В статье рассматривается значимость и актуальность формирования нравственно-волевых качеств детей 7–9 лет, приводятся результаты исследования эффективности нравственно-волевого воспитания спортсменов, занимающихся на начальном этапе спортивной подготовки, в процессе занятий мини-футболом в спортивной школе.
Ключевые слова: нравственно-волевое качество, младший школьный возраст, спортивная школа, начальная подготовка, качество, занятие мини-футболом, развитие.
На формирование личности оказывает влияние не только воспитательный процесс, но и социально-экономическая ситуация в стране. В связи с переменами, которые произошли в нашей стране в последние время, частичная утрата веры в некоторые нравственные идеалы, изменение экономического строя, произошли и изменения в сознании людей, в их духовной сфере. С уходом старой системы изменились нравственные ценности. Поэтому, воспитание нравственно-волевых качеств личности юного поколения является актуальным во все времена [4, с. 57].
Младший школьный возраст является важным этапом в жизни каждого человека. Этот возраст находится между двумя возрастными кризисами, поэтому некоторые считают этот возраст относительно стабильным и не представляющим интереса для исследователей, другие, наоборот, считают, что в этом возрасте происходит становление личности, формирование характера.
В этом возрасте происходят значительные изменения в жизни ребёнка, меняется его социальный статус — он становится учеником, придя в спортивную школу — он становится спортсменом, участвует в соревнованиях, вступает в противоборство с соперником, осваивает новые для него виды деятельности. Для детей на данном жизненном этапе спорт — это всего лишь игра. Но за этой игровой деятельностью скрываются большие изменения, происходящие в психике ребёнка. Происходит формирование его личностных качеств [7, с. 104].
Мини-футбол является одним из сложных видов спортивной деятельности, требующей полной отдачи, как физических сил, так и психических. Этот вид спорта закаляет личность, приучает спортсмена реально оценивать свои силы, контролировать своё поведение. В нашем стремительно меняющемся мире очень часто меняются жизненные ценности, что в свою очередь отражается на становлении характера подрастающего поколения. В тренировочном процессе и соревновательной деятельности возникает много ситуаций, требующих проявления как нравственных, так и волевых качеств [3, с. 83]. Для того чтобы у детей, занимающихся мини-футболом выработать привычку нравственного поведения, чтобы они в нужный момент могли проявить волевые качества, тренеру самому необходимо обеспечить такое психологическое сопровождение каждому ребенку, занимающихся в группах начальной подготовки в спортивной школе, которое бы способствовало формированию его нравственно-волевой сферы.
Однако, как показывает практика занятий мини-футболом в группах начальной подготовки (7–9 лет), на первоначальном этапе спортивной подготовки, большинство тренеров особое внимание уделяют общефизической подготовке и второстепенную роль отводят развитию нравственно-волевой сферы воспитанника, несмотря на то, что в программах отводится большая часть времени на нравственно-волевое воспитание.
Объект исследования — тренировочный процесс мини-футболистов в группах на этапе начальной подготовки в спортивной школе.
Предмет исследования — нравственно-волевое развитие спортсменов в процессе занятий мини-футболом на этапе начальной подготовки в спортивной школе.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие нравственно-волевой сферы детей, занимающихся мини-футболом в группах начальной подготовки в спортивной школе, будет эффективным, если в процессе тренировочных занятий будут созданы предпосылки, которые позволят целенаправленно осуществлять развитие нравственно-волевых качеств.
Цель исследования — экспериментально проверить эффективность осуществления нравственно-волевого воспитания детей, занимающихся мини-футболом в группах начальной подготовки в спортивной школе.
Наряду с общеобразовательной школой, возрастающее значение в осуществлении общекультурного развития и воспитания детей приобретают внешкольные учреждения, в том числе спортивные школы. Диалектика морального регулирования, определяя особенности нравственного воспитания, проникает в любую сферу деятельности личности, учитывая особый характер ее отношений к миру, людям, формирование ее нравственно-ценностной мотивации, убеждений и, в конечном счете, нравственно-волевых качеств, создающих основу саморегуляции этой личности [5, с. 85].
