Формирование здоровьесберегающей компетентности учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.

Дата публикации: 17.01.2021

Статья просмотрена: 802 раза

Библиографическое описание:

Иванова, А. Н. Формирование здоровьесберегающей компетентности учащихся / А. Н. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 364-367. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77680/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье раскрыты негативные факторы, влияющие на процесс формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся, проанализированы основные задачи здоровьесберегающей деятельности школы, определены некоторые направления в улучшении здоровьесберегающих компонентов учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: здоровьесберегающая компетентность, оздоровительная функция, педагогика здоровья, методы обучения.

Постановка проблемы. В современном обществе здоровье является ключевой категорией в жизни каждого человека, непосредственно влияющей на его благополучие, психическое и эмоциональное самочувствие. В более широком контексте здоровье является важным показателем цивилизованности общества, одним из основных составляющих национального развития каждой страны. В связи с этим сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи является приоритетной задачей нашего государства. Однако для решения данной задачи стране необходимо заручиться поддержкой различных государственных и общественных институтов, среди которых основное место занимает школа, выполняющая важную общественно-воспитательную функцию.

Основной задачей современного государства и образовательной системы является формирование у учащихся устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, осуществление комплекса здоровьесберегающих мероприятий, которые будут способствовать осознанию ими ценности собственного здоровья и здоровья окружающих, профилактике заболеваний, повышению физической активности и тому подобное. Наиболее распространенные заболевания учащихся — это болезни органов зрения, слуха, пищеварительные, сердечные заболевания, отклонения в двигательной системе. Также значительно выросли показатели ухудшения психического здоровья учащихся (в 88 % школьников зафиксировано психологические отклонения в поведении) [7].

В наше время ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской проблемой, но и педагогической, поскольку оно отражается на процессе обучения: замедляется реакция, осложняется усвоение знаний, снижается их качество и др. Следует добавить, что большинство современных школьников потеряло гуманистические ориентиры, смысл жизни, понимание ее ценности. Это проявляется в их неадекватном и агрессивном поведении по отношению к своим сверстникам, желании выглядеть старше, употребляя алкоголь или куря сигареты. С другой стороны — потеря духовного и психического здоровья может привести к трагическим последствиям. В частности, как утверждают статистические данные, сегодня наиболее распространенной причиной гибели детей является самоубийство [4, 24].

Такие факты в нарушении здоровья школьников можно объяснить не только влиянием различных негативных социальных факторов, но и недостаточным вниманием общества к вопросам здоровьесбережения детей, формированию у них мотивации к здоровому образу жизни. Поэтому общественные, политические, экономические, экологические условия жизни все чаще выдвигают на первый план проблему формирования здоровьесберегающей компетентности как предпосылку здорового образа жизни. В свою очередь, образование должно помочь учащимся в определении жизненных приоритетов, направить их на ценностное отношение к собственному здоровью, вооружить школьников необходимыми средствами и методами, обеспечивающими физическое и психическое здоровье.

Однако актуальной остается проблема формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся, организационных основ ее внедрения в школьную практику, поскольку состояние здоровьеформирующего образования сегодня позволяет выявить противоречия между положительными установками и реальным уровнем оздоровительного воспитания учащихся. В связи с этим проблема формирования здоровьесберегающей компетентности школьников является одной из сложных и ключевых проблем в педагогике.

Поэтому целью данной статьи является изучение негативных факторов, влияющих на процесс формирования здоровьесберегающей компетенции учащихся, и понимание ими здоровья как целостной системы, анализ целей и задач оздоровительной деятельности школы, в процессе формирования навыков здорового образа жизни школьников, выявление перспективных направлений работы школы по укреплению и сохранению здоровья детей.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся на сегодняшний день осознается представителями образовательных учреждений как профессионально важная проблема. Прежде всего, это объясняется тем, что понятие «здоровье» в современных научных исследованиях трактуется значительно шире, чем просто отсутствие заболеваний.

Отечественный исследователь Г. Апанасенко характеризует здоровье как «динамическое состояние человека, которое определяется резервами механизмов самоорганизации его системы (устойчивостью к воздействию патогенных факторов и способностью компенсировать патологический процесс), характеризуется энергетическим, пластическим и информационным (регуляторным) обеспечением процессов самоорганизации, а также является основой проявления биологических (выживание — сохранение особы, репродукция — продолжение рода) и социальных функций. Интеграция всех уровней организации человека дает возможность индивиду выполнять свои биологические и социальные функции. Все вышеуказанное характеризует здоровье» [1, 19].

