
3 |
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения |
17511,6 |
1,0 |
4 |
Земли особо охраняемых территорий и объектов |
49641,7 |
2,9 |
5 |
Земли лесного фонда |
1125786,2 |
65,74 |
6 |
Земли водного фонда |
28070 |
1,64 |
7 |
Земли запаса |
88498,2 |
5,2 |
Итого земель в административных границах |
1712519,1 |
100 % |
|
Рис. 1. Структура земельного фонда РФ на 01.01.2019
Мониторинг, планирование и организация рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства являются основными функциями Росреестра. Росреестр в рамках государственного управления публикует ежегодный Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, на основе этого доклада за 2016, 2017 и 2018 годы [2, с.6] прослеживается динамика снижения площади земель лесного фонда после принятия лесной амнистии.
В таблице 2 представлена динамика площади земель лесного фонда РФ в период 2016–2019 (тыс. га), наглядно демонстрирующая эффективность применения закона о лесной амнистии.
Таблица 2
Динамика площади земель лесного фонда РФ в период 2016–2019 гг (тыс. га) [2]
Отчетная дата |
Общая площадь |
В собственности юр. лиц |
В гос. и муниципальной собственности |
из них |
||
в собственности РФ |
в собственности субъекта РФ |
в муниципальной собственности |
||||
01.01.2017 |
1126259,5 |
0,5 |
1126259 |
916163,5 |
397 |
0,7 |
01.01.2018 |
1126288,6 |
0,5 |
1126288,1 |
938467,2 |
378,6 |
0,4 |
01.01.2019 |
1125786,2 |
0,5 |
1125785,7 |
943609,7 |
1790,2 |
0,5 |
К 2019 году площадь земель лесного фонда в ЕГРН уменьшилась белее чем на 500 тыс. га по сравнению с предыдущим годом, за счет устранения пересечения границ лесных участков с границами земельных участков иных категорий земель, границ лесных участков с границами иных лесных участков и устранения реестровых ошибок. По предварительным данным Росреестра за 2020 год площадь лесного фонда сократилась еще более чем на 500 тыс. га. Таким образом, несоответствие данных, представленных в Лесном реестре и ЕГРН, составило более 1 млн га, что составляет 0,06 % от общей площади РФ. [7]
За весь период действия Закона «О лесной амнистии» по состоянию на 01.01.2020 статья 60.2 Закона о регистрации была применена более 73000 раз, в том числе по инициативе Росреестра — 62000 раз, что составляет около 85 % от общего количества случаев; правообладателями же было инициировано лишь 15 % (11000) случаев (по результатам рассмотрения их заявлений о проведении учётно-регистрационных действий) либо органами государственной власти. [7]
Рейтинг применения лесной амнистию по Субъектам РФ за весь период действия закона представлен в таблице 3, составлен на основе статистическим данных Росреестра на 01.01.2020. Исходя из данных, приведенных в таблице, видно, что более 1/3 всех случаев применения лесной амнистии в РФ зафиксированы в Кабардино-Балкарской Республике.
Таблица 3
Рейтинг применения лесной амнистию по Субъектам РФ [7]
№ п/п |
Субъект РФ |
Количество случаев, шт. |
Количество случаев от общего числа, % |
1 |
Кабардино-Балкарская республика |
27400 |
37,5 |
2 |
Алтайский край |
6800 |
9,3 |
3 |
Московская область |
6700 |
9,2 |
4 |
Республика Мордовия |
3600 |
4,9 |
За 2019 год Росреестром, при участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений было выявлено и исключено / исправлено в ЕГРН:
− 41900 дублирующих сведений о лесных участках;
− 4700 реестровых ошибок в сведениях о лесных участках. [7]
Еще одним важным показателем эффективности закона являются результаты деятельности межведомственных комиссий, созданных для преобразования лесных поселков и военных городков в населенные пункты. [4] На 2019 год лишь 24 региона сформировали комиссии и утвердили регламент преобразования лесных поселков и военных городков в населенные пункты, еще в 6 регионах данный регламент лишь в стадии разработки, что свидетельствует о слабой работе регионов в данном направлении. Основная масса обращений по данному вопросу приходится на следующие регионы: Красноярский край, Иркутская область и Дальний Восток.
