В статье раскрыты негативные факторы, влияющие на процесс формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся, проанализированы основные задачи здоровьесберегающей деятельности школы, определены некоторые направления в улучшении здоровьесберегающих компонентов учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: здоровьесберегающая компетентность, оздоровительная функция, педагогика здоровья, методы обучения.
Постановка проблемы. В современном обществе здоровье является ключевой категорией в жизни каждого человека, непосредственно влияющей на его благополучие, психическое и эмоциональное самочувствие. В более широком контексте здоровье является важным показателем цивилизованности общества, одним из основных составляющих национального развития каждой страны. В связи с этим сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи является приоритетной задачей нашего государства. Однако для решения данной задачи стране необходимо заручиться поддержкой различных государственных и общественных институтов, среди которых основное место занимает школа, выполняющая важную общественно-воспитательную функцию.
Основной задачей современного государства и образовательной системы является формирование у учащихся устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, осуществление комплекса здоровьесберегающих мероприятий, которые будут способствовать осознанию ими ценности собственного здоровья и здоровья окружающих, профилактике заболеваний, повышению физической активности и тому подобное. Наиболее распространенные заболевания учащихся — это болезни органов зрения, слуха, пищеварительные, сердечные заболевания, отклонения в двигательной системе. Также значительно выросли показатели ухудшения психического здоровья учащихся (в 88 % школьников зафиксировано психологические отклонения в поведении) [7].
В наше время ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской проблемой, но и педагогической, поскольку оно отражается на процессе обучения: замедляется реакция, осложняется усвоение знаний, снижается их качество и др. Следует добавить, что большинство современных школьников потеряло гуманистические ориентиры, смысл жизни, понимание ее ценности. Это проявляется в их неадекватном и агрессивном поведении по отношению к своим сверстникам, желании выглядеть старше, употребляя алкоголь или куря сигареты. С другой стороны — потеря духовного и психического здоровья может привести к трагическим последствиям. В частности, как утверждают статистические данные, сегодня наиболее распространенной причиной гибели детей является самоубийство [4, 24].
Такие факты в нарушении здоровья школьников можно объяснить не только влиянием различных негативных социальных факторов, но и недостаточным вниманием общества к вопросам здоровьесбережения детей, формированию у них мотивации к здоровому образу жизни. Поэтому общественные, политические, экономические, экологические условия жизни все чаще выдвигают на первый план проблему формирования здоровьесберегающей компетентности как предпосылку здорового образа жизни. В свою очередь, образование должно помочь учащимся в определении жизненных приоритетов, направить их на ценностное отношение к собственному здоровью, вооружить школьников необходимыми средствами и методами, обеспечивающими физическое и психическое здоровье.
Однако актуальной остается проблема формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся, организационных основ ее внедрения в школьную практику, поскольку состояние здоровьеформирующего образования сегодня позволяет выявить противоречия между положительными установками и реальным уровнем оздоровительного воспитания учащихся. В связи с этим проблема формирования здоровьесберегающей компетентности школьников является одной из сложных и ключевых проблем в педагогике.
Поэтому целью данной статьи является изучение негативных факторов, влияющих на процесс формирования здоровьесберегающей компетенции учащихся, и понимание ими здоровья как целостной системы, анализ целей и задач оздоровительной деятельности школы, в процессе формирования навыков здорового образа жизни школьников, выявление перспективных направлений работы школы по укреплению и сохранению здоровья детей.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся на сегодняшний день осознается представителями образовательных учреждений как профессионально важная проблема. Прежде всего, это объясняется тем, что понятие «здоровье» в современных научных исследованиях трактуется значительно шире, чем просто отсутствие заболеваний.
Отечественный исследователь Г. Апанасенко характеризует здоровье как «динамическое состояние человека, которое определяется резервами механизмов самоорганизации его системы (устойчивостью к воздействию патогенных факторов и способностью компенсировать патологический процесс), характеризуется энергетическим, пластическим и информационным (регуляторным) обеспечением процессов самоорганизации, а также является основой проявления биологических (выживание — сохранение особы, репродукция — продолжение рода) и социальных функций. Интеграция всех уровней организации человека дает возможность индивиду выполнять свои биологические и социальные функции. Все вышеуказанное характеризует здоровье» [1, 19].
Согласно мнению современной исследовательницы В. Климовой, «здоровье — мера жизни обнаружения человека, гармоническое единство физических, психических, трудовых функций, обусловливает полноценное участие человека в различных сферах общественной деятельности» [6, 44]. Как видно из данных определений, в понятие «здоровье» все чаще вкладывается социокультурный смысл, то есть учитывается как физиологическое развитие личности, так и ее психическое, эмоциональное самочувствие и соответствующее социальное поведение. Здоровье ребенка (физическое, психическое, социальное), его социально-психологична адаптация в обществе в значительной степени зависит от условий его жизни, прежде всего в школе. Поскольку на годы обучения ребенка в школе приходится период интенсивного развития организма, то именно в стенах школы формируются общие представления школьников о ценности собственного здоровья и здоровья окружающих, подается необходимая информация по формированию собственных здоровье сберегающих стратегий и технологий. В то же время, школьные перегрузки, сложные учебные программы, низкий уровень физической активности учащихся приводят к ухудшению состояния здоровья. Следует отметить, что на здоровье учащихся также влияют трудности эмоционального характера, вызванные различными стрессовыми ситуациями, в том числе во время учебно-воспитательного процесса.