В младшем школьном возрасте высокий уровень развития получили качества, проявляющиеся в организации деятельности дисциплинированность, организованность, самостоятельность, т. е. качества отвечающие требованиям взрослых. Менее развитыми в младшем школьном возрасте являются: настойчивость, выдержка, т. е. качества, формирование которых наиболее прямо отражает участие в этом процессе ребёнка как субъекта деятельности [11, с. 54].
При одних и тех же действиях трудности могут заключаться для разных моментов этих действий. В связи с этим приёмы, закрепляющие уверенность, позволяющие побороть страх и развивающие волевые усилия, должны применяться с учётом индивидуальных особенностей. У спортсменов возникновение волевых усилий связано с осознанием необходимости успешного выполнения соревновательной деятельности [2, с. 96].
Следовательно, правильная организация тренировочного процесса способствует развитию нравственных и волевых качеств, которые, по мнению многих педагогов и психологов неотделимы друг от друга в возрасте 7–9 лет. Ребёнку надо предъявлять требования, соответствующие его развитию и способностям, а также создать благоприятные условия для развития нравственно-волевой сферы. Таким образом, для воспитания нравственно-волевых качеств детей 7–9 лет, необходима кропотливая работа под руководством взрослых, но и сам занимающийся должен осознавать свои действия.
В любом виде спорта для каждого спортсмена вся его деятельность связана с преодолением трудностей. Во время преодоления трудностей, существует неразрывная связь воли с мотивами [8, с. 97].
Мини-футбол располагает самыми разнообразными средствами для моделирования ситуаций, требующих проявления характера, тем самым способствуя его развитию. У занимающихся и не занимающихся спортом детей есть определённые различия в представлении о себе и самооценках. Преломляясь через призму самосознания, самооценок своих интеллектуальных, физических, нравственных, эмоционально-волевых и других качеств, формируется мировоззрение, жизненные установки, уровень притязаний, ценностно-мотивационная, эмоционально-волевая, нравственная и иные сферы человеческой личности.
У мини-футболистов нравственно-волевые качества выражаются в умении и привычке сознательно регулировать своё поведение, свою деятельность в соответствии с определёнными принципами, преодолевая препятствия на пути к поставленной цели. Это такие черты, как целеустремлённость, решительность, самообладание, выдержка, терпение, дисциплинированность, мужество, смелость. Но эти черты характера ценны только тогда, когда проявляются у человека нравственно воспитанного. Нужна многократная практика волевых действий и поступков, чтобы знания о правильном поведении превратились в привычку, а единичное проявление отдельных волевых качеств — в характерообразующие черты личности [2, с. 78]. Следовательно, проявление волевых качеств зависит от нравственных черт характера.
Специфика мини-футбола способствует формированию психической выносливости, целеустремленности, настойчивости, эмоциональной устойчивости, самостоятельности в постановке и реализации целей, принятии решений, воспитании воли [6, с. 105].
Нравственно-волевое воспитание личности спортсменов в процессе спортивной подготовки представляет собой организованный поэтапный процесс, в ходе которого возникает и нарастает мотивационно-поведенческая устойчивость, обобщенность и согласованность единства компонентов нравственно-волевых качеств, формируется их целеустремленность, личностная позиция, субъектность. Источником взаимосвязей компонентов нравственно-волевых качеств выступает взаимодействие в системе «спортсмен — тренер — детский спортивный коллектив», обусловливающий нравственно-ценностное содержание спортивной деятельности, субъект-субъектные позиции занимающихся и тренеров (сочувствие, содействие, взаимопонимание).
Гуманистическая ценность спорта, его социальная сущность — в глубоком преобразовании физического и духовного в человеке, в постоянном совершенствовании человеческой личности. Спорт создает очень широкий диапазон возможностей человека. Он не только обеспечивает всестороннее физическое развитие, но и содействует воспитанию нравственно-волевых качеств [1, с. 30].
Педагогический эксперимент выступил основным методом исследования в данной работе. Главной его целью являлось изучение возможностей тренировочного процесса на воспитание нравственно-волевых качеств детей, занимающихся в группах начальной подготовки в спортивной школе.
Контрольные испытания проводились с целью определения развития физических качеств занимающихся, и оценивался по тестам: скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места), гибкость (наклон туловища вперёд из и. п. стоя на гимнастической скамейке), общая выносливость (6 мин. бег), скоростные качества (бег 30м) и координационные качества (челночный бег 3x10 с).
