Влияние опыта публичных выступлений на Я-концепцию младших подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.

Дата публикации: 15.01.2021

Статья просмотрена: 250 раз

Библиографическое описание:

Пузырь, А. И. Влияние опыта публичных выступлений на Я-концепцию младших подростков / А. И. Пузырь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 48-53. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77669/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье представлены результаты формирующего эксперимента по установлению влияния опыта публичных выступлений на Я-концепцию младших подростков. С содержательной стороны характеризуется тренинговая программа, направленная на развитие у детей навыков публичных выступлений. Представлены результаты диагностики, подтверждающие роль и значение специальных тренинговых программ в развитии представлений о себе в младшем подростковом возрасте.

Ключевые слова: Я-концепция, публичные выступления, подростковый возраст, самооценка, самоотношение, тренинговая программа.

Постановка проблемы

В настоящее время, когда идут масштабные перемены и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, особенно сложно найти себя и понять подросткам. Еще не устоявшееся мировоззрение, подвижная система ценностей приводит к тому, что процесс поиска себя, формирования цельного и четкого представления о себе требуют поддержки и грамотного сопровождения взрослого [1].

Каждый человек рано или поздно задает себе вопрос «Кто я?», пытаясь понять сущность собственного «Я», идентифицировать себя относительно других людей. Человек, а в нашем случае — подросток, идентифицировал себя, четко и ясно определил свое место в мире других, понимает свои характеристики и особенности, то есть обладает сформированной Я-концепцией.

Исследования в области возрастной и социальной психологии так или иначе сходятся на признании того, что именно общение играет огромную роль в становлении его личности, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Важным остается тот факт, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками [3].

В решении сложных и многогранных задач развития личности подростка, его Я-концепции важную роль играет взаимодействие, общение со сверстниками и значимыми взрослыми, которое активирует все процессы личностного развития, способствует всестороннему росту и продвижению в понимании себя и своих особенностей.

Довольно часто можно наблюдать ситуацию, когда подросток робко выходит к доске, не внятно отстаивает свою точку зрения перед публикой. При этом ему хочется быть успешным т. к. владеет знаниями по данному вопросу, но из-за боязни аудитории, испытывает чувство неуверенности в себе. Однако именно актерский опыт, возможность вжиться в роли других людей, как мы предполагаем, позволит младшему подростку не только осознать себя, но и понять мысли, чувства, особенности поведения и характера других людей. Таким образом, в данной работе рассматривается роль, значение и возможности положительного опыта публичных выступления в развитии Я-концепции младших подростков [2;4].

Проблемой развития Я-концепции личности занимаются как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Однако недостаточно много работы, связывающие развитие Я-концепции личности с опытом публичных выступлений. В основном эти исследования показывают важность и роль общения в становлении самосознания подростка, его представлений о себе, но не отражают наличие или отсутствие связей с развитием Я-концепции и самосознания в целом [5]. Вместе с тем педагоги считают, что «необходимо использовать в учебном процессе элементы театральной педагогики и социально-психологического тренинга» [6, с. 81] Артистизм учителя, использование элементов актерской игры в процессе обучения подростки связывают с образом идеального учителя [7;8]

Целью нашего исследования является выявить динамику Я-концепции младших подростков при приобретении опыта публичных выступлений

Общая гипотеза исследования: целенаправленное развитие навыков публичного выступления у младших подростков способствует развитию «Я-концепции» личности

Дизайн исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе ФГБОУ «Международный детский центр «Артек». В нем приняли участие 87 школьников, обучающихся в средней общеобразовательной школе в возрасте от 12 до 14 лет. Все школьники являются обучающимися 5–7 классов. 68 % школьников — девочки, 32 % мальчики. Все дети проживают на территории Республики Крым. Социально-экономический уровень дохода семей, в которых проживают школьники — выше среднего. 73 % детей имеют полный состав семьи (оба родителя), 27 % школьников проживают с одним из родителей.

Средняя общеобразовательная школа МДЦ «Артека» является структурным подразделением и ее развитие как в инфраструктурном, так и в содержательном плане напрямую связано развитием ФГБОУ «МДЦ «Артек» в целом.

