Танец как часть исторической культуры нации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.

Дата публикации: 19.01.2021

Статья просмотрена: 2189 раз

Библиографическое описание:

Евдокимова, О. В. Танец как часть исторической культуры нации / О. В. Евдокимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 385-389. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77703/ (дата обращения: 16.11.2024).



Танец присутствует в жизни человека всегда. Самые яркие положительные эмоции, радость и счастливые моменты человек обычно заполняет несложными танцевальными движениями. Существуют высказывания: «Танцевал от счастья» или «Тебе приятная новость, танцуй!». В настоящее время создают много различных танцевальных шоу на телевидении, развивается танцевальная культура, и преумножаются танцевальные стили и течения. Танцевальная культура остается всегда яркой, креативной, увлекательной для сильных и творческих людей. Откуда появились некоторые танцевальные течения и какую роль они играли на определенном этапе развития общества мы решили выяснить в нашей работе.

Гипотеза исследования: Танец имеет древнейшую историю и служит моделью трудовой деятельности, межличностных отношений и является частью исторической культуры нации.

Цель исследования: доказать связь танца с историческим развитием общества.

Задачи исследования: узнать историю возникновения танцев народов различных национальностей; изучить литературу по данной теме;

Объект исследования: различные танцевальные культуры народов мира. Предмет исследования: история национальностей и их характерные танцы и танцевальные движения.

Методы исследования: изучение литературы, обращение к сети интернет, наблюдение, анализ.

Актуальность: Компьютеры и гаджеты в последнее время захватили в плен наши умы и в прямом смысле тела. Каждый молодой человек очень много времени проводит сидя за компьютером. Компьютеризация общества дала нам большое информационное поле, но отобрала у нас движение. В этой работе мы вернемся к истокам танцевальной культуры и докажем, что простые движения тоже могут служить средствами коммуникации, физического и духовного развития.

Русский народный танец не спутать ни с каким другим танцем. Он отличается динамикой, большим количеством прыжков и даже трюков и требует хорошей физической форме танцора. Изучив различные источники, мы так и не нашли определенного исторического периода зарождения русского народного танца. Очевидно, лишь, что этот вид культуры исходит из глубин древности и олицетворяет характер русского человека, глубину его души, а также олицетворят нелегкую долю великого народа и его богатую историю. В основном массовые гулянья с плясками на Руси привязывались к большим церковным праздникам: Рождество, Масленица, Ивана Купала и другие. Рассмотрим основные некоторые характерные для русского танца разновидности.

Классификация видов русского народного танца предполагает не исполнение танцев по определенным праздникам или временам года, а их хореографическую структуру, и характерные признаки. Рассмотрим некоторые из них.

Хоровод был распространен по всей России. Каждая область вносила что- то новое, создавая разнообразие в стиле, композиции, и манере исполнения. Хороводы исполнялись в различных темпах: медленном, среднем и быстром. Основой хоровода являлось исполнение хороводной песни всеми его участниками. Танец, песня и игра являлись обязательными компонентами хоровода. Хоровод объединял большое количество участников.

Хороводы имели культово-обрядовую, социальную, а также бытовую темы. Танцоры держались, как правило, за руки, иногда за платок, пояс, венок. В некоторых хороводах танцоры за руки вовсе не держались, а двигались друг за другом, сохраняя строгий интервал, иногда и шли парами.

Интересно, что в различных районах России существовали свои местные особенности исполнения хороводов, связанные с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового быта и труда, человеческими взаимоотношениями, формировавшимися в различных жизненных условиях.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, не было конкретного действия, сюжета, действующих лиц, то это — орнаментальный хоровод. Участники хоровода ходили кругами, рядами, заплетали из хороводной цепи различные фигуры, выполняя свой шаг с ритмом песни. Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывали содержание песни. Текст песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего было связан с образами русской природы, коллективным трудом народа и его бытом. В рисунках орнаментальных хороводов был очень силен элемент изобразительности — «завивание капустки», «заплетение плетня» и др. Весь хоровод состоял лишь из нескольких фигур и перестроений. В разных областях России хороводы назывались по-разному: «фигурные», «кружевные», «узорные».