Согласно мнению современной исследовательницы В. Климовой, «здоровье — мера жизни обнаружения человека, гармоническое единство физических, психических, трудовых функций, обусловливает полноценное участие человека в различных сферах общественной деятельности» [6, 44]. Как видно из данных определений, в понятие «здоровье» все чаще вкладывается социокультурный смысл, то есть учитывается как физиологическое развитие личности, так и ее психическое, эмоциональное самочувствие и соответствующее социальное поведение. Здоровье ребенка (физическое, психическое, социальное), его социально-психологична адаптация в обществе в значительной степени зависит от условий его жизни, прежде всего в школе. Поскольку на годы обучения ребенка в школе приходится период интенсивного развития организма, то именно в стенах школы формируются общие представления школьников о ценности собственного здоровья и здоровья окружающих, подается необходимая информация по формированию собственных здоровье сберегающих стратегий и технологий. В то же время, школьные перегрузки, сложные учебные программы, низкий уровень физической активности учащихся приводят к ухудшению состояния здоровья. Следует отметить, что на здоровье учащихся также влияют трудности эмоционального характера, вызванные различными стрессовыми ситуациями, в том числе во время учебно-воспитательного процесса.

Поэтому важным компонентом здоровьесберегающей деятельности школы должна быть положительная концепция здоровья, которая предполагает развитие у ребенка способности к самовыражению, общению, творчеству, а также к позитивным изменениям в себе и окружающей обстановке. Кроме указанных факторов, влияющих на ухудшение здоровья учащихся, эксперты ВОЗ выделяют еще четыре группы факторов, которые приводят к его нарушению [14]:

– индивидуальная склонность к нарушению здоровья (наследственность, особенности развития в перинатальный период, несчастные случаи и т. д.)

– социальная предрасположенность к нарушению здоровья (ценностные ориентации общества, социальный и индивидуальный образ жизни человека, особенности поведения, характерные для определенной социальной группы, воспитание в семье и школе и др.)

– обстоятельства жизни ребенка, сложившиеся к подростковому возрасту (стиль семейной жизни, бытовые и жилищные условия, доходы родителей, кризисные ситуации и т. п.);

– существующие возможности по сохранению здоровья (свободный доступ к службам здравоохранения, типы питания, санитарные и профилактические мероприятия).

К важным факторам, влияющим на состояние здоровья детей, относятся: социальный фактор, неспособность и неготовность учащихся к решению стрессовых ситуаций, неумение применить полученные знания в повседневной жизни. В этом контексте к задачам школы относится формирование компетентности учащихся, в том числе и здоровьесберегающей. В общем компетенция школьников основывается на знаниях, умениях, приобретенных благодаря обучению, однако она не исчерпывается ими. Следует отметить, что при этом следует учитывать личный опыт ребенка, его способность понять жизненную ситуацию, в которой она сможет применить свои знания и умения. Исходя из данного положения, можно констатировать, что воспитание у учащихся личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формированию представлений о здоровье как целостной системе, усилению ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, является важной составляющей формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся. Однако процесс формирования здоровье сберегающей компетентности учащихся не должен быть хаотичным и фрагментарным. Он должен реализовываться планово, целенаправленно, поэтапно с учетом особенностей психического, физиологического и социального развития каждого ребенка. Поэтому необходимо определить задачи, от качества, решения которых на каждом этапе развития личности зависит его здоровье [9, 37].

Из основных задач можно выделить:

– адаптация ребенка к физиологическим и анатомическим изменениям в организме, тесно связанных с половым созреванием, а также трансформацией модели собственного поведения в соответствии с появлением признаков сексуальной зрелости;

– установление более тесных контактов со своими ровесниками, что способствует развитию коммуникативной компетентности и формированию чувства собственного достоинства и значимости;

– идентификация себя как личности в различных сферах жизнедеятельности, в том числе социальной и сексуальной;

– формирование способностей к профессиональной деятельности и целенаправленному проведению свободного времени, способствует укреплению собственного здоровья и формированию устойчивых жизненных приоритетов.

В процессе развития ребенка акценты в решении данных задач должны смещаться и корректироваться воспитателями и родителями. В связи с этим педагогам нужно четко осознать значение здоровьесберегающей компетенции для гармоничного развития учащихся и спланировать этапы работы по ее формированию.

На этом этапе необходимо найти оптимальные точки соприкосновения между двумя видами потребностей, которые позволят учащимся осознать себя как отдельную часть целого сообщества и гармонично сочетать собственные потребности в сохранении здоровья со здоровье формирующих потребностями общества [13, 308]. При выборе приоритетов простым способом является изучение же ученикам собственных и групповых потребностей, позволит проанализировать важность отдельных потребностей и определить иерархию приоритетов. При выборе методов и техник их применения для лучшего овладения учащимися знаний и навыков сохранения здоровья следует учитывать конкретную цель каждого этапа.