Так как предметом исследования является именно динамика Я-концепции подростков в процессе приобретения опыта публичных выступлений, то наше эмпирическое исследование состояло их следующих этапов:

  1. Выявление актуального уровня развития Я-концепции личности.
  2. Проведение формирующего этапа эксперимента, в рамках которого подростки становились участниками тренинговой программы, направленной на развитие коммуникативных способностей и навыков публичных выступлений.
  3. Оценка динамики Я-концепции младших подростков.

Для решения поставленных задач исследования были подобраны следующие методы диагностики, позволяющие получить объективное представление о Я-концепции школьников:

  1. Методика «Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда.
  2. Методика самооценки Т. Дембо — С. Я. Рубинштейн.
  3. Методика диагностики межличностных отношений, созданная Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком.
  4. Проективный тест «Автопортрет» Е. С. Романовой и О. Ф. Потемкиной (в модификации Р. Бернса).

Целью формирующего этапа эксперимента являлась разработка и апробация социально-психологического тренинга по формированию навыков публичного выступления у младших подростков.

Цель тренинга: научить младших подростков чувствовать себя уверенно перед аудиторией, научить выстраивать свое публичное выступление таким образом, чтобы было эффективным, интересным и понятным слушателю.

Программа тренинговых занятий состоит из трех блоков и включает в себя 15 занятий.

Время проведения занятия — 1 час.

Частота проведения занятий — 1–2 раза в неделю.

Первый блок занятий предполагает создание благоприятной ситуации в группе, в которой участники тренинга могут чувствовать взаимопонимание, поддержку, желание помочь друг другу в решении проблем.

На первом этапе в занятия включены контактные, развлекательные игры и упражнения.

Упражнения, входящие в первый блок занятий, направлены:

– на развитие внимания к себе и к другим;

– формирование заинтересованности подростков в занятиях;

– снятие эмоционального напряжения, создание в группе атмосферы взаимного доверия и «защищенности»;

– диагностику самооценки подростка, его статуса в группе и особенностей его эмоционального состояния.

Количество занятий первого блока — 5.

Второй блок включает в себя основную развивающую работу в группе подростков. Обучение социально желаемым формам общения и поведения, развитие коммуникативных умения, умения держать на сцене, формулировать свои мысли четко и ясно, слушать собеседника, разбираться в его реакциях, управлять своим телом, речью, эмоциями в ситуации публичного выступления, а также умение правильно считывать обратную связь.

На втором этапе в занятиях используются игровые методы — игры и упражнения, а также неигровые методы — рисунки, обсуждения и т. д.

Все занятия носят обучающий и развивающий характер.

Количество занятий во втором блоке — 6.

Все упражнения, объединенные в третьем блоке занятий, направлены на закрепление полученных знаний и навыков, на позитивное отношение к себе и другим, на закрепление умений рефлексии, контроля своего поведения и носят обучающий, развивающий и контролирующий характер. Упражнения способствуют развитию уверенности в себе, улучшают настроение.

Количество занятий в третьем блоке — 4.

Итогом участия в программе для школьников было публичное выступление на общешкольном мероприятии. Школьники работали на сцене, декламировали тексты, пели, танцевали, представляли свои научно-исследовательские проекты.

Результаты диагностики школьников из контрольной и экспериментальной группы по методике «Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда (рис. 1) показали, что у подростков, которые обучались навыкам публичных выступлений, сформировалось более четкое представление о своих социальных и профессиональных ролях. Они стали лучше понимать свои способности, спектр своих интересов, а также более внятно могут формулировать свои перспективы профессионального будущего. При этом выраженность в Я-концепции младших подростков семейных и межличностных ролей стала меньше.

У подростков контрольной группы показатели Я-концепции существенно не изменились. Для Я-концепции данных испытуемых преобладающими являются семейные и межличностные роли, подростки практически не характеризуют себя с точки зрения профессиональных ролей.

Выраженность социально-психологических ролей в Я-концепции младших подростков контрольной и экспериментальной групп

Рис. 1. Выраженность социально-психологических ролей в Я-концепции младших подростков контрольной и экспериментальной групп

Данные показывают, что у подростков экспериментальной группы наблюдается положительная динамика в развитии представлений о себе, они стали более четко и более осознанно относиться к себе, своей личности, своим способностям (данные статистически достоверны: T= 2,35, при р = 0,05).

