В статье авторы освещают результаты исследований, направленных на выявление влияния информационных технологий на состояние когнитивных функций, таких как: память, мышление, внимание, речь, гнозис, счет, ориентация, планирование, а также контроль высшей психической деятельности. Интерес к данной проблеме возник в связи с частым использованием современных гаджетов и интернета в повседневной жизни.
Ключевые слова: когнитивные процессы, информационные технологии, гаджеты, анкетирование, студенты медицинского вуза.
Введение. В настоящее время использование гаджетов и информационных технологий прочно интегрировалось в нашу жизнь. Они облегчают решение таких задач, как поиск новой информации, обучение, общение, совершение покупок, прокладывание маршрутов. Таким образом, современные информационные технологии и гаджеты являются новым культурным инструментов освоения действительности. Это особенно важно, потому что студенты тратят большое количество времени на использование цифровых ресурсов.
Целью нашей работы является выявить процентное количество студентов лечебного факультета, которые активно используют гаджеты в повседневной жизни, при помощи анкетирования.
Для достижения данной цели нами были поставлены задачи :
- Определить избирательность внимания у студентов в первой половине дня и сравнить ее с результатами, полученными во второй половине дня.
- Определить объем и точность зрительной кратковременной памяти у студентов в первой половине дня и сравнить ее с результатами, полученными во второй половине дня.
- Определить аспекты логического мышления у студентов и сравнить их с результатами, полученными во второй половине дня.
- Отследить динамику влияния использования устройств на память, мышление, воображение.
- Отследить динамику влияния времени суток на когнитивные процессы.
Актуальность. Разнообразные сетевые технологии и электронные устройства укоренились в повседневной жизни современного человека. Однако последствия такого блага в полной мере не осмыслены.
Ученые все больше стараются обратить внимание на изучение тех изменений, которые происходят благодаря широкому распространению информационных технологий. К наиболее значимым из них следует отнести преобразование психических процессов, отвечающих за рациональное познание [1]. Актуальность данной темы связана с идеей о негативном воздействии современных технологий, о которых все чаще упоминают в сми.
Что же относится к основным факторам, влияющим на когнитивные процессы?
1) Гипертекстуальность современной культуры. Гипертекст — особая форма представления информации, которая преобладает над текстовой [2].
2) Возрастающее количество информации , которой вынужден оперировать человек. Постоянное дублирование информации приводит к тому, что людям становится все сложнее ориентироваться в ней.
3) Распространение электронной коммуникации . С каждым годом общение все больше переносится в виртуальную среду, а интернет становится коммуникативной площадкой, так как большая часть населения ежедневно общается между собой с помощью электронной почты, SMS, мессенджеров и видеосвязи.
4) Языковые трансформации . Люди все чаще отказываются и упрощают грамматику и стараются использовать «сленговые» выражения и сокращенные словесные формы, а также коллаборируют слова из разных языков [3].
Все изменения, происходящие под влиянием информационных технологий, исследователи называют понятием «Клиповое мышление», или «Net-мышление» [4, 5]. Отечественный психолог Т. В. Семеновских под клиповым мышлением подразумевает «процесс отражения множества разнообразных свойств объектов без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, а логичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира» [6].
Данные изменения, прежде всего, затрагивают внимание, память и аналитическое мышление:
− люди теряют способность к восприятию объемных текстов, которые требуют длительной концентрации внимания и самостоятельного выделения главных мыслей;
− с трудом могут фокусировать внимание, выделять главное,
− люди становятся рассеянными и поверхностными, испытывающими постоянную потребность в получении новой информации, не успевая ее осмысливать.
Клиповое мышление предполагает упрощение, однако оно же придает динамизм познавательной деятельности, которое может способствовать развитию интуитивного и творческого мышления [7].
Методы исследования. В данной работе мы провели исследование среди студентов лечебного факультета с 1 по 6 курс. Использовались нейропсихологические тесты, которые включали в себя:
- Методики изучения внимания «Методика Мюнстерберга» направлена на определение избирательности внимания;
- Методику изучения памяти «Память на числа» позволяет оценить кратковременную зрительную память, ее объем и точность;
- Методики исследования мышления — тест Липпмана «Логические закономерности», предназначен для исследования логического аспекта мышления.