Для определения волевых усилий использовалась методика Е. П. Щербакова, по которой определялись волевые усилия, которые являются началом формирования волевых качеств. По данной методике было проведено тестирование занимающихся при выполнении ими следующих упражнений: приседание (количество раз), сгибание-разгибание рук, в упоре лёжа (количество раз), удержание ног в положении угол из исходного положения — сед упор сзади (сек) [10, с. 94].
Исследование проводилось в период с сентября 2018 г. по декабрь 2019 г. в группах начальной подготовки отделения мини-футбола на базе МБУ Спортивная школа г. Пыть-Ях.
Экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы состояли из 20 занимающихся мини-футболом детей (по 10 в каждой) в возрасте 7–9 лет, занимающихся в группах начальной подготовки. Занятия проводились три раза в неделю. Два раза в неделю проводились тренировки с использованием специфических средств и один раз в неделю занятия по общей физической подготовке.
Основными средствами формирования волевых и нравственных качеств являлись физические упражнения, технические и тактические действия в мини-футболе, спортивные и подвижные игры, а также участие в соревнованиях, которые являлись своеобразными экзаменами на проявление нравственно-волевых качеств юных мини-футболистов. Во время занятий применялись следующие методы воздействия на занимающихся: разъяснение, совет, указание, беседа. При возникновении неадекватной ситуации или конфликта между занимающимися, инцидент не откладываясь, сразу же решался. Осознание занимающимися своего поведения, с самооценкой поступка, должно было обеспечить успешность воспитательного процесса.
В результате проведенного исследования нами были получены следующие результаты.
Постоянно посещавшим тренировки тренерам из других школ г. Пыть-Ях (независимым экспертам), было предложено после десяти занятий, выставить спортсменам оценки, по пятибалльной шкале, при отсутствии какого-либо качества или проявлении отрицательной стороны данного качества выставлялась оценка со знаком минус. Оценивал занимающихся и тренер, занимающийся непосредственно с группой, оценки заносились в таблицу. С тренерами была предварительно проведена беседа, как и за что, выставлять оценки, были бланки таблиц, куда выставлялись оценки. Затем, суммируя оценки тренеров (экспертов) и тренера, высчитывалась средняя оценка по группе по каждому качеству. Средние оценки по ЭГ и КГ группах приведены в таблице 1,2.
Таблица 1
Средние оценки в экспериментальной группе на начало эксперимента х
Оцениваемые качества |
х n = 10 |
||
Средняя оценка тренера |
Средняя оценка экспертов |
Средняя оценка группы |
|
Дисциплинированность |
3,5 |
3,56 |
3,53 ± 0,03 |
Решительность, смелость |
2,62 |
2,81 |
2,71 ± 0,09 |
Настойчивость |
2,68 |
2,62 |
2,65 ± 0,03 |
Самообладание |
2,87 |
2,87 |
2,87 ± 0,02 |
Целеустремлённость |
2,81 |
3,06 |
2,935 ± 0,12 |
Уважение к сопернику |
3,43 |
3,37 |
3,41 ± 0,03 |
Трудолюбие |
2,68 |
3,0 |
2,84 ± 0,16 |
Честность |
3,75 |
3,68 |
3,71 ± 0,03 |
Анализируя полученные данные таблицы 1, мы видим, что в основном группы однородна, хотя есть отклонения от среднего как в одну, так и в другую сторону. Оценки, выставленные занимающимся тренерами (экспертами), в большинстве случаев не отличаются от оценок выставленных тренером, непосредственно ведущим занятия.
Таблица 2
Средние оценки в контрольной группе на начало эксперимента х
Оцениваемые качества |
х n = 10 |
||
Средняя оценка тренера |
Средняя оценка экспертов |
Средняя оценка группы |
|
Дисциплинированность |
3,40 |
3,76 |
3,55 ± 0,02 |
Решительность, смелость |
2,68 |
2,95 |
2,76 ± 0,084 |
Настойчивость |
2,68 |
2,66 |
2,65 ± 0,03 |
Самообладание |
2,87 |
2,77 |
2,87 ± 0,01 |
Целеустремлённость |
2,90 |
3,00 |
2,99 ± 0,13 |
Уважение к сопернику |
3,56 |
3,47 |
3,45 ± 0,04 |
Трудолюбие |
2,75 |
3,00 |
2,89 ± 0,15 |
Честность |
3,75 |
3,56 |
3,61 ± 0,04 |
По окончании эксперимента было проведено повторное участие тренеров в роли независимых экспертов. За время экспериментальной работы, тренеры (эксперты) ближе познакомились с детьми, что дало возможность более правильно оценить занимающихся.