Результаты диагностики самооценки с помощью методики Т. Дембо — С. Я. Рубинштейн показали, что у подростков контрольной группы не наблюдаются существенные изменения в уровне развития самооценки (U = 345, при р = 0,07). Их представления о самих себе либо неадекватно завышенные, либо неадекватно заниженные (см. рис. 2). Школьники контрольной группы (39 %) считают, что они намного умнее, красивее, их характера намного лучше, чем у ряда сверстников, что не соответствует действительности. При этом они не готовы слушать какие-либо замечания, критически оценивать свои способности, внешность и другие характеристики личности. По-видимому, у некоторых подростков этой группы их «идеальное» представление о себе сформировано их родителями и другими близкими людьми. 45 % подростков характеризуются низкий самооценкой. Они настолько сильно приуменьшают себя, свои способности, а также настолько не готовы прислушиваться к тому, что у них что-то может быть положительным, хорошо развитым, что уходят от контакта. В данной группе подростков есть те, кто свою неуверенность прячут за неуважительным отношением к окружающим, иногда грубостью и вербальной агрессией.

Выраженность самооценки у младших подростков контрольной и экспериментальной групп

Рис. 2. Выраженность самооценки у младших подростков контрольной и экспериментальной групп

Вместе с тем подростки, которые стали участниками тренинговой программы по развитию навыков публичного выступления, характеризуются более высоким уровнем адекватной самооценки, снижением показателей низкой и завышенной самооценка (различия статистически достоверны: Т = 45, при р = 0,05). Подростки данной группы стали более адекватно относиться к своим положительным и негативным характеристикам. Они понимают, что нет идеальных людей, что у каждого из них свои особенности и важно не просто их понимать, но и работать со своими сильными и слабыми сторонами. Характеристики подростков экспериментальной группы отличаются четкостью, ясностью, широтой понимания. Школьники также демонстрировали высокую заинтересованность в том, чтобы получить обратную связь о себе, своей личности в ходе диагностики.

По результатам диагностики с помощью методики диагностики межличностных отношений, разработанной Т. Лири, Г. Лефоржем и Р. Сазеком было выявлено, что у подростков контрольной группы выявлены высокие показатели по шкале «подозрительность», «агрессивность» и ниже среднего значения по шкале «дружелюбие» (см. рис. 3). Это позволяет судить о сложностях во взаимоотношениях подростков со взрослыми и сверстниками. Их эмоциональное состояние часто не позволяет им быть объективными, не позволяет выстраивать конструктивные взаимоотношения. Также у них выявлены высокие показатели по шкале «зависимость», «подчинение» и низкие по шкале «альтруизм», «доминирование». Для них ведущим мотивом является удовлетворение собственных потребностей, желаний, стремление заполучить внимание всеми способами. Существенных различий с результатами первичной диагностики не наблюдается (данные статистически достоверны: U=345, при = 0,08).

У подростков экспериментальной группы наблюдаются более высокие показатели по шкале «альтруизм», высокие значения по шкале «дружелюбие», «альтруизм», «доминирование», «зависимость». Участие в программе и опыт публичных выступлений удовлетворяет их потребность во внимании, признании, что снижет их «эгоистичность». Они становятся более «независимыми», менее «подозрительными» и менее «агрессивными». Все негативные мысли и эмоции отрабатываются в процессе выступления, а интерес и внимание публики позволяют сформировать уверенность в себе и своих способностях. Различия в результатах первичной и вторичной диагностики у школьников экспериментальной группы статистически достоверны (T = 3,1, при р = 0,04). Школьники, получившие позитивный опыт публичных выступлений, демонстрируют более высокую независимость, объективность в своих оценках, а также уверенность, решительность. Все это проявляется в прямом взгляде, более четкой и ясной, логичной речи по время выступления. Их общее эмоциональное состояние является более оптимистичным, они менее тревожны.

