Ключевые слова: паломничество, религиозная культура, традиция, организация урока.
«Основы религиозных культур и светской этики» — это учебный предмет, включённый в школьную программу в качестве федерального компонента. Изучается в четвертом классе. Предмет включает в себя шесть модулей, из которых ученики и их родители выбирают один для изучения [9].
Учебный предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» является культурологическим, направленным на расширение кругозора у школьников младшего и среднего школьного возраста. Знакомство с культурой традиционных религий (буддизм, христианство, ислам, иудаизм) и основами светской этики способствует формированию у школьников представлений о культурных и нравственных ценностях, роли религиозных культур в жизни современного общества [9].
Содержание всех модулей основывается на базовых национальных ценностях: Отечество, семья, культурная традиция (буддийская, христианская, исламская, иудейская, а также не рассматриваемая в рамках данной работы светская). Особенностью этого предмета выступает насыщенность духовно-нравственного наполнения. Предмет, как уже было замечено, является культурологическим, а не религиозным. Его цель — развитие у школьников 10–11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностных установках, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, осознание их значения в жизни современного общества [9].
Среди учебников, сопровождающих изучение курса, рассматриваются учебники к модулям, выпущенные издательством «Просвещение» в 2010 году.
Среди тем, изучаемых в рамках данного курса, присутствует тема, посвященная паломничеству. Феномен паломничества так или иначе затрагивается в следующих модулях: «Основы мировых религиозных культур», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры».
В модуле «Основы мировых религиозных культур» тема, в рамках которой рассматривается явление паломничества, названа «Паломничества и святыни». Также целая тема уделена в учебнике модуля «Основы исламской культуры», где глава именуется «Паломничество в Мекку».
В меньшей степени, но все же имеет место быть, обращение к теме паломничества в модуле «Основы буддийской культуры» в уроке «Буддийские святыни». В рамках урока, посвященного сакральным местам у буддистов, разбирается смысл паломничества в жизни верующих [11].
Тема паломничества в учебнике «Основы иудейской культуры» раскрыто частично. В этом учебнике паломничество, а если быть точнее, паломники, упомянуто дважды: в рамках изучения темы «Храм в жизни иудеев», где сказано о Храмовой горе, которая уже более двух тысяч лет популярна среди паломников, а также при изучении урока 28 «Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа», где упомянуто, что могила второй жены Яакова, Рахели пользуется популярностью среди паломников. На этом разговор о феномене паломничества заканчивается и больше не поднимается [12].
В рамках изучения модуля «Основы православной культуры» получение детьми знаний о явлении паломничества не предполагается [5].
Паломничество — это сложное явление религиозной культуры. Самое распространенное заблуждение считать, что паломничество это туризм. Паломничество часто относят к категории религиозного туризма, но это не одно и то же [4]. Некой сложностью может стать невозможность объяснить это школьникам простым языком. Возможно, именно поэтому не во всех модулях, касающихся религиозных культур, рассматривается феномен паломничества.
Паломничество подразумевает путешествие верующих людей к святыням, находящимся за пределами постоянного места жительства верующих. Одним из важных элементов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях сакральных мест, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, включенными в паломнический маршрут [2].
В индуизме, православии и католицизме, а также других конфессиях получили распространение пешие паломничества, особенно те, что проходят по уже существующим маршрутам [2].
Однако сложность самого процесса паломничества ограничивает возможность знакомства школьников с этой темой в рамках курса «Основы религиозной культуры и светской этики», именно поэтому полноценный анализ этого явления можно найти в учебниках не всех модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» издательства «Просвещение».
Анализ подготовленных учителями разных школ для помощи коллегам и демонстрации личного педагогического опыта конспектов уроков, связанных с темой паломничества в разных модулях учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», позволил сделать вывод, что в большинстве случаев рассматривается тема «Паломничества и святыни», которая включена в учебник «Основы мировых религиозных культур».
Существующие методические разработки к проведению уроков, предлагаемые учителями, подчеркивают необходимость ознакомить учеников с понятиями «паломничество» и «паломник», «мощи», «реликвии», «святыни» понятным для детей 10–11 лет языком, расширить их кругозор, укрепить ценностные ориентиры, а также познакомить с основными паломническими центрами, важными в той или иной религиозной традиции.
Вторая по представленности тема: «Паломничество в Мекку», входящая в модуль «Основы исламской культуры». Существуют примеры конспектов уроков также и по этой теме.
При изучении темы «Паломничество в Мекку», внесенной в курс изучения модуля «Основы исламской культуры», ученикам преподносится информация о том, что такое хадж, почему Мекка так значима в исламе и чем притягателен Черный камень.
Тема «Буддийские святыни», включенная в изучение модуля «Основы буддийской культуры», не так часто встречается в готовых методических разработках, то есть педагоги не так часто рассматривают личный опыт проведения уроков на данную тему.
Был рассмотрен только один пример конспекта урока на тему «Буддийские святыни», в котором план урока расписан кратко, а тема посвящена не самому явлению паломничества, а святыням, значимым для буддистов, но даже при сокращенном описании урока, упоминается необходимость разбора понятия «паломничество», ведь оно неразрывно связано со святынями и подразумевает путешествие с целью поклонения этим самым святыням [3].