Анализ требований в судебном порядке граждан на основе положения статьи 10 закона О порядке признания своего права на земельные участки, которые у них на основании судебного решения отобрали по мотиву того, что они относятся к лесному фонду показал, что количество таких обращений за 2018 год увеличился в 2 раза по сравнению с предыдущим годом.
Судебная практика по Уральскому Федеральному Округу показывает неохотное желание судей применять нормы Федерального закона № 280-ФЗ в рамках положения статьи 10 закона, о чем свидетельствуют Список дел, выигранных и проигранных частными правообладателями земли [8]:
− 3 выигранных дела по арбитражным судам (А60–35746/2017, А60–38913/2017, А60–63449/2017);
− 7 проигранных дел по арбитражным судам (А07–10672/2016, А60–37835/2017, А60–38902/2017, А60–42570/2017, А60–42574/2017, А60–36937/2018, А60–10525/2018,).
Но во всех регионах складывает разная судебная практика. Несмотря на то, что решений уже не мало, говорить о сформированной практике не приходится. Видно, что четкие правовые конструкции, которые позволяли бы судам более-менее предсказуемо применять законодательство «о лесной амнистии» по-прежнему, отсутствуют.
Сохраняются проблемы разрозненности информации о земельных участках, в связи с тем, что разные государственные и муниципальные органы используют разные информационные базы и программное обеспечение, и как следствие управленческие решения принимаются, основываясь на данных разных информационных ресурсов. Так, например, устранив противоречие между Реестром недвижимости и лесным реестром по своему земельному участку, правообладатель сталкивается с тем, что градостроительный план ему выдают все равно «с лесом» и строить на участке оказывается невозможно. Следовательно, необходим переход всех органов на единую информационную базу и программное обеспечение, позволяющее обновлять сведения об объектах в режиме онлайн.
Параллельно происходит внесение в ЕГРН сведений об охранных зонах и особо охраняемых территорий и объектов, внесение данной информации происходит с огромными сложностями и с разной динамикой в регионах. По сегодняшний день в ЕГРН внесена лишь половина сведений о границах охранных зон, что в свою очередь заставляет поставить под сомнение результаты «лесной амнистии», если она была проведена на спорных территориях. [6].
Литература:
- Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 мая 2012 г. № 16576/11
- Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2016 году. М., 2017. С. 6. Подготовлен Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
- Ефимова Е. И. О правовых проблемах «дачной амнистии» и «лесной амнистии». КонсультантПлюс, 2019.
- Мазуров А. Лесная амнистия. Межрегиональное бюро судебных экспертиз, г. Москва. КонсультантПлюс, 2018.
- Шуплецова Ю. И. Правовое регулирование лесных отношений в Российской Федерации. Монография. МФ МГТУ им. Н. Э. Баумана. Москва. -2017.
- http://duma.gov.ru/news/29085/ — Государственная дума Федерального собрания РФ, Председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, выступая на заседании коллегии Росреестра на тему реализации закона о «лесной амнистии»].
- https://rosreestr.ru/site/press/news/rosreestr-podvyel-itogi-realizatsii-lesnoy-amnistii-po-sostoyaniyu-na-1-yanvarya-2020-goda_3/ — Сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Итоги реализации «лесной амнистии» по состоянию на 1 января 2020 года
- https://www.cab74.ru/articles/1486/ — Сайт «Недвижимость и право» Юридическая практика Татьяны Скворцовой. Обзор практики по «лесной амнистии»
- В чем суть лесной амнистии. Электронный журнал «Азбука права». Консультант Плюс. 10.04.2020