Выраженность типов межличностных отношений подростков контрольной и экспериментальной групп при повторной диагностике

Рис. 3. Выраженность типов межличностных отношений подростков контрольной и экспериментальной групп при повторной диагностике

Так как психометрические методики достаточно ограничены в своих возможностях, была применена проективная методика «Автопортрет». По итогам повторной диагностики при сравнении рисунков были выявлены следующие различия. Подростки контрольной группы схематичное изображали себя, уделяли особе внимание глазам и ушам, что позволяет говорить об их чувствительности к чужому мнению. Подростки экспериментальной группы более тщательно прорисовывали голову, она было более крупного размера. Отдельное внимание эти школьники уделяли прорисовке рук, что свидетельствует об их повышенной общительности, стремлении к взаимодействию. Их рисунки более образные, более яркие и интересные. Таким образом, мы можем говорить о том, что их восприятие себя стало более мягким, более понятными для них. Многие из них в рисунки добавляли разные элементы, которые можно характеризовать как романтичность, стремление к саморазвитию и личностному росту (море, песочные часы, компьютер, книги и т. п.).

Таким образом, проведенный формирующий эксперимент позволяет делать вывод о том, что подростки, которые стали участниками тренинговой программы по развитию навыков публичного выступления характеризуются более адекватной самооценкой, они стремятся проявлять дружелюбие, альтруизм, хотя и стремятся к доминированию. Их представление о себе стало более четким, сформированным, как и планы на настоящее и будущее. Они стремятся к познанию и саморазвитию. Это позволяет делать вывод о том, что целенаправленное развитие навыков публичных выступлений и позитивный опыт в данной области оказывают положительное влияние на развития Я-концепции личности младшего подростка, что и доказывает выдвинутую в работе гипотезу.

Выводы

Результаты эмпирического исследования показывают, что для большей части подросткам характерна неуверенность в своих способностях, сила, их образ Я достаточно размытый, несформированный, что не позволяет им себя внятно характеризовать, а также с трудом представлять и описывать свои планы на будущее. Их представления либо неадекватно завышены, либо наоборот неадекватно занижены, что формирует у них недоверие к окружающим, подозрительность, низкое «дружелюбие» и проявление эгоистического поведения. Часто приходится сталкиваться с их негативизмом, агрессивной позицией и в то же время зависимостью от мнения других.

Результаты проведения тренинга по развитию навыков публичного выступления позволяют школьникам в процессе групповой работы усовершенствовать свои способности, получить обратную связь таким образом, чтобы направить их на саморазвитие и самосовершенствование, более уверенное поведение с другими. Они становятся раскрепощенные на публике, позитивный опыт позволяет им увидеть свои сильные стороны, а рефлексия со сверстниками и значимым взрослым проработать все свои недостатки. Таким образом, их мысли и зацикленность на своем несовершенстве постепенно превращаются в удовлетворенность собой, своими способностями, а также формирует у них позитивный образ своего Я. Это позволяет говорить о позитивной динамике в развитии Я-концепции младших школьников через участие в тренинговой программе, направленной на развитие навыков публичного выступления, что доказывает выдвинутую в нашей работе гипотезу.

Литература:

  1. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995.
  2. Кон И. С. Психология старшеклассника. — М.: Просвещение, 1980.
  3. Левашова С. А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  4. Мухина В. С. Возрастная психология. — М., 1998. — 456 с.
  5. Халин С. М. Методика публичного выступления: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. — Тюмень: ТГУ, 2006. — 70 с.
  6. Двойнин М. Л., Муравьев Ю. Б. Особенности педагогического общения // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 1996. — № 2 (4). — С. 80–81.
  7. Двойнин М. Л., Двойнин А. М., Кандаурова А. В. Моделирование личности идеального учителя // Психолого-педагогические аспекты деятельности учителя / Науч. ред. М. Л. Двойнин. — Тара: ФилиалОмГПУ в г. Таре, 1999. — С. 17–20.
  8. Двойнин М. Л., Двойнин А. М. Педагогическое мастерство в контексте ролевого общения учителя // Проблемы современного образования и методы активизации учебного процесса на рубеже веков: Сборник научно-методических материалов. — Тара: Филиал ОмГПУ в г. Таре, 2000. — С. 43–50.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, публичное выступление, экспериментальная группа, тренинговая программа, контрольная группа, школьник, выступление, развитие навыков, обратная связь, позитивный опыт.


