На основании анализа содержания понятия «познавательный потенциал личности» уточняется компонентный состав познавательного потенциала младших школьников. Определены основные средства диагностики компонентов познавательного потенциала с целью более эффективного его развития.
Ключевые слова: младший школьник, мотивационный, эмоциональный, волевой, интеллектуальный компоненты.
Based on the analysis of the content of the concept of “cognitive potential of a personality”, the component composition of the cognitive potential of junior schoolchildren is specified. The main means of diagnostics of the components of the cognitive potential with the aim of its more effective development have been determined.
Keywords: younger schoolchildren, motivational, emotional, strong-willed, intellectual components.
Актуальность работы определена необходимостью выяснения, из каких компонентов складывается познавательный потенциал, можно ли измерить эти компоненты, и на что необходимо воздействовать для полной реализации познавательного потенциала в жизни каждого человека.
Опираясь на наши исследования, а также на работу Т. В. Поштаревой и Е. П. Грибовой [7] определена структура и основные компоненты познавательного потенциала личности младшего школьника: мотивационный, эмоциональный, волевой, интеллектуальный. Дадим краткое описание каждого из компонентов, а также методики, которые подходят для измерения уровня его сформированности.
- Мотивационный компонент. На нем, по нашему мнению, базируется познавательный потенциал, поскольку мотивация всегда направлена на цель познавательной деятельности, определяется познавательными потребностями, побуждениями и мотивами.
Этот компонент служит причиной, побуждающий познающего субъекта к познавательной деятельности, порождает его поисковую активность и выявляет внутренние резервы, которые способствуют наиболее полному раскрытию познавательного потенциала личности. На основе мотивационного компонента происходит формирование эмоциональной составляющей познавательного потенциала.
Кроме того, В. А. Иванников [6] убедительно показал, что воля обнаруживает себя не столько как сила, сколько как техника саморегуляции через опосредствование мотивации. Следовательно, мотивация является определяющей и в процессе формирования волевых усилий.
Для измерения мотивационного компонента познавательного потенциала подходит методика Т. Д. Дубовицкой [5].
- Эмоциональный компонент. Посредством этого компонента происходит отражение эмоционального отношения к объекту изучения, благодаря которому происходит побуждение к деятельности. Принимая во внимание известное положение Л. С. Выготского о «единстве аффекта и интеллекта» [3] у обучающихся младшего школьного возраста становится понятно, почему позитивные эмоции и чувства способствуют интернализации и переосмыслению знаний, формированию способов действий, на которых будет основываться в дальнейшем познавательная деятельность. В процессе познания нового ребенок получает эмоциональное удовольствие, что, в свою очередь, является мощнейшим источником возникновения мотивации. В этом моменте вновь обнаруживается тесная связь мотивационного и эмоционального компонентов. Более того, направленность субъекта познания на поисковую активность определяется ее эмоциональным состоянием, а также волевым упорством, которое содействует движению субъекта к выбранной цели познания, невзирая на наличие препятствий, которые могут быть обусловлены как внешними, так и внутренними причинами.
Таким образом, эмоциональный компонент также обнаруживает связь с волевым проявлением познающей личности. Следовательно, необходимо в структуре рассматриваемого феномена отдельно выделить волевой компонент.
Для измерения эмоционального компонента познавательного потенциала подходит методика «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка (Й. Шванцара)» [4].
- Волевой компонент. Данный аспект познавательного потенциала выражается в осознанном стремлении познающего субъекта к форсированию сложностей, неизбежно возникающих в процессе овладения новыми знаниями, умениями, средствами и способами действий. В волевом компоненте проявляется отношение личности к познавательной деятельности, прежде всего, заинтересованность в этой деятельности, поскольку даже в случае наличия у познающего субъекта положительного познавательного мотива ему, для преодоления сложностей приходится мобилизовывать волевые усилия, которые в свою очередь обусловлены внешними (например, условия, в которых протекает познавательная деятельность); личность самого педагога, мотивирующего или равнодушного; технологии, в том числе образовательные, которые он использует и внутренними факторами (наличие любознательности и степени усидчивости, стремления и т. д.).
В основе познавательной активности личности лежат мобилизация ею сил и внимания к обнаружению и постижению нового, а также настойчивые действия по решению творческих задач и урегулированию проблем.
Для измерения волевого компонента познавательного потенциала подходит методика «Нерешаемая задача» (Н. И. Александрова, Т. И. Шульга) [1].
- Интеллектуальный компонент. Для наиболее полной реализации познавательного потенциала необходимо как можно шире задействовать аттенционные, мнемические, мыслительные, психомоторные, речедвигательные механизмы интеллекта.
Совершенно очевидно, что чем лучше у ребенка развито непроизвольное, послепроизвольное, произвольное внимание, кратковременная, оперативная и долговременная память, операции анализа и синтеза, мелкая и крупная моторика, способность оформлять свои мысли вербально, тем больше у него шансов наиболее полно реализовать свой познавательный потенциал. Для измерения интеллектуального компонента познавательного потенциала подходит методика «ТУРМШ» (В. П. Арсланьян) [2].
Таким образом, отраженные в работе психолого-педагогические методики диагностики компонентов познавательного потенциала могут служить технологической базой для совершенствования коррекционно-развивающей работы с обучающимися младшего школьного возраста.
Литература:
- Александрова Н. И., Шульга Т. И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Нерешаемая задача» / Н. И. Александрова, Т. И. Шульга // Вопросы психологии. — 1987. — № 6. — С. 130–133.
- Арсланьян В. П. Методическое руководство «Тест умственного развития младшего школьника», М.: ПИРАО, 1997
- Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512 с.
- Диагностика познавательных способностей: Методики и тесты. Под ред. Шадрикова В. Д. Учебное пособие. — М.: Академический проект, 2009. — 544 с.
- Дубовицкая Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. 2002. Том 7. № 2. С. 42–45.
- Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции / В. А. Иванников. — М.: Изд-во МГУ, 1991. — 140 с.
- Поштарева Т. В., Грибова Е. П. Структура познавательной активности личности // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 1.