В статье я провожу анализ развития физического воспитания учащихся средних образовательных учреждений военного направления с целью выявления роста (снижения) уровня физической подготовленности будущих защитников Отечества. Исследование проведено на базе двух учебных заведений подведомственных Министерству Обороны и ряда школ-интернатов военной направленности Уральского и Сибирского Федеральных округов, ввиду, направленности заведений, данные не разглашаются.
Ключевые слова: физическая подготовка, Российская Федерация, контрольный срез, физическая подготовленность, кадетский корпус Министерства обороны, списочный состав подразделения.
Физическая культура обучающихся в Суворовских военных, Нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусах Министерства обороны Российской Федерации является неотъемлемой частью их образования и воспитания. Она включает: физическую подготовку, спорт и мероприятия оздоровительно-рекреационной направленности [5].
Согласно положениям Наставления по Физической подготовке обучение осуществляется во взаимосвязи с воинским, нравственным и эстетическим воспитанием, с целью взрастить физически подготовленных защитников Отечеству: солдат и офицеров — крепких и закаленных юношей, способных переносить высокие физические нагрузки и психические напряжения.
На базе кадетских корпусов подведомственных Министерству Обороны Российской Федерации и школ-интернатов военной направленности была проведена исследовательская работа о качестве развития физической подготовки обучаемых. По результатам обучения 2019–2020 года, сделана выборка сдачи промежуточной аттестации за 2 и 3 четверть по физической культуре. В учет контрольного среза шла сдача нормативов обязательных во всех военных структурах и ведомствах, где есть военная служба: подтягивание на перекладине, бег на длинную дистанцию 3 км, и короткую 100 м. Оценочные результаты приведены ниже. Наполняемость классов не более 20 человек, в учет не брались — не аттестованные и освобожденные от физической подготовки обучаемые. В диаграммах указаны учебные классы кадетского корпуса Министерства Обороны Российской Федерации, показатель развития физической подготовленности, в кадетских корпусах и школах-интернатах военной направленности Министерства Просвещения Российской Федерации выглядит более удручающе.
Оценка физической подготовки классов (подразделений), производилась в соответствии с Наставлением по физической подготовки для суворовских военных училищ и кадетских корпусов, которая слагается из общих оценок физической подготовленности проверяемых и определяется [5]:
– «отлично» — если получено 90 % положительных оценок, при этом более половины проверенных получили оценку «отлично» и на проверку представлено не менее 80 % списочного состава подразделения;
– «хорошо» — если получено 80 % положительных оценок, при этом более половины проверенных получили оценку не ниже «хорошо» и на проверку представлено не менее 75 % списочного состава подразделения;
– «удовлетворительно» — если получено 70 % положительных оценок и на проверку представлено не менее 70 % списочного состава подразделения.
9 классы:
10 классы:
11 классы:
Как видно из диаграмм, к итоговой аттестации в 9 классе основная картина вырисовывается следующим образом: количество хороших и отличных отметок превышает удовлетворительные. Эта картина начинает существенно меняться в 10 и 11 классах, резко возрастает количество удовлетворительных и неудовлетворительных оценок.
Оценки по классам (подразделениям):
Данные меняются еще и по той причине, что ряд обучающихся отчисляются из учебного заведения по разным обстоятельствам, это видно и по количествам классов, участвовавших в сдаче контрольного среза. Уровень роста физической подготовки в каждом классе варьируется от 2,3 до 3,8 %, в ¼ классах наблюдается ее снижение в том же соотношении.
В настоящее время в Российской Федерации существенного роста показателей физической подготовленности детей не наблюдается. По результатам мониторинга выявлен низкий уровень физической подготовленности обучаемых. Наличие неудовлетворительных оценок по отдельным видам и общих за сдачу контрольного среза, говорит о слабом уровне организации программы подготовки по предмету «физическая культура» и низком уровне подготовки обучаемых. В программах подготовки учебных заведений нет никаких отличий от общеобразовательной школы. Исключение составляют лишь тот момент, что все обучаемые в учреждениях Министерства Обороны Российской Федерации, в отличие от школ и кадетских корпусов военной направленности Министерства Просвещения Российской Федерации, обязаны заниматься военно-прикладными видами спорта, принимать участие в обязательной утренней зарядке и спортивно-массовой работе, которая организовывается в училищах и корпусах.
Произошедшие масштабные изменения в военных структурах и ведомствах, в которых есть военная служба, несмотря на тенденции к стабилизации, продолжают негативно влиять на подготовку военнослужащих, что не может не сказываться на безопасности Государства.
Физическая подготовка — основной качественный показатель подготовленности личного состава и подразделений Вооруженных Сил. В настоящее время перед сферой физической подготовки обучаемых в суворовских военных училищах и кадетских корпусах необходимо ставить задачи, требующие качественной подготовки современных защитников, повышение темпа и уровня подготовки, главным результатом по выходу должно стать отсутствие не удовлетворительных оценок и снижение удовлетворительных.
Исходя из вышеуказанного, можно сделать следующий вывод, что введение в Наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации и программы обучения основ военно-прикладной направленности во всех учреждениях военного направления способствовало бы лучшему и качественному формированию знаний, умений и навыков у обучающихся, как у суворовцев и кадетов для подготовки к службе в армии и последующему обучению в высших военно-учебных заведениях.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации».
- Постановление Правительства РФ от 30.04.2008 № 328 «Об утверждении Типового положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах».
- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 2009 г. № 11–01 — р).
- Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 134-р).
- Приказ от 30 октября 2004 г. № 352 «Об утверждении наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации».
- Обоснование специальных принципов физической подготовки войск /В. А. Шейченко/Современный бой и физическая подготовка войск: сборник научных трудов — СПб.: ВДКИФК, 1993.