Средние результаты приведены в таблицах 3,4.
Таблица 3
Средние оценки в экспериментальной группе на конец эксперимента х
Оцениваемые качества |
х n = 10 |
||
Средняя оценка тренера |
Средняя оценка экспертов |
Средняя оценка группы |
|
Дисциплинированность |
4,25 |
3,66 |
3,955 ± 0,295 |
Решительность, смелость |
3,68 |
4,30 |
3,99 ± 0,31 |
Настойчивость |
3,87 |
3,74 |
3,80 ± 0,06 |
Самообладание |
3,87 |
3,76 |
3,81 ± 0,05 |
Целеустремлённость |
3,87 |
3,93 |
3,90 ± 0,03 |
Уважение к сопернику |
3,81 |
4,08 |
3,94 ± 0,13 |
Трудолюбие |
3,75 |
4,11 |
3,93 ± 0,18 |
Честность |
4,06 |
4,58 |
4,32 ± 0,26 |
Таблица 4
Средние оценки в контрольной группе на конец эксперимента х
Оцениваемые качества |
х n = 10 |
||
Средняя оценка тренера |
Средняя оценка экспертов |
Средняя оценка группы |
|
Дисциплинированность |
4,26 |
3,60 |
3,75 ± 0,27 |
Решительность, смелость |
3,45 |
3,99 |
3,52 ± 0,30 |
Настойчивость |
3,07 |
3,42 |
3,55 ± 0,04 |
Самообладание |
3,47 |
3,26 |
3,35 ± 0,06 |
Целеустремлённость |
3,42 |
3,02 |
3,21 ± 0,02 |
Уважение к сопернику |
3,02 |
3,09 |
3,03 ± 0,01 |
Трудолюбие |
3,25 |
3,15 |
3,17 ± 0,11 |
Честность |
3,86 |
3,74 |
3,72 ± 0,66 |
После математической обработки данных, было выявлено, что у занимающихся за время экспериментальной работы произошла положительная динамика по каждому качеству.
Ткже было проведено тестирование волевых усилий по методике Щербакова Е. П. Полученные результаты заносились в специальные таблицы. Затем высчитывались средние показатели по каждому параметру, полученные средние результаты приведены в таблице 5.
Таблица 5
Средние результаты волевых усилий (начало эксперимента) (х n = 10)
Упражнение |
Общий результат |
Кол-во движ. на волевых усилиях |
Волевое усилие % |
|||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
|
Приседания (кол-во раз) |
43 |
44 |
6 |
7 |
14 |
15 |
Сгибание рук, в упоре лёжа (кол-во раз) |
7 |
6 |
1 |
1 |
15 |
15 |
Удержание угла (с) |
17 |
19 |
2 |
3 |
13 |
14 |
В конце эксперимента было проведено тестирование волевых усилий по методике Щербакова Е. П. Полученные результаты заносились в специальные таблицы. Затем высчитывались средние показатели по каждому тестируемому параметру, средние результаты приведены в таблице 6.
Таблица 6
Средние результаты волевых усилий (конец эксперимента) (х n = 10)
Упражнение |
n = 10 |
|||||
Общий результат |
Кол-во движ. на волевых усилиях |
Волевое усилие % |
||||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
|
Приседания (кол-во раз) |
99 |
81 |
18 |
10 |
17 |
14 |
Сгибание рук, в упоре лёжа (кол-во раз) |
17 |
12 |
4 |
2 |
24 |
17 |
Удержание угла (с) |
47 |
38 |
16 |
10 |
26 |
17 |
Как видно из таблицы 6, произошедший прирост за время эксперимента характеризует не только процентное увеличение волевых усилий, но и количественный показатель выполняемых физических упражнений, что говорит о повышении уровня физической подготовленности.
Динамика развития физических качеств у мини-футболистов в начале эксперимента, приведена в таблице 7.