Поэтому важным компонентом здоровьесберегающей деятельности школы должна быть положительная концепция здоровья, которая предполагает развитие у ребенка способности к самовыражению, общению, творчеству, а также к позитивным изменениям в себе и окружающей обстановке. Кроме указанных факторов, влияющих на ухудшение здоровья учащихся, эксперты ВОЗ выделяют еще четыре группы факторов, которые приводят к его нарушению [14]:
– индивидуальная склонность к нарушению здоровья (наследственность, особенности развития в перинатальный период, несчастные случаи и т. д.)
– социальная предрасположенность к нарушению здоровья (ценностные ориентации общества, социальный и индивидуальный образ жизни человека, особенности поведения, характерные для определенной социальной группы, воспитание в семье и школе и др.)
– обстоятельства жизни ребенка, сложившиеся к подростковому возрасту (стиль семейной жизни, бытовые и жилищные условия, доходы родителей, кризисные ситуации и т. п.);
– существующие возможности по сохранению здоровья (свободный доступ к службам здравоохранения, типы питания, санитарные и профилактические мероприятия).
К важным факторам, влияющим на состояние здоровья детей, относятся: социальный фактор, неспособность и неготовность учащихся к решению стрессовых ситуаций, неумение применить полученные знания в повседневной жизни. В этом контексте к задачам школы относится формирование компетентности учащихся, в том числе и здоровьесберегающей. В общем компетенция школьников основывается на знаниях, умениях, приобретенных благодаря обучению, однако она не исчерпывается ими. Следует отметить, что при этом следует учитывать личный опыт ребенка, его способность понять жизненную ситуацию, в которой она сможет применить свои знания и умения. Исходя из данного положения, можно констатировать, что воспитание у учащихся личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формированию представлений о здоровье как целостной системе, усилению ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, является важной составляющей формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся. Однако процесс формирования здоровье сберегающей компетентности учащихся не должен быть хаотичным и фрагментарным. Он должен реализовываться планово, целенаправленно, поэтапно с учетом особенностей психического, физиологического и социального развития каждого ребенка. Поэтому необходимо определить задачи, от качества, решения которых на каждом этапе развития личности зависит его здоровье [9, 37].
Из основных задач можно выделить:
– адаптация ребенка к физиологическим и анатомическим изменениям в организме, тесно связанных с половым созреванием, а также трансформацией модели собственного поведения в соответствии с появлением признаков сексуальной зрелости;
– установление более тесных контактов со своими ровесниками, что способствует развитию коммуникативной компетентности и формированию чувства собственного достоинства и значимости;
– идентификация себя как личности в различных сферах жизнедеятельности, в том числе социальной и сексуальной;
– формирование способностей к профессиональной деятельности и целенаправленному проведению свободного времени, способствует укреплению собственного здоровья и формированию устойчивых жизненных приоритетов.
В процессе развития ребенка акценты в решении данных задач должны смещаться и корректироваться воспитателями и родителями. В связи с этим педагогам нужно четко осознать значение здоровьесберегающей компетенции для гармоничного развития учащихся и спланировать этапы работы по ее формированию.
На этом этапе необходимо найти оптимальные точки соприкосновения между двумя видами потребностей, которые позволят учащимся осознать себя как отдельную часть целого сообщества и гармонично сочетать собственные потребности в сохранении здоровья со здоровье формирующих потребностями общества [13, 308]. При выборе приоритетов простым способом является изучение же ученикам собственных и групповых потребностей, позволит проанализировать важность отдельных потребностей и определить иерархию приоритетов. При выборе методов и техник их применения для лучшего овладения учащимися знаний и навыков сохранения здоровья следует учитывать конкретную цель каждого этапа.
В частности, если учитель хочет донести какую-то важную информацию до учеников, то ему необходимо пользоваться такими методами планирования урока, как лекция, дискуссия, использовать при этом наглядные средства (плакаты, брошюры, листовки), аудио- и видеозаписи, компьютерные программы и сайты. Реализация данной проблемы требует обеспечения соответствующими средствами. К ним относятся:
– человеческие ресурсы (количество лиц, участие в реализации проекта, их знания, энтузиазм, желание работать, умение передавать свои знания, опыт и т. д.);
– материальные средства (дидактическая литература, раздаточный материал, обновления периодических изданий, различные технические условия для проведения экспериментов)
– временные рамки, определенные для реализации проекта (запланированное количество часов для проведения лекционных, практических, семинарских занятий).
