В статье рассматривается проблематика психологической безопасности личности в аспекте самосознания. Определен термин «самосознание, представлена структура в контексте теории индивидуального развития самосознания и сформировано влияние роста показателей самосознания на индекс психологической безопасности личности.
Ключевые слова: психологическая безопасность, безопасность личности, самосознание, самопознание, самоотношение, саморегуляция.
Обеспечение психологической безопасности вошло в разряд современных проблем теоретического и практического уровня в связи с увеличением интенсивности различного рода угроз, воздействующих на человека. В результате роста числа политических, экономических, экологических преобразований, а также в связи с эпидемической ситуацией, безопасность становится частью повседневной жизни человечества. Внешние и внутренние угрозы, взаимно дополняемые и сочетанные друг с другом, актуализируют изучение базисных условий сохранения психологической безопасности личности. Данный запрос выступает как со стороны государства, так и со стороны общества, ведь безопасность является базисной потребностью, естественным желанием человека чувствовать себя защищенным и стабильным.
Анализируя термин «психологическая безопасность», выявлено, что в обобщенном определении она представляет собой защищенность человека с учетом внешних и внутренних условий безопасности, дающую возможность сохранения личностной целостности, развития и реализации целей в процессе жизнедеятельности индивида [2, с. 61]. Личность в данном контексте выступает центральным звеном, своеобразным ключом в понимании неразрывности процессов «опасность — безопасность», ведь как показывают научные исследования, именно личностные особенности, самосознание, направленность индивида и специфика его отношений к фактам и событиям окружающей действительности лежат в основе феномена психологической безопасности.
Проблема самосознания является центральной проблемой философии, психологии и представлена в работах таких представителей научной мысли как Л. С. Выготский, А. В. Захарова, И. С. Кон, А. В. Петровский, В. В. Столин, И. И. Чеснокова, Е. В. Шорохова. Если большая часть философских работ о самосознании касается его отношения к множеству других явлений — природа личности, рациональность, сознание и понимание социального окружения, то в психологии самосознание рассматривается как психический феномен.
Ряд исследований склонны понимать под самосознанием непосредственный процесс понимания себя как личности, выстраивания отношения к самому себе. Следовательно, самосознание — это система представлений человека о себе, осознание качеств (физических, личностных, интеллектуальных), их самооценка, а также субъективное восприятие внешних факторов, влияющих на личность. Забота о своем поведении, острое осознание себя как социального объекта, знание внутренних и внешних атрибутов себя и самоанализ — все это характеризует самосознание личности с позиции Дж. С. Боукер.
Анализ теоретико-методологической литературы показал, что самосознание включает в себя самопознание, самоотношение и саморегуляцию. Беря за основу концепцию И. И. Чесноковой, синтезирующей основные теоретические подходы на основе теории индивидуального развития самосознания, можно говорить о том, что самосознание является психологическим процессом, сочетающим в себе триаду феноменов: самопознание как процесс познания себя, самосознание как эмоциональное отношение личности к самой себе и саморегулирование как организацию личностью собственного поведения.
Данные компоненты возникают у индивида в процессе социального взаимодействия как результат психического развития личности, как относительно устойчивое и вместе с тем, подвижное внутренним изменениям психическое приобретение. В соответствии с данным постулатом была выделена взаимосвязь самосознания личности и психологической безопасностью.
Основываясь на ряде работ по данной проблематике, можно говорить о том, что рост показателей самопознания (опасный-безопасный личностный тип), самоотношения (адекватная личностная самооценка), саморегуляция (уравновешенность, эмпатийность, рефлексивность, лабильность), способствует сохранению психологической безопасности личности. Таким образом можно сделать вывод о том, что одним их основных психологических условий сохранения психологической безопасности личности является повышение уровня самосознания. Схожую мысль выдвигает Л. Б. Воронкина отмечающая, что «развитие самосознания при ведущей роли процесса самопознания, способствует формирования психологической безопасности личности» [3]. Исследование Дж. С. Боукер показало, что тенденция сосредотачиваться на общественных аспектах себя приводит к большей межличностной чувствительности, которая влияет на такие когниции, как чувствительность к отторжению, социальную тревожность, параноидальное мышление и снижает индекс психологическое безопасности индивида [3, c. 250].
Развивая данное утверждение можно говорить о том, что личность, способная анализировать риски, предвидеть опасности и угрозы, анализирующая многообразие деятельности и действующая рационально в случае необходимости, имеющая адекватную самооценку и благоприятное эмоциональное восприятие жизни, управляющая поведением или деятельностью с помощью психических средств отражения и моделирования реальности, характеризует высокий индекс психологической безопасности.
Таким образом самосознание представляет собой результат сложной психической активности, единство познавательной, эмоционально-ценностной и действенно-волевой сферы, сложный синтез компонентов самопознания, самоотношения и саморегуляции личности. В ходе теоретико-методологического анализа нами выявлено, что самосознание связано с психологической безопасностью — чем более развиты компоненты самосознания, сформирована адекватная личностная самооценка в рамках самоотношения, рефлексивность, лабильность, эмпатийность как элементы саморегуляции, опасный и безопасный тип в контексте самопознания, тем выше индекс психологической безопасности личности.
Литература:
- Воронкина Л. Б. Технология повышения уровня самосознания как условие развития психологической безопасности личности [Электронный ресурс]. URL: https://pgu.ru/upload/iblock/fc7/3.pdf
- Ларионова Д. И. Теоретический аспект психологической безопасности команды // Идентичность, благополучие и безопасность: теоретические и практические исследования. 2019. С. 61–65.
- Bowker C. Julie, Rubin H. Kenneth. Self-consciousness, friendship quality, and adolescent internalizing problems. 2009. P. 249–267.