Похожие статьи

Занятия йогой как средство самоактуализации в подростковом возрасте

В статье авторы указывают на актуальность поиска новых педагогических форм и методов в работе с подростками. Раскрыты возможности занятий йогой как средства, оказывающего позитивное влияние на самоактуализацию старших подростков. Приведены результаты...

Формирование я-концепции младшего школьника в совместной деятельности

Данная статья рассказывает о процессе формирования «Я-Концепции» у детей младшего школьного возраста, а также отмечаются особенности процесса развития «Я-Концепции». В статье рассмотрен феномен совместной деятельности, который направлен на то, чтобы ...

Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста

В статье анализируются результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста. Приводятся результаты первичной диагностики, позволившей очертить круг проблем, описывается программа форм...

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Программа «Радуга ума» как метод развития психических функций дошкольников

В статье раскрываются возможности влияния мнемотехники на развитие психических функций (памяти и внимания) у детей дошкольного возраста. Обосновывается эффективность развивающих программ, основанных на использовании зоны ближайшего развития ребенка. ...

Технология развития критического мышления как средство формирования метапредметных знаний и умений школьников на уроках биологии

В статье описывается технология, направленная на развитие критического мышления при обучении биологии, которая отличается от других образовательных предметов высоким метапредметным потенциалом. Сущностью технологии является ориентация на развитие так...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным поведением

В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся в среднем звене. Излагаются результаты исследования, направленные на выявление содержательных и структурных особенностей ...

Формирование мотивационных установок при проведении нетрадиционных уроков физической культуры с учащимися 6-х классов

В статье автор предлагает и обосновывает возможность формирования мотивационных и ценностных установок в сфере физической культуры (ФК) путем организации нетрадиционных уроков по ФК (на примере хатха-йоги) в рамках третьего часа. Материалы статьи сод...

Формирующий эксперимент как средство развития восприятия у младших школьников на уроках физкультуры

В статье описывается формирующий урок-эксперимент, созданный в рамках психологического исследования восприятия младших школьников и их адаптации к учебному процессу. Цель формирующего эксперимента: формирование модальностей восприятия младших школьни...

Похожие статьи

Занятия йогой как средство самоактуализации в подростковом возрасте

В статье авторы указывают на актуальность поиска новых педагогических форм и методов в работе с подростками. Раскрыты возможности занятий йогой как средства, оказывающего позитивное влияние на самоактуализацию старших подростков. Приведены результаты...

Формирование я-концепции младшего школьника в совместной деятельности

Данная статья рассказывает о процессе формирования «Я-Концепции» у детей младшего школьного возраста, а также отмечаются особенности процесса развития «Я-Концепции». В статье рассмотрен феномен совместной деятельности, который направлен на то, чтобы ...

Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста

В статье анализируются результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста. Приводятся результаты первичной диагностики, позволившей очертить круг проблем, описывается программа форм...

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Программа «Радуга ума» как метод развития психических функций дошкольников

В статье раскрываются возможности влияния мнемотехники на развитие психических функций (памяти и внимания) у детей дошкольного возраста. Обосновывается эффективность развивающих программ, основанных на использовании зоны ближайшего развития ребенка. ...

Технология развития критического мышления как средство формирования метапредметных знаний и умений школьников на уроках биологии

В статье описывается технология, направленная на развитие критического мышления при обучении биологии, которая отличается от других образовательных предметов высоким метапредметным потенциалом. Сущностью технологии является ориентация на развитие так...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным поведением

В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся в среднем звене. Излагаются результаты исследования, направленные на выявление содержательных и структурных особенностей ...

Формирование мотивационных установок при проведении нетрадиционных уроков физической культуры с учащимися 6-х классов

В статье автор предлагает и обосновывает возможность формирования мотивационных и ценностных установок в сфере физической культуры (ФК) путем организации нетрадиционных уроков по ФК (на примере хатха-йоги) в рамках третьего часа. Материалы статьи сод...

Формирующий эксперимент как средство развития восприятия у младших школьников на уроках физкультуры

В статье описывается формирующий урок-эксперимент, созданный в рамках психологического исследования восприятия младших школьников и их адаптации к учебному процессу. Цель формирующего эксперимента: формирование модальностей восприятия младших школьни...

Задать вопрос