Таблица 7
Показатели физических качеств ЭГ и КГ у мини-футболистов в начале эксперимента
Контр. Испыт. Показатель |
n =10 |
|||||||||
Прыжок в дл/м, см |
Ч/б, 3 x 10м, с |
Бег 30м, с |
6-мин бег, м |
Наклон вперед, см |
||||||
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
|
Χ |
130 |
131 |
16,01 |
16,21 |
9,9 |
9,6 |
872 |
880 |
4 |
5 |
δ |
2,6 |
2,3 |
0,3 |
0,2 |
0,4 |
0,5 |
8,4 |
9,1 |
1,6 |
1,7 |
m |
0,9 |
0,8 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
2,8 |
3 |
0,5 |
0,6 |
t |
0,8 |
1,4 |
1,5 |
1,2 |
1,3 |
|||||
p=0,05 |
t>p |
t>p |
t>p |
t>p |
t>p |
|||||
По результатам тестов мы наблюдаем, что в ЭГ и КГ, нет особых различий.
В таблицах 7 и 8 приведены показатели по 5-ти физическим качествам: скоростно-силовым (прыжки в длину с места), координационным (челночный бег 3x10), гибкости (наклон туловища вперёд из положения стоя), общей выносливости (6-ти минутный бег), скоростным (бег 30 м).
В таблице 8 представлены результаты на конец исследования.
Таблица 8
Показатели физических качеств у мини-футболистов в конце эксперимента
Контр. испыт. Показатель |
n =10 |
|||||||||
Прыжок в дл/м, см |
Ч/б, 3 x 10м, с |
Бег 30м, с |
6-мин бег, м |
Наклон вперед, см |
||||||
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
|
Χ |
155 |
159 |
13,1 |
12,5 |
7,7 |
7,1 |
910 |
945 |
6 |
8 |
δ |
2,9 |
2,8 |
0,2 |
0,5 |
0,2 |
0,5 |
35,7 |
17,8 |
1,6 |
2,3 |
m |
1,0 |
1,1 |
0,08 |
0,2 |
0,08 |
0,2 |
11,9 |
6,8 |
0,5 |
0,7 |
t |
2,6 |
2,5 |
2,8 |
2,5 |
2,5 |
|||||
p=0,05 |
t |
t |
t |
t |
t |
|||||
Начальное тестирование физической подготовленности позволило выявить, что по силовым способностям и по гибкости мальчики имеют не высокую физическую подготовленность. По координационным, скоростным, скоростно-силовым и общей выносливости дети находились на средних параметрах физической подготовленности.
Итоговое тестирование позволило сделать сравнение показателей физической подготовленности до и после эксперимента. Для определения физической подготовленности детей в начале и в конце эксперимента, нами были проведены сравнения данных тестирования по каждому качеству с нормативами имеющихся в литературных источниках. Сравнительный анализ показал явное преимущество прироста показателей физических качеств в конце эксперимента.
Анализ результатов тестирования позволил нам определить темпы прироста физических качеств, в среднем по группе. Для этого мы использовали формулу, которая прилагается ниже. Темп прироста по скоростно-силовым качествам (прыжки в длину с места) составил 7 %. Темп прироста по координационным качествам (челночный бег 3x10 м, с) составил 10 %. Темп прироста по гибкости (наклон вперёд из и. п. стоя на гимнастической скамейке) в среднем по группе составил 18 %. Темп прироста по общей выносливости (6-ти минутный бег) в среднем по группе составил 16 %. По скоростным качествам (бег 30м) темп прироста в среднем по группе составил 19 %. Темпы прироста по физическим качествам говорят о том, что прирост достигнут за счёт эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений.
Динамика прироста показателей, в конце эксперимента, обусловлена применением игрового и кругового метода организации при занятиях ОФП, и включением большого количества специализированных подвижных и игровых заданий, направленных на развитие физических качеств, что позволило осуществить индивидуальный подход и повысить уровень физической подготовленности занимающихся.
Таким образом, на основании полученных результатов исследования можно сделать вывод о том, что воспитание нравственно-волевых качеств в сочетании с физической и специальной подготовкой дают положительные результаты, не только в личностном плане, но и в спортивной деятельности.
