В статье рассматривается анализ внутренней среды организации с помощью метода SNW как способ влияния на формирование стратегии, а также формулируются рекомендации по повышению эффективности управления процессами выбора внешних ресурсов на основе анализа внутренних.
Ключевые слова: snw, анализ, внешние факторы, внутренние факторы, стратегия.
Цель стратегического анализа внутренней среды — выявить те сильные стороны организации, которые способствуют развитию ключевых компетенций, повышению устойчивости конкурентных преимуществ и позволят ей укрепить свою конкурентную позицию в условиях нестабильной внешней среды. Анализ состояния организации проводится по следующим основным направлениям:
— эффективность действующей стратегии;
— определение силы и слабости организации в сопоставлении с возможностями и угрозами внешней среды;
— конкурентоспособность организации;
— прочность конкурентной позиции организации;
— стратегические проблемы, которые стоят перед организацией.
Возможны три методических подхода к анализу:
— выявление сильных и слабых сторон в деятельности организации и разработка стратегии по принципу их сбалансирования с возможностями и угрозами внешней среды;
— выявление стратегических проблем организации и разработка стратегии по принципу разрешения проблем;
— оценка возможности ресурсного потенциала организации по видам ресурсов и разработка конкурентной стратегии на основе эффективного использования и развития стратегических ресурсов.
Факторы внутренней среды, способствующие успеху организации на рынке, называются ее сильными сторонами, которые предопределяют те или иные виды конкурентных преимуществ и их устойчивость. Соответственно, факторы внутренней среды, сдерживающие процессы достижения заявленных целей и препятствующие реализации стратегии, являются слабыми сторонами организации [1].
Для выявления сильных и слабых сторон организации используется SNW-анализ. Название данной методики представляет собой аббревиатуру слов Strengths — сильная сторона организации, Neutral — нейтральная сторона и Weaknesses — слабая сторона. Результаты SNW-анализа могут быть представлены в следующей форме:
№ п/п |
Наименование стратегической позиции |
Оценка |
||
S |
N |
W |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Уровень стратегического менеджмента в организации |
|||
2 |
Эффективность бизнес-стратегий (в целом), в том числе: |
|||
2.1 |
Бизнес № 1 |
|||
2.m |
Бизнес № m |
|||
3 |
Соответствие организационной структуры выбранной стратегии (перспективным планам) |
|||
4 |
Общее финансовое положение, в том числе: |
|||
4.1 |
состояние текущего баланса |
|||
4.2 |
уровень организации бухгалтерского учета |
|||
4.3 |
структура финансов |
|||
4.4 |
доступность инвестиционных ресурсов |
|||
4.5 |
уровень финансового менеджмента |
|||
5 |
Конкурентоспособность продуктов (в целом), в том числе: |
|||
5.1 |
Продукт № 1 |
|||
5.n |
Продукт № n |
|||
6 |
Соответствие структуры цепочки ценностей лучшим практикам, в том числе по каждому бизнесу: |
|||
6.1 |
Бизнес № 1 |
|||
6.m |
Бизнес № m |
|||
7 |
Эффективность системы дистрибуции (в целом), в том числе: |
|||
7.1 |
качество материальной базы |
|||
7.2 |
искусство продаж |
|||
8 |
Уровень (эффективность) использования в организации информационных технологий и их соответствие современному уровню |
|||
9 |
Способность к реализации на рынке новых продуктов (товаров, услуг) |
|||
10 |
Способность менеджмента к лидерству, в том числе: |
|||
10.1 |
способность к лидерству топ-менеджмента |
|||
10.2 |
способность к лидерству менеджеров среднего и нижнего звена |
|||
11 |
Уровень развития производственной системы, в том числе: |
|||
11.1 |
прогрессивность применяемых технологий (соответствие мировому уровню) |
|||
11.2 |
качество материально-технической базы |
|||
11.3 |
компетентность ключевых специалистов |
|||
11.4 |
компетентность персонала основной сферы |
|||
12 |
Уровень маркетинга |
|||
13 |
Уровень администрирования в организации |
|||
14 |
Известность товарного знака (фирменного наименования), политика брендирования |
|||
15 |
Компетентность персонала (в целом), в том числе: |
|||
15.1 |
компетентность ключевых специалистов |
|||
15.2 |
компетентность работников, участвующих в реализации основных бизнес-процессов |
|||
15.3 |
компетентность обслуживающего персонала |
|||
15.4 |
клиентоориентированность персонала |
|||
15.5 |
лояльность персонала организации |
|||
16 |
Уровень НИОКР |
|||
17 |
Репутация организации на рынке |
|||
18 |
Репутация организации как работодателя |
|||
19 |
Отношения с органами государственной власти и органами местного самоуправления |
|||
20 |
Отношения с профессиональными сообществами |
|||
21 |
Отношения с партнерами сети |
|||
22 |
Степень вертикальной интегрированности |
|||
23 |
Соответствие организационной (корпоративной) культуры стратегии развития |
|||
24 |
Стратегические альянсы |
|||
Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики организации) |
||||
… |
||||
SNW-анализ осуществляется методом экспертных оценок с использованием выбранной системы балльных оценок.
Фактически SNW-анализ является более углубленной версией анализа, проводимого по методу SWOT.
Благодаря использованию в том числе описываемого инструмента менеджмент организации в условиях ограниченности ресурсов может сконцентрировать усилия на использовании тех возможностей, которые способствуют созданию устойчивых конкурентных преимуществ, а также на предотвращении тех угроз, которые могут привести их утрате.
Для победы в борьбе среди конкурентов может быть достаточно, чтобы организация находилась в N (нейтральной) позиции по отношению ко всем своим конкурентам во всех ее ключевых позициях или факторах, а в состоянии S (сильная позиция) достаточно только одного фактора. Это основная причина, почему добавлен фактор N в анализ.
Таким образом, SNW-анализ — эффективный способ определения внутреннего контекста организации. Важным аспектом для формирования долгосрочной стратегии организации является проведение подобного анализа на постоянной, систематической основе с отслеживанием колебаний по ключевым оценочным факторам.
Организация должна регулярно изучать среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям. Поэтому в структуре процесса стратегического управления вслед за анализом среды следует установление миссии организации и ее целей.
Литература:
- Никифорова Л. Е. Современный стратегический анализ: концепции, модели, инструменты. Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2017.
- Михненко П. А. Handbook по дисциплине «Современный стратегический анализ» Программа магистерской подготовки. М.: Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» Кафедра Общего и стратегического менеджмента, 2018.
- Попов С. Концепция актуального стратегического менеджмента для современных российских компаний. М.: Юрайт, 2013.