Игровой хоровод — это хоровод, в песне которого имелись действующие лица, и сюжет, действие, а содержание песни разыгрывалось всеми участниками хоровода. Исполнители при помощи танца создавали различные образы и характеры персонажей. В игровых хороводах главным являлось раскрытие сюжета бытовой сцены. Много тем для игровых хороводов содержалось в песнях о быте народа. В хореографию хоровода органично входил платок, лента, венок и др. Эти предметы служили символами. Так венок символизировал брачный союз, платочек заменял подушку, перину и т. д. В таких хороводах выделялось несколько действующих лиц. В игровых хороводах рисунок построения был намного проще, чем в орнаментальных. Композиционно эти хороводы строились по кругу, линиями, парами. В центре круга разыгрывался сюжет. В линейном построении хороводов участники были поделены на две группы, выстраивающиеся друг напротив друга, которые вели своеобразный диалог. В таких хороводах большое значение имел артистизм участников.

Пляска родилась в хороводе и вышла из нее, разорвав хороводную цепь, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением. Пляской можно было выражать различные состояния человека. Пляска состояла из ряда отдельных движений — элементов, которые отличались характерной манерой исполнения, имела русский национальный колорит. Каждые движения в пляске были наполнены смыслом. Разнообразные движения, число которых во много раз увеличивалось за счет импровизации исполнителей, — характерная особенность русской пляски. У исполнителя русской пляски были очень выразительны руки, голова, плечи, лицо, кисти рук и т. д. Пляска давала возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера. В пляске могли участвовать парни и девушки, мужчины и женщины, подростки и пожилые люди. Для мужской пляски были характерны широта, размах, удаль, сила, внимание и уважение к партнерше. Для женской пляски — величавость, плавность, благородство и задушевность, однако часто она исполнялась живо, с задором. В каждой пляске было свое содержание, сюжет. Одной из отличительных особенностей пляски являлась индивидуальная импровизация. Пляска отличалась от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Помимо обогащения лексики пляска давала возможность и для усложнения и разнообразия пространственного рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные по рисунку переходы пар и т. д. — все это создавало новые рисунки и построения, присущие только пляске.

Отличало пляску от хоровода и музыкальное сопровождение. Пляски шли не только под песни, но и под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Песни, под которые исполнялись пляски, были, в основном быстрые, а мелодии их ярко расцвечены акцентами и резко выраженной активной ритмикой. Такие песни назывались плясовыми. Плясовые и хороводные песни не всегда имели резко отличительные черты. Исполнители и зрители плясок подчеркивали ее ритмические акценты с помощью подголосков, подкрикивания, хлопков и различных музыкальных инструментов.

Пляска могла идти в сопровождении многих русских народных инструментов. Инструментальное сопровождение — это еще одна основная особенность, отличающая пляску от хоровода.

Одиночная пляска была мужской и женской. В ней наиболее полно отражалась индивидуальность, мастерство, изобретательность исполнителя. Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя. Исполнители пляски своими движениями могли передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор, также привносить движения, связанные с трудовыми процессами, образами птиц, зверей и т. д.

Одиночная пляска имела свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную форму построения. Она начиналась с движения по кругу — проходки — или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на месте — с выходки. Это начало пляски, затем шло ее развитие, пляска достигала кульминации, и следовал финал.

Парную пляску исполняли в основном парень и девушка, реже мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимали. Содержание парной пляски — как бы сердечный разговор, диалог влюбленных. Чаще всего это свадебные пляски. Но иногда в парных плясках содержание и настроение бывало несколько иным: ревность или легкая обида любящих. В основном парные пляски были очень лиричны. Они не имели строго установленного рисунка, бурного нарастания и энергии исполнения.

Перепляс — это соревнование в силе, ловкости, изобретательности. Это показ индивидуальности исполнителя. В старинном русском переплясе участвовали два парня или двое мужчин, девушки участия не принимали. Перепляс исполнялся под сопровождение музыкальных инструментов, реже под песню. Перепляс начинался медленно, а заканчивался в быстром темпе. С изменением бытового уклада перепляс стали исполнять все желающие (женщины, мужчины, пожилые люди), но участвуют всего двое. Перепляс исполнялся под общеизвестные распространенные мелодии, иногда под частушки.

