В данной статье автор рассказывает и анализирует виды искусственной неровности, их технические характеристики, а также области приминения.
Ключевые слова: неровность, дорожно-транспортное происшествие, дорожный знак, конструкция, участок дороги, дорожное движение.
Согласно ГОСТ Р 52605–2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения. (с изменением № 1)», искусственная неровность — специально устроенное возвышение на проезжей части для принудительного снижения скорости движения, расположенное перпендикулярно к оси дороги [1].
Основной целью применения искусственной неровности, в народе ее еще называют «лежачий полицейский», является принудительное снижение скорости движения и, следовательно, предотвращение дорожно-транспортного происшествия. Согласно ПДД предупреждающий дорожный знак 1.17 должен быть установлен за 50–100 метров в населенном пункте и за 150–300 метров до искусственной неровности за городом, в случае отсутствия данного знака, водитель может не снизить скорость, что может быть причиной ДТП.
Обычно искусственные неровности устанавливают на дорогах вблизи медицинских и образовательных учреждений, детских садов, нерегулируемых пешеходных переходов и на внутридомовых территориях, а также на опасных и аварийных участках дороги.
На автомагистралях, остановках, мостах и вблизи железнодорожных переездов установка искусственных неровностей запрещена.
Искусственные неровности классифицируются по следующим признакам [3]: материал изготовления и форма поперечного сечения.
Существуют монолитные и сборно-разборные конструкции.
Монолитные конструкции выполняются из асфальтобетона и могут иметь волнообразную или трапециевидную форму [1].
Выбор формы зависит от наличия вблизи искусственной неровности дождеприемных колодцев и от направления поперечного стока воды на проезжей части [1].
Параметры конструкции (для волнообразного профиля: длина конструкции, максимальная высота гребня и радиус криволинейной поверхности; для трапециевидного профиля: длина горизонтальной площадки и наклонного участка, максимальная высота гребня) зависят от максимально допустимой скорости движения на участке дороги [1].
Сборно-разборная конструкция выполняется из эластичных составов из резины и состоит из ряда однотипных элементов: основных и концевых [1].
Сборно-разборные искусственные неровности различают по количеству слоев материала: одно- и двухслойные, а также по количеству частей в основных и концевых элементах [3].
Основные и концевые элементы должны быть геометрически совместимы и иметь крепления к дорожному покрытию.
Так же, как и для монолитных конструкций, параметры неровности (длина хорды и максимальная высота) зависят от максимально допустимой разрешенной скорости движения на данном участке дороги [1].
Сборно-разборные искусственные неровности должны иметь поверхность, которая обеспечивает необходимый коэффициент сцепления шин с покрытием.
Также необходимо обеспечить полную видимость искусственной неровности, поэтому участок дороги, на котором устанавливают конструкцию, обязательно должен быть освещен, а на поверхность самой искусственной неровности должна содержать светоотражающие элементы не менее, чем на 15 % всей площади конструкции.
К искусственным неровностям также можно отнести делиниаторы. Данную конструкцию в зависимости от ее конструктивных особенностей разделяют на временную и постоянную. [2]
Временные делиниаторы возможно переставлять с одного места на другое без помощи специального оборудования, а постоянные крепятся к дорожному покрытию специальными устройствами.
Также, как и «лежачие полицейские» сборно-разборной конструкции, делиниаторы изготавливают из эластичных составов из резины и наносят на них ленты из светоотражающих материалов.
Применяют делиниаторы в основном при ремонте и строительстве дорог, на опасных участках дороги, при указании дорожной разметки, а также в качестве отбойников при разделении парковочных мест. [2]
Кроме «лежачего полицейского» и делиниаторов к искусственной неровности относят колесоотбойники и парковочные барьеры.
Литература:
- ГОСТ Р 52605–2006. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения. Общие положения: национальный стандарт Российской Федерации: издание официальное: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2006 г. № 295-ст: введен впервые: дата введения 2008–01–01 / разработан ФГУП «РОСДОРНИИ». — Москва: Стандартинформ, 2007. 10 c. — Текст: непосредственный.
- Дорожные делиниаторы: что это такое, виды, правила установки. — Текст: электронный // «Росдорзнак-Сервис»: официальный сайт. — 2020. — URL: https://rosdorznakservis.ru/stati/dorozhnye-deliniatory-osnovnye-harakteristiki-i-preimushestva-primeneniya/. (Дата обращения 21.12.2020)
- Искусственная дорожная неровность: виды и применение. — Текст: электронный // Производитель дорожных знаков — компания «ЗНАКИ 154»: официальный сайт. — 2020. — URL: https://znaki154.ru/news/iskusstvennaya-dorozhnaya-nerovnost-vidy-i-primenenie/. (Дата обращения 21.12.2020)