В ходе планирования важной составляющей является оценка результатов. После завершения каждого этапа работы, учитель, выбрав специфические методы и технологии обучения, сможет спрогнозировать результат и проверить его в практической деятельности (анкетирование, выполнение индивидуальных и групповых заданий за пределами школы, проведение эксперимента и т. п.).
Следует отметить, что формирование здоровьесберегающей компетенции учащихся тесно связано с задачами и целью педагогики здоровья, которая предусматривает увеличение компетенции учащихся для укрепления своего физического, эмоционального и психического здоровья, хорошего самочувствия, безопасности. В ее основу заложен целостный подход к пониманию сущности здоровьесбережения в школе. Этот подход заключается во взаимосвязи учащихся, педагогов со всей деятельностью школы (организацией, содержанием формами, выбором методов), а не только в контексте усвоения отдельных учебных программ по здравоохранению. В этом контексте важным является внедрение здоровьесберегающих компонентов в учебно-воспитательный процесс.
Среди них можно выделить санитарно-гигиенические показатели (санитарно-гигиенические нормы, рациональное освещение класса, соответствующий тепловой режим, оснащенность урока необходимым оборудованием, дизайн помещения); педагогические (усвоения мотивационной основы уроков, активные методы обучения, оптимальное распределение учебного материала и целесообразность нагрузки учащихся в течение урока, профилактика усталости через оптимальное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы на уроке) психологические (эмоционально-положительный климат на уроке, эффективность общения ученика и педагога, установка на успех) [2, 23]. Внедрение всех здоровье сберегающих компонентов в учебно-воспитательный процесс позволит избежать чрезмерных учебных нагрузок, сместить акценты с накопления знаний на формирование умений владения средствами деятельности, практических навыков, развивать творческое и логическое мышление учащихся.
Выводы. Здоровьесберегающая компетентность — это способность укреплять собственное физическое, психическое, эмоциональное и социальное здоровье, заботиться о здоровье других. Поэтому формирование здоровьесберегающей компетентности учащихся должно стать важным элементом учебно-воспитательного процесса. Эффективность формирования здоровье сберегающей компетентности школьников во многом зависит от выбора учителем методов работы. В связи с этим педагогам необходимо осознать потребности и способности учащихся, учитывать их интересы и эмоциональные состояния в конкретный момент общения, создать положительный микроклимат во время проведения занятий.
Другим важным компонентом в формировании здоровьесберегающей компетентности учащихся является и организация деятельности школы, тесное сотрудничество педагогов и школьников, профессиональные умения работников и их компетенция в вопросах здоровьесбережения. Учитель должен уметь определять состояние физического, психоэмоционального развития ребенка, составлять комплексы упражнений для сочетания двигательной и учебной деятельности учащихся. Только в сочетании и реализации в процессе обучения и воспитания оздоровительных функций школы, их задач и целей, которые приспособлены к ребенку, можно сформировать у него сознательную добровольную мотивацию как к получению знаний, так и к сохранению собственного здоровья.
Литература:
- Апанасенко Г. Л. Превентивная медицина. Начала валеологии // Медицинский вселенную. — 2002. — № 1–2. — Т. 2. — С. 2–24.
- Волкова И. В., Маринушкина А. Е., Покроева Л. Д., Рябова З. В. Становление школ содействия здоровью. — Харьков: ХОНМИБО, 2007. — 40 с.
- Горащук В. П. Формирование культуры здоровья школьников (теория и практика). — Луганск: Альма-матер, 2003. — 388 с.
- Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. 2004. № 10. С. 23–31.
- Кириленко С. В. Развитие педагогических технологий формирования культуры здоровья старшеклассников // Начальная школа. — 2003. — № 11 (886). — С. 50–55.
- Климова В. И. Человек и его здоровье. — М.: Знание, 1985. — 192 с.
- Крамар В. У. Здоровый образ жизни // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физ. воспитания и спорта: Сб. наук. пр. / Под ред. С. Ермакова. — № 24. — М.: ХХПИ, 2002.
- Лозинский В. Техники сохранения здоровья. — М.: Главник, 2008. — 160 с.
- Наумеко Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика. — 2005. — № 6. — С. 37–44.
- Оржеховская В. М. Педагогика здорового образа жизни // Путь образования. — 2006. — № 4. — С. 29–32.
- Сердюк А. Проблемы с сохранением здоровья детей и пути решения в условиях школы // Директор школы, лицея, гимназии. — 2006. — № 2. — С. 6–12.
- Сериков Г. Н., Сериков С. Здоровьесбережения в гуманном образовании. — Екатеринбург Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. — 242 с.
- Okoс E. Podstawy psychologii ogуlnej. — Warsawa: WsiP, 2001. — 465 s.