В частности, если учитель хочет донести какую-то важную информацию до учеников, то ему необходимо пользоваться такими методами планирования урока, как лекция, дискуссия, использовать при этом наглядные средства (плакаты, брошюры, листовки), аудио- и видеозаписи, компьютерные программы и сайты. Реализация данной проблемы требует обеспечения соответствующими средствами. К ним относятся:

– человеческие ресурсы (количество лиц, участие в реализации проекта, их знания, энтузиазм, желание работать, умение передавать свои знания, опыт и т. д.);

– материальные средства (дидактическая литература, раздаточный материал, обновления периодических изданий, различные технические условия для проведения экспериментов)

– временные рамки, определенные для реализации проекта (запланированное количество часов для проведения лекционных, практических, семинарских занятий).

В ходе планирования важной составляющей является оценка результатов. После завершения каждого этапа работы, учитель, выбрав специфические методы и технологии обучения, сможет спрогнозировать результат и проверить его в практической деятельности (анкетирование, выполнение индивидуальных и групповых заданий за пределами школы, проведение эксперимента и т. п.).

Следует отметить, что формирование здоровьесберегающей компетенции учащихся тесно связано с задачами и целью педагогики здоровья, которая предусматривает увеличение компетенции учащихся для укрепления своего физического, эмоционального и психического здоровья, хорошего самочувствия, безопасности. В ее основу заложен целостный подход к пониманию сущности здоровьесбережения в школе. Этот подход заключается во взаимосвязи учащихся, педагогов со всей деятельностью школы (организацией, содержанием формами, выбором методов), а не только в контексте усвоения отдельных учебных программ по здравоохранению. В этом контексте важным является внедрение здоровьесберегающих компонентов в учебно-воспитательный процесс.

Среди них можно выделить санитарно-гигиенические показатели (санитарно-гигиенические нормы, рациональное освещение класса, соответствующий тепловой режим, оснащенность урока необходимым оборудованием, дизайн помещения); педагогические (усвоения мотивационной основы уроков, активные методы обучения, оптимальное распределение учебного материала и целесообразность нагрузки учащихся в течение урока, профилактика усталости через оптимальное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы на уроке) психологические (эмоционально-положительный климат на уроке, эффективность общения ученика и педагога, установка на успех) [2, 23]. Внедрение всех здоровье сберегающих компонентов в учебно-воспитательный процесс позволит избежать чрезмерных учебных нагрузок, сместить акценты с накопления знаний на формирование умений владения средствами деятельности, практических навыков, развивать творческое и логическое мышление учащихся.

Выводы. Здоровьесберегающая компетентность — это способность укреплять собственное физическое, психическое, эмоциональное и социальное здоровье, заботиться о здоровье других. Поэтому формирование здоровьесберегающей компетентности учащихся должно стать важным элементом учебно-воспитательного процесса. Эффективность формирования здоровье сберегающей компетентности школьников во многом зависит от выбора учителем методов работы. В связи с этим педагогам необходимо осознать потребности и способности учащихся, учитывать их интересы и эмоциональные состояния в конкретный момент общения, создать положительный микроклимат во время проведения занятий.

Другим важным компонентом в формировании здоровьесберегающей компетентности учащихся является и организация деятельности школы, тесное сотрудничество педагогов и школьников, профессиональные умения работников и их компетенция в вопросах здоровьесбережения. Учитель должен уметь определять состояние физического, психоэмоционального развития ребенка, составлять комплексы упражнений для сочетания двигательной и учебной деятельности учащихся. Только в сочетании и реализации в процессе обучения и воспитания оздоровительных функций школы, их задач и целей, которые приспособлены к ребенку, можно сформировать у него сознательную добровольную мотивацию как к получению знаний, так и к сохранению собственного здоровья.

Литература:

