В настоящее время в России продолжаются начавшиеся еще в годы перестройки процессы, связанные со становлением государственности. Конечной целью этих процессов является закрепление социального, демократического и правового аспектов, их дальнейшее укрепление в качестве основных элементов планомерного развития страны и улучшение благосостояние населения. Эти задачи являются одним из ключевых приоритетов государства, отраженном в концепции развития. Государственная служба является важнейшим элементом системы развития, теснейшим образом связанная с целями и задачами всей политики государства.
Ключевые слова: государственная служба, гражданская служба, Конституция, право, закон, нормативные акты.
At present, the processes related to the formation of statehood, which began in the years of perestroika, are continuing in Russia. The ultimate goal of these processes is to consolidate the social, democratic and legal aspects, further strengthen them as the main elements of the planned development of the country and improve the well-being of the population. These tasks are one of the most important priorities of the state, reflected in the development concept. At the same time, the civil service is an essential element of the development system, which is closely linked to the goals and objectives of the entire state policy.
Keywords: civil service, civil service, Constitution, law, law, regulations.
Сегодня институт государственной гражданской службы является важным инструментом реализации политики. Именно поэтому он должен соответствовать мировым критериям и стандартам. Государство активно предпринимает меры, касающиеся и правового, и функционального аспектов, для улучшения и совершенствования государственной службы.
Стоит отметить, что само понятие государственной гражданской службы понимается двояко. Во-первых, в качестве отдельного вида службы; во-вторых, как ее подсистема. Эта особенность объясняется двойственностью ее природы.
Принципы работы гражданской государственной службы определяются современными исследователями в качестве основополагающих черт и особенностей, в совокупности с сущностными характеристиками самой службы. Эти принципы законодательно закреплены в различных нормативных актах, главные из которых — Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» и «О государственной гражданской службе РФ». На основе этих правовых актов строится целая система законодательного урегулирования государственной службы.
Принципы работы отражены также в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, указах Президента РФ, а также постановлениях Правительства Российской Федерации, уставах, других нормативных и законодательных актах субъектов РФ. Все они тесно связаны друг с другом и формируют единую систему, отдельно отражая определенную норму. Эффективная работа системы государственной службы возможна лишь при комплексной реализации всех составляющих.
В число главных принципов построения и функционирования государственной службы, изложенных в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации», входят:
− федерализм, который позволяет обеспечить функционирование системы государственной службы как единого организма, а также контролирует соблюдение конституционных разграничений предметов и областей ведения и осуществляемых полномочий между всеми федеральными и региональными органами власти;
− обеспечение защиты работников государственной службы от необоснованных и неправомерных вмешательств в их профессиональную деятельность представителей государственных органов, а также юридических, физических и должностных лиц;
− обеспечение профессионализма и высокой компетентности служащих;
− гарантия законности;
− обеспечение равных прав и одинакового доступа граждан к гос. службе;
− гарантия приоритета прав и свободы каждого человека, неукоснительное их признание, соблюдение и защита;
− обеспечение четкой взаимосвязи между государственной и муниципальной службой;
− формирование открытости и доступности института государственной службы для осуществления общественного контроля. Своевременное, объективное полное информирование общества о функционировании работников государственной службы;
− обеспечение единства нормативной базы, а также всех правовых, организационных и других основ функционирования государственной службы, законодательно закрепленный единый подход к систематизации работы.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации, также формулирует ряд принципов организации работы гражданской службы, в большинстве своем совпадающим с вышеупомянутым Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации». Однако, существуют и некоторые отличия, например, терминологического характера.
Помимо сформулированных в федеральных законах гражданские служащие используют в своей работе и вспомогательные принципы, изложенные во множестве различных нормативных актах и документах, а именно:
− оптимизация работы системы государственного управления, усовершенствование взаимодействия управляющих и управляемых ее элементов;
− делегирование обязанностей и полномочий, результатом которого должна стать передача части функционала от руководителя к подчиненному без дальнейшего активного вмешательства в работу последних;
− разумная управляемость, согласно которой одному руководителю непосредственно подчиняется 3–7 исполнителей;
− двустороннее соответствие, согласно которому работник и занимаемая им должность соответствуют друг другу с учетом интеллектуальных, физических и профессиональных возможностей исполнителя;
− автоматическое замещение отсутствующего работника другим компетентным сотрудником с учетом действующих должностных инструкций;
− осуществление открытого взаимодействия между гражданами Российской Федерации и различными общественными объединениями.
Последний указанный принцип в настоящее время имеет несколько нерешенных проблем. Согласно названию, гражданская служба и гражданское общество должны взаимодействовать в обязательном порядке. Законодательной основой этого взаимодействия является статья 13 Конституции Российской Федерации, в которой изложены принципы многопартийности, политического и идеологического многообразия в нашей стране. Таким образом, ни одна идеология не является и не может быть установлена как государственная и обязательная.
То есть принцип открытого взаимодействия различных составляющих существующей политической системы и гражданской службы должен осуществляться с учетом политической нейтральности и самой службы, и ее служащих. Практическое значение понимания данного принципа объясняется ключевым словом — взаимодействие — в отличии от существовавшего ранее закона.
Особо важные составляющие слаженной работы государственной службы принципы призваны отображать ее особенности, специфические черты и характеристики. Их задача — регламентирование ключевых закономерностей системы, а также гарантирование ее деятельности во благо общества и государства в целом. Несоблюдение же главных принципов ведет к отрицательным последствиям, в том числе подрыву авторитета власти.
Таким образом, особое внимание стоит уделять соответствию принципов актуальным тенденциям и требованиям.
Литература:
- Государственная гражданская служба Российской Федерации. Нормативно-правовые акты. — М.: КноРус, 2014. — 616 c.
- Граждан, В. Д. Государственная гражданская служба / В. Д. Граждан. — М.: КноРус, 2014. — 542 c.
- Игнатов, В. Г. Государственное и муниципальное управление в России / В. Г. Игнатов. — М.: Феникс, 2016. — 394 c.
- Липатова, Э. Г. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под редакцией С. Е. Чаннова, Э. Г. Липатова. — М.: ТЕИС, 2017. — 512 c.
- Охотский, Е. В. Государственный служащий. Статус, профессия, призвание / Е. В. Охотский. — М.: Экономика, 2016. — 704 c.