Что же касается рассмотрения феномена паломничества в рамках изучения модуля «Основы иудейской культуры», то знакомство с готовыми конспектами уроков, разработанными педагогами, позволило сделать вывод, что тема паломничества, которая рассматривается в учебнике вскользь, совершенно не затронута в методических разработках уроков. Нет абсолютно никакого анализа паломнической традиции, либо, в лучшем случае, учитель от себя дает краткое объяснение, что это.
Планы-конспекты, разрабатываемые для проведения уроков в рамках изучения курса «Основы православной культуры» не рассматривались, в связи с тем, что данное понятие не раскрыто в учебниках, потому нет необходимости попытаться проанализировать методические разработки, ведь в любом случае им не будет уделено достаточного внимания по причине ограниченности временных ресурсов.
Таким образом, анализ готовых конспектов уроков, разработанных учителями самостоятельно и опубликованных для помощи коллегам, по-разному раскрывает степень рассмотрения феномена паломничества не только в зависимости от изучаемого модуля. Влияет также индивидуальный подход разных педагогов к организации урока и традиции, распространенные в обществе, в котором живут учащиеся и педагог.
Основные формы, к которым обращаются учителя при организации урока: традиционная форма урока (учитель объясняет, ученики слушают), учебный диалог, чтение с комментированием и анализ текста, устный рассказ на тему (ученики готовят заранее или во время урока), заочная экскурсия, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах, урок-беседа. Важно заметить, что современная модель урока чаще всего предлагает педагогам организовывать учебный процесс в интерактивной форме: беседа, работа по группам, игра, создание проекта и т. д.
Интересна также база источников, которыми руководствовались педагоги при подготовки своих планов конспектов уроков. Список источников дается не во всех разработках, но там, где он все же присутствует, указаны, в первую очередь, учебники соответствующего профиля, книги для педагогов, а также методические разработки других педагогов. В том числе там присутствуют электронные ресурсы по теме паломничества в целом и паломничеств в разных религиозных традициях.
Следовательно, разнообразие методик преподавания, особенно предполагающих изучение темы паломничества как части религиозной культуры, открывает широкий выбор для учителей, а также доказывает, что даже такой сложный для изучения процесс, как паломническая традиция, может без сомнений быть включен в образовательный процесс в четвертых классах и вполне понятен, а порой и весьма интересен школьникам 10–11 лет.
Литература:
- Вербицкая Т. С. Паломничество в Мекку. План — конспект урока по ОРКСЭ. Модуль «Основы исламской культуры» [электронный ресурс] / Вербицкая Т. С.: методическая разработка — Электр. текстовые дан. — Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/11/27/palomnichestvo-v-mekku-plan-konspekt-uroka-po-orkse-modul-osnovy (дата обращения: 17.04.2020) — Загл. с экрана.
- Житенев С. Ю. Паломничество в разных религиях https://kartaslov.ru/книги/Житенёв_С_Ю_Религиозное_паломничество_в_христианстве_буддизме_и/3 [электронный ресурс] / Житенёв С. Ю. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: (дата обращения: 19.02.2020) — Загл. с экрана.
- Зайцева С. Г. Урок «Буддийские святыни» 4 класс [электронный ресурс] / Зайцева С. Г.: методическая разработка — Электр. текстовые дан. — Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/130454-urok-buddijskie-svjatyni-4-klass (дата обращения: 19.04.2020) — Загл. с экрана.
- Корпусов И. М. К вопросу о различении терминов «паломничество» и «религиозный туризм» [электронный ресурс] / Корпусов И. М. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-razlichenii-terminov-palomnichestvo-i-religioznyy-turizm (дата обращения: 17.02.2020) — Загл. с экрана.
- Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы [текст]: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / Кураев А. В. — М.: Просвещение, 2010–95 с.
- Латышина Д. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4–5 классы [текст]: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / Латышина Д. И., Муртазин М. Ф. — М.: Просвещение, 2010–80 с.
- Лукашина М. Г. Конспект урока. Урок-беседа по теме «Паломничества и святыни» [электронный ресурс] / Лукашина М. Г.: методическая разработка — Электр. текстовые дан. — Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/ork/uroki/urokbiesiedapoorksetiemapalomnichiestvoisviatyni (дата обращения: 17.04.2020) — Загл. с экрана.
- Низулимова А. Ф. «Паломничество в Мекку» [электронный ресурс] / Низулимова А. Ф.: методическая разработка — Электр. текстовые дан. — Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/orkise/uroki/palomnichestvo_v_mekku (дата обращения: 17.04.2020) — Загл. с экрана.
- Основы религиозных культур и светской этики [электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Основы религиозных культур и светской этики — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://orkce.apkpro.ru/ (дата обращения: 21.04.2020) — Загл. с экрана.
- Токарева Е. С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4–5 классы [текст]: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / Токарева Е. С., Беглов А. Л., Саплина Е. В., Ярлыкапов А. А. — М.: Просвещение, 2010–80 с.
- Чимитдоржиев В. Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4–5 классы [текст]: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / Чимитдоржиев В. Л. — М.: Просвещение, 2010–80 с.
- Членов М. А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры. 4–5 классы [текст]: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В. — М.: Просвещение, 2010–95 с.