Самосознание в аспекте психологической безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.

Дата публикации: 14.01.2021

Статья просмотрена: 343 раза

Библиографическое описание:

Ерлакова, У. Е. Самосознание в аспекте психологической безопасности / У. Е. Ерлакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 44-45. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77642/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается проблематика психологической безопасности личности в аспекте самосознания. Определен термин «самосознание, представлена структура в контексте теории индивидуального развития самосознания и сформировано влияние роста показателей самосознания на индекс психологической безопасности личности.

Ключевые слова: психологическая безопасность, безопасность личности, самосознание, самопознание, самоотношение, саморегуляция.

Обеспечение психологической безопасности вошло в разряд современных проблем теоретического и практического уровня в связи с увеличением интенсивности различного рода угроз, воздействующих на человека. В результате роста числа политических, экономических, экологических преобразований, а также в связи с эпидемической ситуацией, безопасность становится частью повседневной жизни человечества. Внешние и внутренние угрозы, взаимно дополняемые и сочетанные друг с другом, актуализируют изучение базисных условий сохранения психологической безопасности личности. Данный запрос выступает как со стороны государства, так и со стороны общества, ведь безопасность является базисной потребностью, естественным желанием человека чувствовать себя защищенным и стабильным.

Анализируя термин «психологическая безопасность», выявлено, что в обобщенном определении она представляет собой защищенность человека с учетом внешних и внутренних условий безопасности, дающую возможность сохранения личностной целостности, развития и реализации целей в процессе жизнедеятельности индивида [2, с. 61]. Личность в данном контексте выступает центральным звеном, своеобразным ключом в понимании неразрывности процессов «опасность — безопасность», ведь как показывают научные исследования, именно личностные особенности, самосознание, направленность индивида и специфика его отношений к фактам и событиям окружающей действительности лежат в основе феномена психологической безопасности.

Проблема самосознания является центральной проблемой философии, психологии и представлена в работах таких представителей научной мысли как Л. С. Выготский, А. В. Захарова, И. С. Кон, А. В. Петровский, В. В. Столин, И. И. Чеснокова, Е. В. Шорохова. Если большая часть философских работ о самосознании касается его отношения к множеству других явлений — природа личности, рациональность, сознание и понимание социального окружения, то в психологии самосознание рассматривается как психический феномен.

Ряд исследований склонны понимать под самосознанием непосредственный процесс понимания себя как личности, выстраивания отношения к самому себе. Следовательно, самосознание — это система представлений человека о себе, осознание качеств (физических, личностных, интеллектуальных), их самооценка, а также субъективное восприятие внешних факторов, влияющих на личность. Забота о своем поведении, острое осознание себя как социального объекта, знание внутренних и внешних атрибутов себя и самоанализ — все это характеризует самосознание личности с позиции Дж. С. Боукер.

Анализ теоретико-методологической литературы показал, что самосознание включает в себя самопознание, самоотношение и саморегуляцию. Беря за основу концепцию И. И. Чесноковой, синтезирующей основные теоретические подходы на основе теории индивидуального развития самосознания, можно говорить о том, что самосознание является психологическим процессом, сочетающим в себе триаду феноменов: самопознание как процесс познания себя, самосознание как эмоциональное отношение личности к самой себе и саморегулирование как организацию личностью собственного поведения.

Данные компоненты возникают у индивида в процессе социального взаимодействия как результат психического развития личности, как относительно устойчивое и вместе с тем, подвижное внутренним изменениям психическое приобретение. В соответствии с данным постулатом была выделена взаимосвязь самосознания личности и психологической безопасностью.

Основываясь на ряде работ по данной проблематике, можно говорить о том, что рост показателей самопознания (опасный-безопасный личностный тип), самоотношения (адекватная личностная самооценка), саморегуляция (уравновешенность, эмпатийность, рефлексивность, лабильность), способствует сохранению психологической безопасности личности. Таким образом можно сделать вывод о том, что одним их основных психологических условий сохранения психологической безопасности личности является повышение уровня самосознания. Схожую мысль выдвигает Л. Б. Воронкина отмечающая, что «развитие самосознания при ведущей роли процесса самопознания, способствует формирования психологической безопасности личности» [3]. Исследование Дж. С. Боукер показало, что тенденция сосредотачиваться на общественных аспектах себя приводит к большей межличностной чувствительности, которая влияет на такие когниции, как чувствительность к отторжению, социальную тревожность, параноидальное мышление и снижает индекс психологическое безопасности индивида [3, c. 250].

Развивая данное утверждение можно говорить о том, что личность, способная анализировать риски, предвидеть опасности и угрозы, анализирующая многообразие деятельности и действующая рационально в случае необходимости, имеющая адекватную самооценку и благоприятное эмоциональное восприятие жизни, управляющая поведением или деятельностью с помощью психических средств отражения и моделирования реальности, характеризует высокий индекс психологической безопасности.

Таким образом самосознание представляет собой результат сложной психической активности, единство познавательной, эмоционально-ценностной и действенно-волевой сферы, сложный синтез компонентов самопознания, самоотношения и саморегуляции личности. В ходе теоретико-методологического анализа нами выявлено, что самосознание связано с психологической безопасностью — чем более развиты компоненты самосознания, сформирована адекватная личностная самооценка в рамках самоотношения, рефлексивность, лабильность, эмпатийность как элементы саморегуляции, опасный и безопасный тип в контексте самопознания, тем выше индекс психологической безопасности личности.