Анкетирование проводилось анонимно при помощи использования Google Формы. Студентам предлагался ряд заданий, на которые они отвечали сначала в первой половине дня, когда они максимально бодры, сосредоточены и не получили информационную нагрузку от дистанционного обучения, использования мобильного телефона и/или компьютера, прослушивания музыки через наушники, просмотра лекций и видеоуроков. И на те же самые вопросы во второй половине дня, когда студенты активно использовали информационные технологии. Также была собрана статистика, которая отражала сколько в среднем студент проводил времени в телефоне/компьютере и/или ином техническом устройстве.
Результаты. Всего в исследовании приняло участие 270 человек.
Используя методику для изучения концентрации внимания студентов, мы получили следующие данные. В первую половину дня: 31 % опрошенных имеет высокую переключаемость внимания, 46 % — среднюю и 23 % — низкую. Во вторую: 23 % — высокую переключаемость, 35 % среднюю, 42 % — низкую.
Исходя из результатов, полученных при проведении методики оценки кратковременной зрительной памяти, видим, что в первую половину дня по количеству воспроизведенных чисел более 70 % студентов укладывается в норму (7 и выше); а во вторую — у 45 % опрошенных снижается точность памяти (6 и ниже запоминаемых чисел), у 55 % остается без изменений.
Студенты, проходя тест Липпмана, отметили свою заинтересованность в нем. Интерпретация результатов идет из расчета затраченного времени и количества допустимых ошибок. По итогам данной методики в первую половину дня у 11 % испытуемых наблюдается высокий уровень логического мышления, у 79 % — хороший уровень, 10 % — низкий. Во второй половине дня: 10 % — высокий уровень, 69 % — хороший, 21 % — низкий.
Исходя из собранной статистики, отражающей экранное время (англ. Screen time) — это время, проведенное у экранов таких устройств как смартфон, планшет, компьютер или телевизор.), можно отметить, что 93 % опрошенных проводят большую часть дня, используя информационные технологии.
Объединив результаты вышеперечисленных методики, мы пришли к выводу, что способность студентов четко мыслить, учиться, запоминать, воспроизводить информацию в первую очередь зависит от физиологических аспектов (биоритма, возраста, выносливости, ответа организма на внешние раздражители и т. д.), а уже потом от влияния информационных технологий на когнитивные функции.
Выводы. Взаключение следует отметить, что информационные технологии не в полной степени оказывают негативное влияние, так как их использование на мозг до конца не изучено. В научной литературе можно найти примеры их положительного воздействия, что приводит к развитию функций правого полушария головного мозга, отвечающего за пространственно-образное мышление. Также работа с цифровыми ресурсами может стать импульсом для развития воображения, креативности. Именно данные воздействия информационных технологий на творческую деятельность человека нуждаются в дальнейшем изучении.
Литература:
- Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 608 с.
- Nelson T. N. A file structure for the complex, the changing, and the indeterminate // Proceedings of the 20th National Conference: Cleveland, Ohio, August 24–26, 1965. — New York: ACM, 1965. — P. 84–100
- Трофимова Г. Н. Языковой вкус Интернет-эпохи в России: Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты. — М.: Изд-во РУДН, 2004. — 380 с.
- Пронина Е. Е. «Живой текст»: четыре стилевых признака Net-мышления // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2001. — № 6. — С. 74–80.
- Загидуллина М. В. Информационное общество в контексте Net-мышления // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Филология. Искусствоведение. — 2012. — Вып. 63.– № 5. — С. 48–51.
- Семеновских Т. В. «Клиповое мышление» — феномен современности // Оптимальные коммуникации (ОК): Эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ — Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ (Дата обращения: 28.12.2020).
- Lohr S. Slow Down, Brave Multitasker and Don't Read This in Traffic // New York Times. — 2007. — March, 25. — URL: https://www.nytimes.com/2007/03/25/business/25multi.html? %20pagewanted=all&_r=0 (Дата обращения: 28.12.2020).