Целью настоящей научно-исследовательской работы является поэтапный анализ механизмов регулирования комплексной жилой застройки на уровне местного самоуправления.
Ключевые слова: комплексная жилая застройка, Муниципальное образование, комплексное освоение территории, генеральный план поселения, правила землепользования и застройки.
The goal of this research work is a phased analysis of the mechanisms for regulating integrated housing development at the local government level.
Key words: integrated residential development, Municipal formation, integrated development of the territory, master plan of the settlement, land use and development rules.
Проведение анализа механизмов регулирования комплексной жилой застройки на уровне местного самоуправления, было начато с определения полномочий органов местного самоуправления в вопросах комплексного освоения. В частности, Градостроительный кодекс Российской Федерации говорит о том, что органы местного самоуправления могут принимать решения о комплексном развитии территории, а также в их обязанности входит заключение договоров с застройщиками на земельные участки.
Разработкой и утверждением программы комплексного развития территории занимается Администрация Муниципального образования города. Массовое жилищное строительство, комплексное освоение и развитие территорий невозможны без своевременного формирования необходимого количества земельных участков. Для формирования земельных участков как конечного результата необходима разработка последовательных и взаимосогласованных документов градостроительного регулирования, обеспечивающих устойчивое развитие территорий, в составе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории.
Развитие небольших северных городов ведется преимущественно за счет градообразующих предприятий. В городе Надым таким предприятием является ООО «Газпром добыча Надым». В период до начала 2000-х годов «Газпром» занимался строительством и обслуживанием объектов социальной инфраструктуры города и многоквартирных жилых домов, с наступлением нового тысячелетия была организована передача всей городской инфраструктуры в ведение Муниципального Образования города Надым. В настоящее время ситуация имеет положительную динамику, город активно развивается происходит это за счёт выполнения муниципальных программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, а также формированию комфортной городской среды. Эти программы содержат комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально — экономического развития муниципального образования город Надым, в рамках реализации полномочий органов местного самоуправления.
На уровне местного муниципалитета принимаются решения о точечной застройке многоквартирными жилыми домами в районах с существующей транспортной и социальной инфраструктурой. Примеры тому служат возведение 3-х многоквартирных домов в микрорайоне «посёлок Лесной». Крупная застройка проходит в 13 микрорайоне, где возводится жилой комплекс «Олимпийский», для этого Администрация выделила земельный участок с отсыпкой, под комплексную жилую застройку. Проектом развития данной территории является «Проект застройки микрорайона Олимпийский». Преимущество данного участка в подготовленном основании под капитальное строительство многоквартирных домов. В соответствии с новым постановлением правительства Российской Федерации, о комплексной жилой застройки территории, застройщик обязан производить застройку жилых домов и одновременно заниматься развитием придомовой территории. Изначально генеральным планом была предусмотрена точечная застройка 13 микрорайона и возведение нескольких объектов социальной инфраструктуры. На сегодня были внесены изменения в генеральным план и правила землепользования и застройки, согласно им, 13 микрорайон становится территорией комплексного освоения. На уровне местного муниципалитета решались следующие задачи:
1) Принятие решения формировании земельного участка в соответствии с генеральным планом и правил землепользования и застройки;
2) Подготовка проекта планировки и межевания территории;
3) Постановка на кадастровый учет земельных участков;
4) Подготовка градостроительного плана и запрос технических условий;
5) Создание точек подключения к существующей инфраструктуре;
6) Проведение публичного аукциона на право заключения договора аренды;
7) Заключения договора аренды земельных участков и договора на комплексное освоение территории.
В Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации были внесены изменения и поправки, позволяющие девелоперу и органам местного самоуправления, заключать договора на комплексное освоение территорий. А также регулировать процесс освоения территорий. В частности, потенциальный застройщик должен руководствоваться статьей 46.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая четко регламентирует, какие процессы включает в себя комплексное развитие территории. Договор о комплексной жилой застройке заключается в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на основании правил землепользования и застройки и генерального плана поселения. Лицо, заключившее договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, в соответствии со статьей 46.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации приобретает права на земельный участок в соответствии со статьей 39.6 пункта 2, подпункта 13.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подводя итог, можно выделить то, что основную роль в решении о комплексной жилой застройки играет местный муниципалитет, на него возложены обязательства по формированию земельных участков и контролю за строительством, решения вопросов коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры территории. Принимаю решения о таком виде освоения территории местный муниципалитет решает не только региональные задачи и местные острые социальные проблемы, но также положительно влияет на климат страны и настроения граждан.
Литература:
- Российская Федерация. Федеральный закон. Об общих принципах организации Местного самоуправления в российской федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ// Информационно-правовая система «Консультант Плюс»;
- Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в федеральный закон о содействии развитию жилищного строительства и отдельные законодательные акты Российской федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон и от 31.12.2017 г. № 506-ФЗ// Информационно-правовая система «Консультант Плюс»;
- Российская Федерация. Федеральный закон. О внесении изменений в градостроительный кодекс российской федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов российской федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26 июля 2017 года N 191-ФЗ// Информационно-правовая система «Консультант Плюс»;
- Стратегия социально-экономического развития до 2020 года [Электронный ресурс] http:// www.nadymregion.ru/ bitrix/ templates/ main/ information-files/ 1276737378.doc
- Стратегия развития жилищной сферы Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] http:// www.minstroyrf.ru/ upload/ iblock/ ec7/ Strategiya-zhilishchnoi_-sfery.pdf