В групповой пляске могло участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивался небольшой группой исполнителей. Групповая пляска имела установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли одиночная или парная пляска, использовалась импровизация. Групповые пляски исполняли не только парни и девушки, но и мужчины и женщины среднего возраста. Чаще всего они исполнялись по парам или по тройкам. Групповые пляски очень разнообразны по рисункам, сюжету и содержанию. Они всегда имели точное место рождения и бытования. Каждая местность имела свои традиционные темы для плясок, формы построения, манеру и местный колорит. Например: «Восьмера» — архангельская область, «Гусачок» — Смоленская область, «Тимоня» — Курская область, «Шестера» — Урал, «Карачанка» — Саратовская область. Все фигуры пляса были круговые: исполнялись против часовой стрелки [4].

Познакомимся с другими танцевальными культурами народов мира. Интересно происхождение и функциональное значение танца и единоборства капоэра. Бразильская капоэйра — это завораживающее сочетание танца, боя, акробатики, фантастической пластики сопровождающееся игрой на беримбау и барабанах. Капоэйра имеет афробразильские корни. До сих пор точно неизвестно, где зародилась капоэйра. Чаще в источниках встречается версия что капоэйра зародилась в Южной Америке в 17–18 веках во времена колонизации. По одной версии возникновения этой культуры, африканские рабы, завезенные в Бразилию для работ на плантациях, бежали от непосильного труда в джунгли Амазонки. Там они создавали общины «Киломбуш» и присоединялись к аборигенам-индейцам, которые тоже были против колонизации. Непокоренным бунтарям нередко приходилось защищать свои поселения, а из-за нехватки оружия приходилось вступать в рукопашный бой. Слово капоэйра не имеет точного перевода, но оно созвучно с термином «капоэйрас» — джунглевые заросли. Другая версия гласит что так называлась площадка с низкой травой, где рабы проводили тренировки во время перерывов на отдых. Чтобы замаскировать свои тренировки для сопротивления колонизаторам, рабы играли на национальных инструментах и пели песни. Поэтому плавные движения и акробатические упражнения в связках и под музыку похожи на танец. С 1988 года крепостное право отменили, но это событие не коснулось африканских невольников. Несмотря на запреты, капоэйра сохранилась среди бедняков как танец и боевое искусство. В 20 веке, когда все расы стали равны, капоэйра осталась популярной и ее официально признала Национальная конфедерация бразильского спорта. Сами бойцы называют поединок(роду) игрой, а себя игроками. Бой происходит под аккомпанемент национальных инструментов: беримбау, абатаки, кашиши и пение национальных песен с простым напевным текстом. Музыкальное сопровождение задает ритм, темп и настроение поединку. Движение бойцов под музыку выглядит фантастически и больше похоже на совершенный танец совершенных тел. Капоэйра — демократичный вид спорта. Соревнования могут быть полноконтактными или с ограничением в приемах и ударах. Ранее музыкальный аккомпанемент служил сигналом опасности. Если поединку грозила инспекция полиции-участники роды набивали особый ритм, обозначающий сигнал тревоги и полицию удавалось обмануть. Капоэйра включает два стиля. Режиональ — скоростной, силовой, включающий силовые и акробатические приемы, а также удары наносимые в воздухе. Ангола — спокойный плавный стиль, движения плавные и перетекают одно в другое. В ходе поединка стили могут перетекать один в другой.

Точной даты появления прекрасного танца фламенко нет. Существует версия что фламенко — результат совместного творчества европейского и восточного народов. Историки выдвигают версию, что танец зародился в испанском городе Тартесс, где проживали образованные люди, играющие на различных музыкальных инструментах, и даже законы этого города были написаны в стихах. Там и зародилась музыка фламенко. На формирование песнопения повлияла католическая церковь. В 8 веке на формирование андалусской музыки повлияли приезжие арабы. Они добавили в музыку свои ритмы и мелодии наполнились яркостью и чувствами страсти. В 15–16 веках к арабам присоединились цыгане и переняв мелодии переделали их на свой лад. Находясь в изгнании, цыгане добавили к фламенко атрибуты своей жизни: пламя костра, темпераментные звуки гитары и песни о нелегкой судьбе с верой в счастливое будущее, где живет любовь. Именно благодаря цыганскому народу в танце появились движения и образы, которые нас завораживают и по сей день. Гордая ровная спина, поднятые в изгибе руки, миг неподвижности и разрывающая страсть каждого движения, каблуки, чётко отбивающие ритм звучащие в такт с горячим сердцем, резкий поворот и плавная волна — всё это магия фламенко.