  1. Апанасенко Г. Л. Превентивная медицина. Начала валеологии // Медицинский вселенную. — 2002. — № 1–2. — Т. 2. — С. 2–24.
  2. Волкова И. В., Маринушкина А. Е., Покроева Л. Д., Рябова З. В. Становление школ содействия здоровью. — Харьков: ХОНМИБО, 2007. — 40 с.
  3. Горащук В. П. Формирование культуры здоровья школьников (теория и практика). — Луганск: Альма-матер, 2003. — 388 с.
  4. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. 2004. № 10. С. 23–31.
  5. Кириленко С. В. Развитие педагогических технологий формирования культуры здоровья старшеклассников // Начальная школа. — 2003. — № 11 (886). — С. 50–55.
  6. Климова В. И. Человек и его здоровье. — М.: Знание, 1985. — 192 с.
  7. Крамар В. У. Здоровый образ жизни // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физ. воспитания и спорта: Сб. наук. пр. / Под ред. С. Ермакова. — № 24. — М.: ХХПИ, 2002.
  8. Лозинский В. Техники сохранения здоровья. — М.: Главник, 2008. — 160 с.
  9. Наумеко Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика. — 2005. — № 6. — С. 37–44.
  10. Оржеховская В. М. Педагогика здорового образа жизни // Путь образования. — 2006. — № 4. — С. 29–32.
  11. Сердюк А. Проблемы с сохранением здоровья детей и пути решения в условиях школы // Директор школы, лицея, гимназии. — 2006. — № 2. — С. 6–12.
  12. Сериков Г. Н., Сериков С. Здоровьесбережения в гуманном образовании. — Екатеринбург Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. — 242 с.
  13. Okoс E. Podstawy psychologii ogуlnej. — Warsawa: WsiP, 2001. — 465 s.
Основные термины (генерируются автоматически): собственное здоровье, здоровье, компетентность учащихся, учебно-воспитательный процесс, деятельность школы, здоровый образ жизни, здоровье окружающих, проблема формирования, процесс формирования, психическое здоровье.


Ключевые слова

методы обучения, здоровьесберегающая компетентность, оздоровительная функция, педагогика здоровья

Похожие статьи

Педагогическое мастерство учителя как составляющая здоровьесберегающих образовательных технологий

Статья посвящена вопросу об использовании здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе современной школы, как обязательном условии его организации. Показано, что педагогическое мастерство учителя является ключевой составля...

Концептуальные основы здоровьесбережения как важный фактор повышения качества образования

В работе рассматривается проблема здоровья школьников и студентов на современном этапе образования и задачи организации здоровьесберегающего образования. Рекомендуются подходы к здоровьесберегающей организации педагогического процесса.

Формирование нравственно-патриотической направленности личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога

В статье рассматриваются особенности формирования нравственно-патриотической личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога. Автором разработана программа, которая реализуется в модели и выделены уровни ее освое...

Развитие здоровьеориентированной направленности личности старшеклассника в контексте физкультурной деятельности

В статье раскрываются особенности развития и совершенствования здоровьеориентированной направленности личности старшеклассника на основе физкультурной деятельности. Констатируется, что эффективное физическое развитие, укрепление здоровья возможно в с...

Формирование здоровьесберегающих компетенций у обучающихся в школе

В статье рассматривается сущностная характеристика здоровьесбережения, а также формирование здоровьсберегающих компетенций у учащихся.

Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Методическая работа в направлении здоровьесбережения

В статье рассматривается актуальная для современного образования проблема здоровьесбережения. Одним из условий здоровьесбережения в образовательной организации является эффективная методическая работа, направленная на формирование компетентности педа...

Управление созданием благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе в обеспечении мотивации

В статье рассматриваются факторы, влияющие на социально-психологическую обстановку в коллективе. Проводится последовательная характеристика этапов управления социально-психологическим климатом коллектива. Предлагаются методы формирования благоприятно...

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Похожие статьи

Педагогическое мастерство учителя как составляющая здоровьесберегающих образовательных технологий

Статья посвящена вопросу об использовании здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе современной школы, как обязательном условии его организации. Показано, что педагогическое мастерство учителя является ключевой составля...

Концептуальные основы здоровьесбережения как важный фактор повышения качества образования

В работе рассматривается проблема здоровья школьников и студентов на современном этапе образования и задачи организации здоровьесберегающего образования. Рекомендуются подходы к здоровьесберегающей организации педагогического процесса.

Формирование нравственно-патриотической направленности личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога

В статье рассматриваются особенности формирования нравственно-патриотической личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога. Автором разработана программа, которая реализуется в модели и выделены уровни ее освое...

Развитие здоровьеориентированной направленности личности старшеклассника в контексте физкультурной деятельности

В статье раскрываются особенности развития и совершенствования здоровьеориентированной направленности личности старшеклассника на основе физкультурной деятельности. Констатируется, что эффективное физическое развитие, укрепление здоровья возможно в с...

Формирование здоровьесберегающих компетенций у обучающихся в школе

В статье рассматривается сущностная характеристика здоровьесбережения, а также формирование здоровьсберегающих компетенций у учащихся.

Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Методическая работа в направлении здоровьесбережения

В статье рассматривается актуальная для современного образования проблема здоровьесбережения. Одним из условий здоровьесбережения в образовательной организации является эффективная методическая работа, направленная на формирование компетентности педа...

Управление созданием благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе в обеспечении мотивации

В статье рассматриваются факторы, влияющие на социально-психологическую обстановку в коллективе. Проводится последовательная характеристика этапов управления социально-психологическим климатом коллектива. Предлагаются методы формирования благоприятно...

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Задать вопрос