Литература:

  1. Воронкина Л. Б. Технология повышения уровня самосознания как условие развития психологической безопасности личности [Электронный ресурс]. URL: https://pgu.ru/upload/iblock/fc7/3.pdf
  2. Ларионова Д. И. Теоретический аспект психологической безопасности команды // Идентичность, благополучие и безопасность: теоретические и практические исследования. 2019. С. 61–65.
  3. Bowker C. Julie, Rubin H. Kenneth. Self-consciousness, friendship quality, and adolescent internalizing problems. 2009. P. 249–267.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая безопасность, психологическая безопасность личности, самосознание, адекватная личностная самооценка, индивидуальное развитие самосознания.


Похожие статьи

Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект

В статье автор рассматривает аспект взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностей с точки зрения психологической науки. Рассматривается роль ценностных ориентаций в процессе развития личности.

Роль эстетического восприятия в формировании мотивационно-оценочной категории личности

В статье развивается психологический подход к пониманию сути эстетического восприятия, проявляющегося в определенном уровне развития художественного вкуса, как к оценочной категории ценностно-смыслового характера.

Корреляционная связь физического и духовного развития личности

В статье рассматривается проблема связи физического и духовного развития личности в контексте изучения его психологических составляющих. Представлен анализ основных теоретических подходов к духовному и физическому здоровью, корреляционной связи духов...

К вопросу о развитии самосознания подростков

В статье рассмотрен вопрос развития самосознания подростков как важной составляющей их личности, которая определяет их деятельность, представлены результаты диагностического исследования таких его составляющих как самоотношение и самооценка.

Содержательные особенности идентичности личности созависимых

Статья посвящена изучению особенностей идентичности личности созависимых. Обозначены составляющие идентичности личности и их роль в формировании созависимости. Приведен качественный анализ результатов эмпирического исследования.

Жизнестойкость как личностный ресурс преодоления стресса

В статье рассматривается жизнестойкость личности, раскрывается понятие и сущность данного психологического феномена. Цель исследования: определение общего понятия «жизнестойкость». Для достижение данной цели большая часть в работе отведена изучению к...

Проблема профессионального самосознания педагога

В статье понимается вопрос о таком явлении, как самосознание учителя. Рассмотрены основные характеристики и компоненты самосознания, способствующие профессиональному росту педагога. Кроме того, в статье раскрывается процесс формирования профессиональ...

Сущность социализации как педагогическая категория

В данной статье рассматривается сущность социализации, ее факторы и условия успешного становления личности.

Проблема адаптации в педагогической психологии

Данная статья является результатом анализа исследований в области педагогической психологии по теме адаптация. Рассмотрено понятие «адаптация», его значение в педагогической психологии, перспективы дальнейшего изучения адаптации, и научное развитие д...

Качество образования как педагогическая проблема

В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты. Рассмотрены критерии и показатели образованности как интегративной характеристики результата образовательного процесса.

Похожие статьи

Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект

В статье автор рассматривает аспект взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностей с точки зрения психологической науки. Рассматривается роль ценностных ориентаций в процессе развития личности.

Роль эстетического восприятия в формировании мотивационно-оценочной категории личности

В статье развивается психологический подход к пониманию сути эстетического восприятия, проявляющегося в определенном уровне развития художественного вкуса, как к оценочной категории ценностно-смыслового характера.

Корреляционная связь физического и духовного развития личности

В статье рассматривается проблема связи физического и духовного развития личности в контексте изучения его психологических составляющих. Представлен анализ основных теоретических подходов к духовному и физическому здоровью, корреляционной связи духов...

К вопросу о развитии самосознания подростков

В статье рассмотрен вопрос развития самосознания подростков как важной составляющей их личности, которая определяет их деятельность, представлены результаты диагностического исследования таких его составляющих как самоотношение и самооценка.

Содержательные особенности идентичности личности созависимых

Статья посвящена изучению особенностей идентичности личности созависимых. Обозначены составляющие идентичности личности и их роль в формировании созависимости. Приведен качественный анализ результатов эмпирического исследования.

Жизнестойкость как личностный ресурс преодоления стресса

В статье рассматривается жизнестойкость личности, раскрывается понятие и сущность данного психологического феномена. Цель исследования: определение общего понятия «жизнестойкость». Для достижение данной цели большая часть в работе отведена изучению к...

Проблема профессионального самосознания педагога

В статье понимается вопрос о таком явлении, как самосознание учителя. Рассмотрены основные характеристики и компоненты самосознания, способствующие профессиональному росту педагога. Кроме того, в статье раскрывается процесс формирования профессиональ...

Сущность социализации как педагогическая категория

В данной статье рассматривается сущность социализации, ее факторы и условия успешного становления личности.

Проблема адаптации в педагогической психологии

Данная статья является результатом анализа исследований в области педагогической психологии по теме адаптация. Рассмотрено понятие «адаптация», его значение в педагогической психологии, перспективы дальнейшего изучения адаптации, и научное развитие д...

Качество образования как педагогическая проблема

В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты. Рассмотрены критерии и показатели образованности как интегративной характеристики результата образовательного процесса.

Задать вопрос