Таким образом, анализ литературных источников по педагогике, психологии, теории и практике спортивной подготовки позволил составить представления о состоянии различных сторон изучаемой проблемы. Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы дали возможность определить значимость и актуальность нравственно-волевых качеств детей 7–9 лет и определить, что дети такого возраста склонны к подражанию, в качестве нравственного мотива поведения у них часто выступают идеалы. Но нравственные черты у них ещё не устойчивы, дети часто бывают капризны, эгоистичны, грубы. Эмоциональная сфера характеризуется лёгкой отзывчивостью на происходящие события.
Начальные занятия мини-футболом, с одной стороны требуют в связи со спецификой вида спорта, определённого уровня развития нравственно-волевых качеств, а с другой, способствуют, при правильной организации тренировочного процесса их целенаправленному формированию. Было выявлено положительное влияние занятиями мини-футболом в возрасте 7–9 лет на формирование и воспитание таких волевых качеств, как целеустремлённость, дисциплинированность, трудолюбие, решительность, настойчивость, выдержка, смелость (1 — решительность, смелость — 1,275; 2 — настойчивость — 1,155; 3 — трудолюбие — 1,09; 4 — целеустремлённость — 0,965; 5 — самообладание — 0,945; 6 — честность — 0,605; 7 — уважение к сопернику — 0,54; 8 — дисциплинированность — 0,425).
Экспериментальная проверка подтвердила, что полученный прирост в нравственно-волевых проявлениях занимающихся, имеет связь с развитием необходимых для мини-футболиста физических качеств (челночный бег 3x10 м — t=2,5, р<0,05; наклон вперёд, см — t=2,5, р<0,05; 6-ти минутный бег, м — t=2,5, р<0,05; прыжки в длину с места, см — t =2,6, р<0,05; бег 30м, с — t=2,8, р<0,05).
Исследование позволило выделить и обосновать следующие условия эффективного нравственно-волевого воспитания детей 7–9 лет, занимающихся в группах начальной подготовки в спортивной школе: диагностика личностных особенностей нравственно-волевого развития учащихся как условие индивидуализации тренировочного процесса; прогнозирование и реализация личностного и социально-ценностного результата спортивной деятельности каждого занимающегося; конструирование целей спортивной деятельности, адекватных интересам, психофизическим возможностям, личностному и социальному развитию подростков; комплексное использование индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия спортсменов; стимулирование самодеятельности и самостоятельности спортсменов, адекватных их нравственно-волевой зрелости; моделирование во время тренировочных занятиях ситуаций, внешних и внутренних предпосылок, приближенных к условиям реальных соревнований и требующих самостоятельного выбора нравственно-волевых решений, поступков, творческой активности; систематический анализ и моральная оценка тренером и спортсменов результатов и мотивов поступков и действий каждого члена спортивного коллектива.
Литература:
- 3агайнов, P. M. Феномен чемпионства / P. M. Загайнов // Физкультура и спорт. — 2001. — № 1. — С. 30–31.
- Быков, А. В. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Учебное пособие / А. В. Быков, Т. И. Шульга. — М.: Изд-во УРАО, 1999. — 168 с.
- Виленский, М. Я. Нравственно-волевое воспитание учащихся ДЮСШ: теория и практика / М. Я. Виленский, В. Н. Казанцев // Физическая культура. — 1997. — № 1. — С. 14–17.
- Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. — СПб.: Питер, 2001. — 560 с.
- Жаров, К. П. Волевая подготовка спортсменов / К. П. Жаров. — М, 1976. — 151 с.
- Пуни, А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте/ А. Ц. Пуни. — Л., 1977. — 48 с.
- Сиротин, Л. Ю. Формирование личности: проблема устойчивости / Л. Ю. Сиротин. — Казань: Изд-во Казанского университета, 2002. — 175 с.
- Стамбулова, Н. Б. Возрастные психологические особенности детей школьного возраста и их учет в процессе физического воспитания/ Н. Б. Стамбулова. — Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 2008. — 39 с.
- Узнадзе, Д. Н. Психология установки/ Д. Н. Узнадзе. — СПб.: Питер, 2001. — 416 с.
- Чудновский, В. Э. Нравственная устойчивость личности / В. Э. Чудновский. — М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
- Шайхтдинов, Р. З. Личность и волевая готовность в спорте / Р. З. Шайхтдинов. — М.: 1987. — 112 с.