Движения восточных танцев, или беллиданса, характеризуются покачиваниями бедер и волнообразными движениями живота. Существует много разновидностей восточного танца, который объединяет особенности культуры различных арабских стран. Первые сведения о восточном танцевальном стиле можно обнаружить на фресках в древних храмах Египта. Возраст фресок составляет более 3000 лет. Этот стиль танца окутан различными легендами. Одна из легенд гласит, что этот танец танцевали наложницы гарема, чтобы облегчить родовые муки и отогнать злых духов от новорожденного. Так же этот танец ассоциировался с культом Богини плодородия и применялся в обрядах для обращения к силам природы для получения урожая. В то время земля для жителей арабских стран была единственным источником пропитания. Чтобы получить щедрый урожай, жрицы в храмах исполняли танец живота, он же ассоциировался с плодородием и зарождением новой жизни. Далее танец преобразовался в фольклорный, так как каждая этническая группа, проживавшая на территории этого региона, привносила в танец что-то своё. Но основное остается неизменным. Главный исполнитель — женщина, а основные элементы-движения живота и бедер. В восточные мотивы обязательно вплетаются звуки народных инструментов: барабаны, уд и бубны, вплетающиеся в мелодичное убаюкивающее пение.

Выводы:

Ознакомившись с историей возникновения различных популярных танцевальных направлений, можно проследить четкую закономерность. Танец возникал в обществе в момент его прогрессивного развития. С помощью танца люди пытались объяснить явления природы и «подружиться» с ней или попросить покровительства природных сил. С помощью танца подчеркивалось правильное отношение мужчины и женщины как партнеров и их роль в общине и семье. Танец служил средством сближения единомышленников и помогал пережить трудные жизненные ситуации с верой в светлое будущее, правду, справедливость и любовь. Выполнение танцевальных движений помогало бойцам стать более ловкими, а будущим матерям родить здоровых детей, сохранив и свое здоровье. В общем, в истории развития человеческой цивилизации всегда был танец. Он служил и отдушиной в трудных ситуациях поддерживая дух людей, и средством укрепления тела, чтобы бороться со всеми невзгодами жизни.

Заключение.

В процессе изучения теоретических источников я узнала много интересного о развитии танцев разных народов. В ходе проведенного исследования мы подтвердили гипотезу. Танец является частью древнейшей культуры каждого народа и возник в процессе основной деятельности и исторических событий каждой нации и отражает вехи ее развития, а также моменты трудовой деятельности. Если жив народный танец, жива и культура народа. Рекомендую элементы танцевальной культуры народов мира включать в уроки истории, музыки, физкультуры. Это сделает уроки более интересными, содержательными и добавит положительных эмоций в нашу жизнь.

Литература:

  1. Богданов Г. Ф. «Сказ о русском традиционном хореографическом фольклоре» Методическое пособие-М.:ВХТЦ,2012
  2. Климов А. А. «Основы русского народного танца». -М.:Искусство,1981
  3. Р.Уоринг «Искусство капоэйры» National Geographic ELT 2008
  4. Альфонсо Пуинг Кларамунт, Н. Ванханен «Искусство танца фламенко» 1984.
  5. Е. В. Шахматова «Изыскания европейской режиссуры и традиции Востока». 2019.
  6. Реферат: Канонизация танцевальных форм в процессе становления и развития русского народного танца — https://refy.ru/49/183409-kanonizaciya-tancevalnyh-form-v-processe-stanovleniya-i-razvitiya-russkogo-narodnogo-tanca.html
Основные термины (генерируются автоматически): пляска, хоровод, движение, танец, одиночная пляска, парная пляска, помощь танца, русский народный танец, танцевальная культура, танцевальная культура народов мира.


Задать вопрос